Top.Mail.Ru

Как бухгалтеру управлять психологической дистанцией

Для любого офисного сотрудника жизненно необходимо понимать, как выстраивать отношения. Можно быть первоклассным специалистом, но так и остаться на самой нижней ступени карьерной лестницы. Для главного бухгалтера знание психологической дистанции – основа работы. Нужно поставить себя так, чтобы ­начальство уважало, а коллеги любили, но при этом «не садились на голову».

Насколько близкими должны быть отношения женщины и мужчины-начальника? Где грань между флиртом и деловым общением? Как оставаться женственной и в то же время серьезной? Все эти вопросы связаны с ­психологической дистанцией. Давайте разберемся.

Для любого офисного сотрудника жизненно необходимо понимать, как выстраивать отношения. Можно быть первоклассным специалистом, но так и остаться на самой нижней ступени карьерной лестницы. Вы не сделаете карьеру, если у вас нет «чутья» – как и с кем сблизиться, а от кого наоборот отдалиться. А для главного бухгалтера знание психологической дистанции – основа работы. Нужно поставить себя так, чтобы ­начальство уважало, а коллеги любили, но при этом «не садились на голову».

Что такое психологическая дистанция? Рассмотрим структуру общения. Чтобы нормально говорить с собеседником, должно быть несколько условий. Во-первых, мы должны одинаково хорошо знать один язык. Причем не только грамматику, лексику и т.д., но и понимать контекст разговора, метафоры, намеки. Условие второе – мы должны быть примерно на одном уровне образования и культуры. Хорошо, если мы имеем общие профессиональные интересы и примерно одного возраста. Тогда общение налаживается. А если все эти переменные отсутствуют – говорить становится значительно сложнее. Даже язык жестов не всегда помогает при общении. Одно и то же движение руками может означать в разных странах и приветствие, и оскорбление, и даже иметь сексуальный ­подтекст.

Но есть действительно универсальное поле понимания друг друга – дистанция. С помощью нее можно общаться даже с иностранцем. О психологической дистанции написано довольно много. В частности, широко известна теория о пространственных зонах, автором которой является Эдвард Холл, американский антрополог. Там говорится о том, на каком расстоянии лучше общаться с собеседником, чтобы контакт был комфортным. Но расстояние между собеседниками это еще не все.

Почему дистанция важна

Приближаясь к одним людям и удаляясь от других, мы обозначаем свою позицию в этом мире. О человеке можно сказать много, если мы знаем, с кем он обедает, советуется, проводит время отдыха. В ­общении ­выделяют три уровня: макроуровень, мезоуровень и микроуровень.

В макроуровень входят круг общения, жизненные приоритеты и ценности, стиль общения.

Средний уровень (мезоуровень) включает в себя социальные группы – профессиональные и непрофессиональные (по интересам).

На микроуровне находятся такие вещи как мимика, жесты, рукопожатия, интонация голоса. В общем, невербальное поведение.

Эти уровни тесно связаны и с психологической дистанцией. Всем известно такое выражение «Гусь свинье – не товарищ». О чем оно говорит? О том, что одно животное (в данном случае гусь) не может находиться рядом (то есть на близкой дистанции) с другим животным (в данном случае свиньей). Ведь различия между ними на макроуровне (разные ценности) определяют и различия на мезо- и микроуровнях. То есть люди с разными взглядами не могут общаться на одни и те же темы и даже физически находиться вблизи друг друга.

Пример 1

Главный бухгалтер предприятия по производству телекоммуникационного оборудования решила, что ей не хватает неформального общения на работе. Она подружилась с девушками из отдела продаж, стала вместе с ними обедать, ходить после работы в кафе, кино, боулинг. Генеральный директор заметил это и как бы невзначай поинтересовался, чем вызвана такая «дружба». Главбух удивилась вопросу и переспросила, почему шеф интересуется. Тогда директор пояснил, что эти девушки «другого круга» – несерьезные, склонные к нарушению дисциплины. А главный бухгалтер, по мнению руководителя, совсем непохожа на них, к тому же общается на работе с топ-менеджерами – коммерческим директором, начальником финансового отдела. Генеральный директор сказал, что главбух компрометирует себя, поддерживая отношения с легкомысленными ­сотрудницами отдела продаж.

Почему нужно поддерживать дистанцию на...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.