Top.Mail.Ru

Как общаться с руководителем: пять табу и три совета

Общение с начальником редко бывает простым. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на «удаленке», контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то работу в организации можно сделать вполне сносной. Автор дает рекомендации о том, что нельзя говорить категорически, а также на что обращать внимание в разговоре с начальством.

Чтобы сделать отношения с начальником продуктивными, нужно соблюдать несколько правил. Они несложные, но существенно облегчат общение с руководством. И знать о них – прямая обязанность бухгалтера, ведь он, как никто другой, общается с начальством в режиме нон-стоп.

Жизнь складывается из отношений. Мы зависим от них с детства. Будет ли пребывание ребенка комфортным в школе или детском саду определяется тем, как у него налажен контакт со сверстниками: есть ли друзья, приятели, авторитет. И чем дальше, тем больше зависимость от окружения. От того, как мы взаимодействуем с окружающими, зависит достаток, работа, душевный комфорт. Особого внимания заслуживают несколько иерархические отношения, которые выражаются в диаде «начальник – подчиненный».

Общение с начальником редко бывает простым. С функциональной точки зрения каждый делает свою работу: подчиненный подчиняется, руководитель руководит. Но это только очевидная сторона дела. Гораздо интересней то, что происходит в головах начальников и рядовых работников.

Не секрет, что руководителей не любят. Они обладают властью, закрепленной юридически, ведь трудовой договор обязывает работника выполнять распоряжения непосредственного начальника. Если же сотрудник отказывается, то к нему применяются наказания, предусмотренные трудовым законодательством. Кто же будет искренне любить человека, который приказывает и от которого находишься в зависимости? А плюс к этому руководители, бывает, ошибаются, ведь они тоже люди. И тогда возмущение подчиненных не имеет предела. «Как это так, – говорят разгневанные сотрудники, – разве может начальник ошибиться?»

Но вот парадокс, начальники тоже не очень-то любят работников! Они искренне недоумевают, почему их подчиненные делают все не так как нужно, ошибаются, забывают, нарушают, не соблюдают. «Как это так, – говорят в свою очередь линейные руководители, топ-менеджеры и главы компаний, – почему подчиненный не может выполнить приказ и сделать все как надо?»

Испокон веков идет это противостояние, хотя ни те, ни другие не могут друг без друга. Особенно остро вопрос отношений с начальством стоит для главного бухгалтера. Даже если работать на удаленке, контактов с руководителем все равно не избежать, а это значит, что будут периоды взаимного непонимания и конфликтов. Тем не менее если знать, как себя вести, то жизнь в организации можно сделать вполне сносной.

Пять табу

Сначала поговорим о том, чего ни в коем случае нельзя делать.

1. Никогда не говори… «нет»

Начальники – люди ранимые и очень болезненно переносят отказы. И это вовсе не их вина или недостаток. Просто они на самом деле зависят от своих подчиненных, поэтому, когда им говорят, что решить проблему невозможно, это приводит их в ярость. Их можно понять. Представьте, что вы приходите домой и обнаруживаете, что свет в прихожей не горит, воды нет, вдобавок плита на кухне сломалась. Тридцать три несчастья! Будете ли вы спокойны? Нет, напротив, вы будете раздражены и расстроены и постараетесь принять меры к тому, чтобы быстрее привести все в порядок, – тогда и душевное равновесие восстановится. Примерно то же самое испытывает и руководитель.

Работник, получив задание, планирует свою работу, рассчитывает силы, поэтому более-менее спокоен. Он знает, когда надо поднапрячься, а когда можно расслабиться. Начальник, в отличие от подчиненного, всегда в ситуации если не аврала, то недостатка времени. Когда возникает проблема, руководитель должен срочно принять решение. Поэтому складывается ощущение, что начальникам катастрофически не хватает времени. Отсюда и пошел такой анекдот:

– Это надо сделать срочно!

– Когда?

– Вчера!

Пример 1

Генеральный директор предприятия получил распоряжение от учредителя налаживать торговые отношения с иностранной компанией. Предварительная договоренность о сотрудничестве уже была. Но для того, чтобы увериться в надежности, будущий партнер захотел ознакомиться с отчетностью, сделанной по международным стандартам. Глава компании вызвал к себе главбуха и попросил как можно быстрее ее подготовить. Но, поскольку до этого международная отчетность не велась, получил отказ. «Мы не можем этого сделать, – сказала главный бухгалтер, – мы никогда этого не делали». Тогда гендиректор вышел из себя, он накричал на сотрудницу и предложил ей поискать другое место работы. Возможно, он поступил как тиран, но компания могла увеличить оборот в два раза за счет сотрудничества с новым клиентом, и эта перспектива рушилась из-за нежелания главного бухгалтера подготовить отчетность.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Сказка ложь, да в ней намек: новогодние размышления о коллегах

Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что люди живут, в сущности, как в сказке? Возьмем обычную ситуацию – устройство на работу. Ведь мы, подобно Илье Муромцу, стоящему перед камнем на распутье, выбираем свою судьбу. «Налево пойдешь – денег заработаешь, направо – карьеру сделаешь, а прямо пойдешь – и того и другого лишишься». Люди, которых мы встречаем на своем жизненном пути, тоже ведут себя подобно героям народных сказаний. Есть среди них и лихие Соловьи-разбойники из налоговой, и Иванушки-дурачки из отдела продаж, креативные, но все время забывающие, какие документы нужно принести в бухгалтерию от новых клиентов, и Марфы-искусницы, способные быстро составить баланс, и даже чудища из ИТ-отдела – страшные и говорящие на непонятном языке, но глубоко внутри очень добрые и делающие много хороших и полезных вещей. Что ж, посмотрим, какие персонажи встречаются в бухгалтерии.

Как жить среди сплетен и слухов: пособие для бухгалтера

В бухгалтерии накал страстей, так же как и в других подразделениях, бывает нешуточным. Чтобы сохранять оптимальный уровень работоспособности, выполнять задания и после работы радоваться жизни, надо уметь противостоять сплетням и слухам. Посмотрим, почему коллектив начинает сплетничать, а также как поступить, если вы стали объектом обсуждений.

Как бухгалтеру вести себя на совещаниях

Чем общение нескольких человек отличается от разговора один на один? На первый взгляд, ничем. Но в совещаниях есть определенная специфика. Когда человек в группе, он ведет себя иначе. Причем его поведение отличается не количественно (больше говорит, размахивает руками или улыбается), а качественно – то есть он делает то, что в одиночку не сделает. Расскажем о психологических эффектах совещаний, а также рекомендациях по поведению исходя из особенностей группового общения.

Что такое процессный подход и для чего он нужен бухгалтеру

Нужно ли бухгалтеру разбираться в работе предприятия? На первый взгляд – необязательно. Достаточно, если он хорошо знает свой участок работы. Однако бухгалтерия осуществляет контрольные функции на предприятии и плотно работает с руководством организации, поэтому ее сотрудникам просто необходимо понимать принципы, по которым работает бизнес.

Как искать работу бухгалтеру

Как и где лучше искать работу? Этим вопросом задаются если не все, то очень многие. Кажется, что в век интернета и поголовной мобильной телефонии найти работу не такое уж сложное дело. Однако реальность утверждает обратное. Многим знакомо неприятное чувство, когда отправляешь резюме работодателю, а в ответ долгая (порой на пару месяцев) тишина. Автор рассказывает, где бухгалтеру лучше всего искать работу, как составить резюме и пройти собеседование.

Типология проверяющих

Как реагировать на налогового инспектора, который постоянно жалуется? Можно ли ответить агрессией на агрессивно настроенного контролера? Как определить, что перед вами проверяющий-педант? Автор выделяет основные типы контролеров, рекомендуя линию поведения в каждом конкретном случае.

Особенности работы с партнерами из Республики Корея

Международный деловой язык общения единообразен во всем мире. Однако у каждой страны есть свои особенности. У стран Восточной Азии он довольно сильно отличается от европейского. Об особенностях работы в компании в Республике Корея, а также как взаимодействовать с партнерами из этой страны нам рассказала сотрудница Торгового отдела при посольстве Республики Корея в Москве (KOTRA) Варвара Платонова.

Симпатии и антипатии: как бухгалтеру управлять отношениями в коллективе

Любому руководителю, и главбуху в том числе, важно понимать, в чем причины того или иного отношения людей друг к другу. Воспитание, внешняя привлекательность, профессиональная и социальная компетентность и даже везение могут быть основой как для неприязни, так и симпатии. Причем бухгалтеру нужно научиться влиять на вектор отношений между людьми, используя различные приемы.