Top.Mail.Ru

Оперативные совещания: как их можно протоколировать и контролировать исполнение поручений?

Если общее собрание акционеров / участников или совещание совета директоров протоколируют со всей тщательностью и потом контролируют принятые на них решения, то к оперативным совещаниям у руководителя часто относятся «без должного ­уважения». А зря, ведь именно на них принимаются решения по текущим горящим вопросам. Предлагаем вам несколько современных и упрощенных способов протоколирования и контроля исполнения поручений, которые вполне можно применить именно к оперативным совещаниям. Они касаются формы представления решений в тексте протокола, использования интеллектуальных карт (Mind Maps), способов получения и фиксации информации о ходе выполнения поручений. Даны советы по грамотному вовлечению ­исполнителей в процессы протоколирования и контроля.

Особенность протокола как вида документа состоит в том, что он содержит в себе не только принятые решения (распоряжения), но и описание хода обсуждения. Кроме того, протоколом может удостоверяться какой-либо факт (например, в случае с протоколом ДТП).

Пример 1. Разновидности протоколов

Но далее в статье мы будем говорить только о протоколах оперативных совещаний, которые относятся к числу организационно-распорядительных документов.

Допускаются полные и краткие формы протоколов. Полная форма используется для крупных мероприятий, ход которых необходимо зафиксировать полностью, включая все выступления (не только основных докладчиков), высказанные мнения, реплики и замечания. А краткий протокол может фиксировать только минимально необходимые сведения:

  • обсуждавшиеся на заседании вопросы,
  • фамилии докладчиков и
  • принятые решения.

Краткие формы протоколов характерны для оперативных совещаний либо в случае стенографирования заседания.

Формальный подход не помогает

Протоколирование оперативных или производственных совещаний (так называемых «планерок», «летучек») носит более свободный характер. Обычно такие совещания проводятся раз в неделю, чаще всего утром в понедельник, до начала основной работы. Протокол зачастую составляется формально. Секретарь записывает ход обсуждения, фиксирует принятые решения и через день-два рассылает участникам оформленный документ, а далее из-за отсутствия полноценной системы контроля часто приходится полагаться на сознательность исполнителей и память, а ­также волевые качества шефа.

Пример 2. Как директор совещания проводил

Руководитель одной строительной компании проводил по понедельникам еженедельные производственные совещания. Каждое начиналось с оценки прошедшей недели (перед глазами руководителя был всегда протокол предыдущего совещания), вопросы делились на блоки (например, как у нас ведутся проектные работы, что нового в закупках и т.п.). Ответственные работники отчитывались о проделанной работе, при особо резких замечаниях и даже обвинениях пытались свалить вину на другого: «Я проект не доделал, потому что мне вовремя документы не выдали из архива», «Материалы не доехали до объекта, потому что механик неисправную машину в рейс выпустил» и т.п. Конструктивной беседы обычно не получалось.

Руководитель кричал, что все плохо, сотрудники сидели, понурив головы, а секретарь записывал «ускорить», «увеличить», «улучшить», «устранить»… После окончания «совещания» сотрудники бежали на свои рабочие места, радуясь, что «экзекуция» закончилась. Секретарь оформляла протокол, иногда обращаясь с вопросами к какому-нибудь специалисту (например, как корректнее переформулировать решение «срочно закончить вторичку»), подписывала его у руководителя и рассылала на электронную почту сотрудников, указанных исполнителями. Контроль исполнения протоколов велся слабо, большей частью путем телефонного обзвона и выяснения, решен ли вопрос. Как правило, вопрос был не решен или на его решение требовалось больше времени, чем было записано в протоколе. Да и не понимали сотрудники, почему они должны отчитываться перед секретарем, который все равно ничего не смыслит в их работе. И вообще, надо работой заниматься, а не бумажки печатать.

Проходила неделя, наступал понедельник, руководитель снова устраивал разнос…

К сожалению, такая картина характерна для многих отечественных предприятий: культура исполнения документов все еще остается довольно низкой, поэтому одной из главных задач секретаря является создание удобного рабочего механизма контроля исполнения протоколов совещаний. Мы хотим рассказать о том, как секретарь может помочь руководителю, используя некие «облегченные» (менее трудоемкие) формы контроля, базис под них можно заложить еще при протоколировании совещания.

Приведем два примера протокола: с классическим представлением текста и табличным. Конечно, грамотный управленец знает, что каждое поручение должно четко говорить: кому, что и когда нужно сделать. То есть в тексте вместо «абстракции», отмеченной цифрой 1 в Примере 4, должны были бы красоваться конкретные поручения:

Пример 3. Правильная формулировка поручения

1.1. Начальнику монтажного цеха Школьнику А.Л. организовать работу в две смены на объектах «Красная Пресня-1» и «Стигма». Срок исполнения – 01.03.2016.

1.2. Начальнику проектного отдела Лазарюку П.А. направить заявку на подбор персонала для проектного отдела в отдел кадров. Срок исполнения – 18.02.2016.

А вот использование табличной формы сразу бы дисциплинировало и заставило правильно сформулировать поручения (см. строки, отмеченные цифрой 1 в Примере 5). Кроме того, в такую таблицу удобно добавлять сведения об исполнении поручений и тогда к следующему оперативному совещанию ситуация будет ясна и наглядно представлена (см. Пример 7). Это не только дисциплинирует руководителя и ­исполнителей, но и очень удобно шефу.

Использование табличной формы оправдано еще и потому, что на оперативных совещаниях обычно не столько важно зафиксировать ход обсуждения и выработки решения, сколько сформулировать план действий и потом отслеживать ход его выполнения. Как видите, в Примере 5 мы сильно упростили раздел «СЛУШАЛИ» (сравните его в Примерах 4 и 5, отмечено цифрами 2).

Еще одна тонкость: классический формуляр протокола подразумевает, что по каждому вопросу повестки дня мы сначала после слова ­«СЛУШАЛИ:» указываем докладчика, а всех последующих выступающих с сутью их предложений – после слова «ВЫСТУПИЛИ:». Но на оперативных совещаниях о ситуации может докладывать «профильный специалист» и следом руководитель (он же председатель совещания) сразу же высказывает свои соображения и раздает указания. Так вот в подобных случаях аргументы руководителя можно не фиксировать, а поручения сразу писать после слова «ПОСТАНОВИЛИ:»

Пример 4. Образец протокола оперативного совещания (классическая форма, краткий вариант изложения, неправильная формулировка поручения)

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Система контроля исполнения документов, или Как запустить свой часовой механизм

Описаны ключевые элементы построения классической системы контроля исполнения документов в организации: что контролировать, как «дробить» поручение на группу исполнителей, как понимать ту или иную формулировку срока исполнения, кто что будет контролировать, какую информацию фиксировать и какую отчетность ­потом использовать. Показан алгоритм этого процесса.

Протокол совещания и деловой встречи

Как организовать и задокументировать совещание коллегиального органа, планерку в кабинете руководителя, деловую встречу с важным коммерческим партнером (русскоязычным и иностранным)? В каждом случае есть свои особенности. Как правильно составить протокол и что обязательно указать в нем, чтобы придать ­необходимую юридическую силу? Какие при этом есть варианты и от чего они зависят?

Опыт использования коэффициента исполнительской дисциплины

Автор делится опытом АО «АТОМПРОЕКТ» по расчету коэффициента исполнительской дисциплины, который позволяет учитывать в числовой форме не только количество просроченных поручений, но и длительность задержки, их соотношение с вовремя выполненными поручениями, важность заданий. Имея на руках такой справедливый коэффициент, его можно применять при расчете мотивирующих выплат сотрудникам – и тогда исполнительская дисциплина переходит на качественно новый уровень!

Организация контроля исполнительской дисциплины в коммерческом банке

Как организовать контроль исполнительской дисциплины? Что контролировать, по каким критериям и с какой периодичностью? Как осуществлять постановку документов (поручений) на контроль? Как автоматизировать данный процесс (в т.ч. перенос сроков, мониторинг, отчетность и др.)? Как увязать коэффициент ­исполнительской дисциплины по каждому сотруднику в СЭД с его премией?

Подготовка совещаний и оформление протокола

Как и о чем стоит уведомлять участников совещания? Какие материалы следует собирать еще до начала мероприятия? Как фиксировать ход совещания и когда необходимо оформить сам протокол? Чем его полная форма отличается от краткой и какие нововведения появились для федеральных органов исполнительной власти? Как оформить выписку из протокола для выборочного уведомления исполнителей о принятых решениях? Как потом хранить протоколы? В статье подробно разобраны все реквизиты протокола с объяснением ­вариаций их оформления и образцами целых документов.

Организация контроля исполнительской дисциплины в коммерческом банке

Как организовать контроль исполнительской дисциплины? Что контролировать, по каким критериям и с какой периодичностью? Как осуществлять постановку документов (поручений) на контроль? Как автоматизировать данный процесс (в т.ч. перенос сроков, мониторинг, отчетность и др.)? Как увязать коэффициент ­исполнительской дисциплины по каждому сотруднику в СЭД с его премией?

Протокол совещания и деловой встречи

Как организовать и задокументировать совещание коллегиального органа, планерку в кабинете руководителя, деловую встречу с важным коммерческим партнером (русскоязычным и иностранным)? В каждом случае есть свои особенности. Как правильно составить протокол и что обязательно указать в нем, чтобы придать ­необходимую юридическую силу? Какие при этом есть варианты и от чего они зависят?

Контроль исполнения документов в MS Outlook

Контроль исполнения документов – важнейшая составляющая ежедневной работы службы ДОУ, которая по праву считается и одной из самых трудоемких. Предлагаем вам бюджетный вариант его автоматизации при отсутствии СЭД – с помощью программы Microsoft Outlook, которую многие привыкли использовать только для работы с ­электронной почтой.