Top.Mail.Ru
По общему правилу, как в регистрах бухгалтерского учета, так и для целей налогообложения прибыли данные по торговым операциям должны отражаться отдельно от данных по выполнению заказов (выполнению работ по договорам подряда). Причем отсутствие раздельного учета не приведет к недоимке по налогам и искажению себестоимости, но может повлечь наложение штрафных санкций.

В хозяйственной деятельности компании часто занимаются не только торговлей как таковой, но и другими видами деятельности. Например, оказывают услуги по договору подряда. В этом случае следует вести раздельный учет расходов. О том, какая ответственность грозит за несоблюдение данного требования, а также плюсы и минусы компании, читайте в статье.

Торговые издержки

Торговые организации постоянно несут затраты, связанные:

  • с перевозкой товаров,
  • оплатой труда,
  • арендой,
  • содержанием помещений и инвентаря,
  • хранением и подработкой (предпродажной подготовкой) товаров,
  • рекламой и другими аналогичными по назначению расходами.

В регистрах бухгалтерского учета для обобщения информации о таких затратах предназначен балансовый счет 44 «Расходы на продажу» (Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н).

Собранные за месяц затраты полностью или частично списываются с Кредита счета 44 в Дебет балансового счета 90 «Продажи» (субсчет «Себестоимость продаж»). При частичном списании подлежат распределению затраты на транспортировку между проданными товарами и их остатками на конец месяца.

Аналитический учет затрат (расходов) на продажу ведется по видам и статьям затрат. Структуру регистров аналитического учета организация определяет самостоятельно.

Для целей налогообложения прибыли (ст. 320 НК РФ) расходы на продажу (издержки обращения) делятся на прямые и косвенные. К прямым (кроме стоимости товаров) относятся затраты на транспортировку товаров (если они не включены в их стоимость). Распределение транспортных расходов между стоимостью проданных товаров производится по такому же алгоритму, как и в регистрах бухгалтерского учета. Все остальные расходы торговой организации признаются косвенными и подлежат ежемесячному отнесению на уменьшение налогооблагаемой прибыли.

Какого-то права выбора в определении расходов ст. 320 НК РФ не дает. Перечень прямых расходов закрытый. Следовательно, за исключением транспортных расходов, все остальные издержки обращения – косвенные.

В регистрах бухгалтерского учета приобретение товара отражается записями:

Последующая его продажа отразится записями:

Расходы на продажу (издержки обращения) собираются проводками:

Дебет счета 44 Кредит счетов 70, 69, 60 и пр.

И ежемесячно они уменьшают финансовый результат организации записью:

Дебет счета 90 (субсчет «Себестоимость продаж») Кредит счета 44.

Расходы на другие виды деятельности

...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Всегда ли нужно исправлять ошибки

Как показывает практика, далеко не все ошибки имеет смысл исправлять. Рассмотрим примеры из жизни, когда исправление ошибок может привести к негативным последствиям. Например, если бухгалтер доходы от продажи материалов отразил во внереализационных доходах, перепутал прямые расходы с косвенными, ремонт назвал модернизацией или «задвоил» реализацию товара.

Уменьшение затрат по решению суда

Поступившая новая информация не обязывает организацию вносить исправления в регистры бухгалтерского учета, равно как и подавать уточненные декларации. К такой новой информации, в частности, следует относить вступившие в силу судебные решения. Рассмотрим на примере порядок отражения в учете такого акта, который затрагивает снижение размера арендной платы, установленного муниципальными властями, задним числом.

Учет затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков

Подрядчик имеет право, не ставя в известность заказчика, привлечь субподрядчиков к исполнению своих обязательств по договору. Причем на практике порядок принятия работ от соисполнителей часто отличается от порядка, в каком его передает заказчику генеральный подрядчик. На примере покажем порядок отражения в учете затрат по договору подряда с привлечением субподрядчиков.

Аренда земельного участка под возведение объекта основных средств

При возведении объекта недвижимости кроме денег застройщику еще в обязательном порядке нужен и земельный участок, на котором этот самый объект будет находиться. Он может быть приобретен застройщиком в собственность либо взят в аренду. Проанализируем порядок учета расходов на аренду в регистрах бухгалтерского учета и для целей налогообложения.

Расчеты между филиалами

Подразделения, которым открыты расчетные счета, имеют возможность самостоятельно вести расчеты с покупателями и заказчиками, а также с поставщиками и подрядчиками. Но в работе любого филиала может возникнуть нехватка собст­венных средств – и тогда приходится обращаться за финансовой помощью к головной организации. Последняя же вправе не только давать деньги, но и забирать их у подразделения на различные текущие нужды. Бывает, что определенная компания является для одного филиала продавцом, а для его «собрата» – покупателем. В таком случае вопрос оплат обычно решается с помощью взаимозачета. Как следует отражать в бухгалтерском учете эти и другие варианты расчетов между филиалами и головной компанией, автор показал ­на практических примерах.

Договор аренды: бухгалтерский учет и вопросы налогообложения

Министерство финансов в своих разъяснениях неоднократно заявляло, что акт об оказании услуг по аренде недвижимого имущества не является обязательным первичным документом и его составления не требуется. Однако пару месяцев назад счетные специалисты заняли противоположную точку зрения, указав на необходимость составления акта выполненных работ при договоре аренды. Как быть в этой ситуации бухгалтерам? Так есть ли необходимость составлять этот документ? Из статьи вы узнаете ответ на этот и другие насущные вопросы. Например, о правовых аспектах аренды недвижимого имущества, а также о порядке налогообложения и бухгалтерского учета доходов арендатора и арендодателя.

Учет запчастей при разборке техники, бывшей в употреблении

Автор рассмотрел порядок бухучета и налогообложения трех наиболее распространенных вариантов приобретения техники, бывшей в употреблении: для временного использования по прямому функциональному назначению, продажи целиком в составе одной инвентарной единицы или для разборки и продажи каждой пригодной запчасти по отдельности.

Резервный капитал: формируем и используем

Акционерные общества обязаны создавать резервный фонд. ООО могут это делать в добровольном порядке. Рассмотрим, каким образом он может формироваться за счет чистой прибыли и взноса имущества, а также каков порядок его использования. Автор на примерах показывает, как можно погасить убытки, выкупить ­собственные акции с целью уменьшения уставного капитала и погасить ­облигации.