Профессионализм, компьютер и Интернет – почти все, что нужно креативному работнику, чтобы превратить свой интеллектуальный багаж в высокий статус (признание коллег) и в конечном счете в ликвидный капитал (а попросту говоря – в деньги). Об одном из таких доступных способов – наша статья.
Начало пути
Все началось с книг Ричарда Флориды «Креативный класс: люди, которые меняют будущее», Дениэла Пинка «Нация свободных агентов» и Чарльза Лэндри «Креативный город». Увы, в своем Отечестве талантливых теоретиков креативной культуры и певцов креативного класса, похожих «калибром» на упомянутых американцев и англичанина, я тогда не обнаружил. Похоже, все они улетели из страны по рецепту Ивана Васильевича Грозного, поменявшего профессию в известном фильме Гайдая: «Был у меня один умник – крылья придумал… так я посадил его на бочку с порохом. Пущай полетает!»
Так вот, и Пинк, и Флорида анализируют феномен, предсказанный в середине прошлого столетия. Суть предсказания состояла в том, что со временем роль «интеллектуальных работников» в мировой экономике не просто возрастет, но станет единственно возможным условием обеспечения конкурентоспособности. Соответственно, предприятия, корпорации и целые государства начнут конкурировать за интеллектуальные ресурсы!
Исследования Флориды и Пинка выявили удивительную особенность современных рынков труда – все больше и больше людей начинают не просто работать сами на себя, но и вести себя как самостоятельные экономические единицы. Кто-то уходит во «фриланс», кто-то продолжает работать на те или иные организации, но не в качестве наемного рабочего, а в качестве креативного проектного менеджера, т.е. человека, придумывающего и воплощающего в жизнь свои авторские разработки, пусть и по заказу работодателя.
В Америке меня, в частности, поражало обилие кофейных реторанчиков «Старбакс». Казалось, что они располагаются через каждые 300 метров. «Где они находят столько клиентов? Почему не разоряются? Почему никогда не пустуют?» – невольно крутилось в моей голове. Оказывается, что сначала кофейни «Старбакс» задумывались как обычные «фастфуд», но очень скоро менеджеры и хозяева этого достаточно обычного для США бизнеса обратили внимание, что клиенты приходят к ним не только ради кофе, но и для того, чтобы поговорить, поработать в Интернете, провести деловые переговоры. И тогда был сформулирован гениальный принцип извлечения прибыли: «Старбакс» – это не «фастфуд», а сдача в аренду офиса по цене чашки кофе.
Талант, компьютер и Интернет на современном рынке интеллектуальных услуг – почти все, что нужно креативному работнику, чтобы вести свой личный бизнес. Талант, конечно, еще нужно конвертировать в конечный продукт, и это уже будет зависеть только от тебя, а не от решения вышестоящего начальства, будь то в бизнесе или на государственной службе.
Главный факт, открытый и доказанный исследователями креативной культуры, состоит в том, что «освобождение труда», о котором так давно мечтали великие умы человечества, не только состоялось, но и привлекло в ряды своих активных сторонников миллионы самых востребованных на современных рынках труда специалистов. Чего же так испугались власть и бизнес? Того же, чего боятся авторитарные родители, когда их некогда послушные и зависимые дети превращаются в автономных, трудноуправляемых взрослых людей.
Тут я обозначу очень болезненную для всей России тему: личный вред инноваций для руководителей старой формации. Ведь что такое настоящая инновация? Это инструмент гарантированного снижения производственных издержек. Бизнесу это – только давай! А вот зачем это бюрократу? Инновация для него – это урезание бюджета, сокращение штата подчиненных сотрудников и, как следствие, утрата влияния, снижение «левых» доходов и т.д. Чиновник в кресле «хозяина положения» и борьба за внедрение инновационных моделей развития в одном лице – это «пчелы против меда».
И тут – внимание: если мы знаем, что без развития в нашей стране креативной культуры мы никогда не станем современным конкурентоспособным государством, если при этом нам известны условия культивирования креативных сообществ, ценности и предпочтения креативных людей, то почему бы нам не ускорить процесс формирования креативного класса путем моделирования необходимых для этого условий хотя бы в Интернете?
У креативного работника есть все основания рассматривать себя в качестве самостоятельного «микробизнеса». Вольно или невольно, но человек, занимающийся коммерциализацией своих интеллектуальных активов, вынужден предпринимать тот же самый набор и алгоритм действий, что и любое бизнес-предприятие:...