Субсидиарная ответственность лиц, контролирующих должника, – одна из центральных тем законодательства о банкротстве. Однако эффективность этого инструмента оставляла желать лучшего. Чтобы защитить права кредиторов в делах о банкротстве законодатель изменил нормы, устанавливающие порядок привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности по долгам компании. Расскажем обо всех новшествах.
Законодательство не стоит на месте и активно развивается. Ежегодно Госдума принимает большое количество актов, которыми пытается довести законодательство до совершенства. Одной из таких попыток стало принятие Федерального закона от 28.12.2016 № 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Он разработан в целях приведения положений законодательства в соответствие с позицией КС РФ, изложенной в постановлении от 18.05.2015 № 10-П, а также в связи с необходимостью обеспечения прав и гарантий кредиторов при банкротстве компании. Какие нововведения подготовил для нас законодатель, и к каким последствиям они приведут?
В последнее время ведутся активные споры вокруг субсидиарной ответственности лиц, контролирующих должника, поскольку эффективность этого института в делах о банкротстве весьма мала. За время действия Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон № 127-ФЗ) содержание ст. 10, предусматривающей ответственность должника и иных лиц в деле о банкротстве, неоднократно менялось. Это лишний раз подтверждает стремление законодателя сделать ее более эффективной.
И вот правила привлечения к ответственности контролирующих лиц по долгам их компаний в очередной раз изменились.
Новшества применяются к заявлениям о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности или к ответственности в виде возмещения убытков, поданным после 1 июля 2017 г.
Кто может подать заявление?
Контролирующее лицо может быть привлечено к субсидиарной ответственности по долгам компании в двух случаях:
- если такое лицо должно было подать, но не подало в суд заявление о признании компании банкротом (п. 2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ);
- если должник был признан банкротом в результате действий (бездействия) такого лица (п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).
При нарушении обязанности по подаче заявления должника в арбитражный суд (п. 2 ст. 10 Закона № 127-ФЗ) конкурсные кредиторы теперь не могут ставить вопрос о привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности (абз. 2 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ). Такое право, правда, сохранилось у налоговой инспекции. И она им активно пользуется, поскольку никаких проблем с доказыванием у налоговиков не возникает. Связано это с тем, что наличие причинно-следственной связи между неподачей руководителем должника заявления о банкротстве и невозможностью удовлетворения возникших после этого обязательств перед кредиторами предполагается (определение ВС РФ от 31.03.2016 № 309-ЭС15-16713). Учитывая то, что налоговая инспекция, по сути, такой же конкурсный кредитор, не совсем понятно, почему другие кредиторы лишены такого права.
Вместе с тем при привлечении контролирующих лиц к субсидиарной ответственности на основании п. 4 ст. 10 Закона № 127-ФЗ у конкурсных кредиторов такое право сохранилось (абз. 3 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ).
Помимо этого, в законе теперь закреплено, что контролирующие лица находятся под угрозой ответственности не только в конкурсном производстве. Ответственность на них может быть возложена, даже если суд (абз. 1 п. 5 ст. 10 Закона № 127-ФЗ):