Top.Mail.Ru

«Долги наши тяжкие»: что делать, если вы взяли кредит и не можете расплатиться

Многие еще до кризиса набрали кредитов на покупку квартиры, автомобиля или хотя бы стиральной машинки, а теперь не могут расплатиться. И  тут начинаются прямо-таки детективные истории. Мы поможем разобраться, какие инструменты воздействия действительно предоставлены банкам, а  где они блефуют, пугая неосведомленных людей. Мы предлагаем конкретные рекомендации по противодействию «психологическому террору». В статье вы найдете ценные советы, которые удалось собрать в результате общения с представителями правоохранительных органов, крупных коммерческих банков, Центрального банка России и Пенсионного фонда.
И к гадалке ходить не надо, чтобы догадаться: скорее всего, на вас «висит» какой-нибудь кредит. Ну, если не вы лично, то кто-нибудь из членов семьи или других родственников наверняка одолжил денег в банке. Кому-то кредит позволяет купить квартиру или автомобиль, кому-то стиральную машину.
Как быть, если сейчас не хватает средств на выплату кредита? Какие меры могут применять к должникам банки и как грамотно себя вести, чтобы добиться отсрочки, перекредитования и других послаблений? Наконец, что важно знать тем, чье имущество пришли описывать судебные приставы для изъятия в погашение долга? Все насущные вопросы мы постараемся разобрать в этом и ближайших номерах журнала.

Как банк может наказать заемщика?

Первым делом важно знать, что может предпринять банк, если заемщик начинает задерживать платежи или вовсе перестает вносить их. С одной стороны, это поможет вам планировать свои действия, чтобы по возможности уменьшить неблагоприятные последствия (об этом мы расскажем далее в разделе «Должникам в помощь»). С другой стороны, знание о правомочиях банка помогает заемщику не впасть в панику от необоснованных угроз и не поддаться прочим уловкам служб «по выбиванию долгов».

Что грозит?

Сразу уточним: конкретные последствия задержки или неуплаты взносов по кредиту — с цифрами, сроками и прочими подробностями — определяются каждым банком самостоятельно и прописываются в договоре о предоставлении кредита заемщику.

Но справедливости ради признаем: этот документ зачастую бывает составлен настолько сложно и путано, что у многих людей не хватает сил и знаний для выяснения всех нюансов. Чтобы вы не утонули в море юридических терминов и формулировок, мы даем общую ориентировку с перечнем основных мер, которые вправе применять банки к задолжавшим заемщикам. Таким образом, вам нужно будет найти в своем договоре пункты, где упоминаются именно эти меры, и выяснить конкретные условия их применения, предусмотренные вашим банком.

Итак:

  1. С первого же дня, когда заемщик не вносит в положенный срок платеж по кредиту в необходимом размере, ему начинает начисляться пеня (неустойка). Размер пени банк определяет в договоре по своему усмотрению.
  2. Если длительность просрочки либо сумма задолженности заемщика достигает определенного предела (эти параметры также самостоятельно определяются банком в кредитном договоре), то банк имеет право потребовать досрочного погашения кредита в полном объеме.

    Обратите внимание: если должник отказывается выполнить такое требование добровольно (а зачастую бывает именно так, ведь у заемщика не хватает денег даже на ежемесячные платежи), то банку нужно обращаться в суд. Также требуется произвести специальные операции в рамках самого банка (формирование особых резервов в связи с возникновением задолженности и др.). В общем, как признаются банкиры, применить на практике эту меру — исполнение требования о досрочном погашении кредита — весьма обременительно для них самих, поэтому активно использовать ее банки не спешат.

    Так что имейте в виду: даже если вам начали слать из банка грозные письма с требованием погасить кредит досрочно, не паникуйте, не опускайте руки и активно пробуйте договориться об отсрочке платежей, реструктуризации кредита или других спасительных мерах. Шансы на то, что банк пойдет навстречу, зачастую немалые.

  3. Если банк все-таки обратился в суд, состоялся процесс и вынесено решение о досрочном погашении кредита, а у заемщика нет на это средств, то по решению суда может быть обращено взыскание на имущество должника.

    В такой ситуации важно знать главное правило: принудительно взыскивать долги с граждан имеют право только судебные приставы. Они вправе описать и арестовать имущество должника, затем изъятые вещи передаются на реализацию, а из выручки погашается долг перед банком. При этом существует перечень имущества, на которое взыскание не может быть обращено ни при каких обстоятельствах.

Не впадайте в панику!

Нередко банки передают кредитные дела просрочивших должников службам «по выбиванию долгов» — коллекторским агентствам.

Уточним: такое действие банка вполне правомерно, если в договоре, который вы подписывали при получении кредита, есть пункт о согласии заемщика на передачу дела коллекторам в случае возникновения задолженности по кредиту.

Если же подобной записи в вашем договоре нет, то привлечение банком коллекторского агентства можно рассматривать как нарушение банковской тайны — она предписывает не разглашать сведения о клиентах банка третьим лицам без разрешения заемщика (кроме случаев, предусмотренных законом: по решению суда, по запросу судебных приставов и т.д.). Жаловаться на нарушение банковской тайны можно:

  • в подразделение Центрального банка России1 в вашем регионе (ЦБ РФ выступает контрольно-надзорным органом по отношению к остальным банкам), а также
  • в прокуратуру — она тоже уполномочена защищать права заемщиков.

В любом случае, если вы либо ваши родные уже оказались в числе задолжавших заемщиков или близки к этому, то имейте в виду: помимо законных мер (это то, что мы перечислили выше в разделе «Что грозит?») сотрудники банков и коллекторских агентств часто применяют методы «психологического террора». Некоторые из таких приемов вписываются в рамки закона, но при этом могут серьезно пошатнуть психическое здоровье заемщика и его близких. А некоторые действия «выбивателей долгов» откровенно противозаконны.

Поэтому очень важно быть в курсе, какие угрозы, требования и т.д. являются блефом: их следует «отфильтровывать», по возможности не нервничать, не впадать в панику, а при необходимости — жестко противостоять их исполнителям.

Ниже мы разберем меры, которые наиболее часто применяют на практике службы безопасности банков и коллекторские агентства, а также расскажем о методах «обороны»:

  1. «Пытка телефоном» — частые навязчивые звонки с напоминанием о долге, в том числе рано утром и по ночам.

    Такой «марафон» может довести до нервного срыва и должника, и членов его семьи. В данном случае закон позволяет пресечь ночные обзвоны: страдающим жильцам квартиры нужно написать заявление в милицию о вмешательстве в частную жизнь и нарушении...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Временные послабления в процедуре проведения годовых общих собраний в ООО и АО

Главная особенность общих собраний текущего 2024 года – ​возможность провести их в заочной форме, даже если законом требуется проведение очного собрания. При этом общий порядок созыва собрания сохраняется и требуется учесть время на уведомление участников (акционеров). Увеличен минимальный процент голосующих акций, дающий специальные права акционерам. Также особые правила введены для определения кворума при принятии решений на собраниях некоторых хозяйственных обществ. Продлен срок полномочий совета директоров (наблюдательного совета) АО. Срок действия у перечисленных послаблений разный, так что на это тоже обратите внимание!

Покупаем авиабилеты: где лучше бронировать и на чем лететь

При организации командировок и турпоездок (для себя и своего шефа) часто важной задачей является грамотная покупка авиабилетов. Научим находить максимально выгодные ценовые предложения на нужный вам уровень сервиса. Где можно купить авиабилеты: не только на сайтах авиакомпаний и агрегаторов, но и у туроператоров, в системах бронирования, в т.ч. В2В – даем адреса полезных сайтов и объясняем плюсы и минусы каждого варианта. Какие бывают типы рейсов и самолетов, на что это влияет. Как разные классы обслуживания отличаются между собой по сервису до и во время полета, по цене билета. Как можно повысить класс обслуживания. Почему лучше регистрироваться в программах лояльности.

Выбираем тип маршрута для авиаперелета

Рассмотрим основные типы перелетов – в один конец (one way) и с возвратом (round trip) – что дешевле и где риски. Пополним копилку «авиазнаний» другими менее известными вариантами перелетов. А заодно проясним часто задаваемые вопросы: по каким документам можно бронировать билеты, сколько ошибок можно допустить, зачем заранее регистрироваться на рейс.

Как получить максимальный результат от международных выставок

Описаны правила предоставления госсубсидий, компенсирующих затраты отечественным компаниям на участие в зарубежных выставках: до 700 тыс. руб. для малых и средних предприятий и до 2 млн для крупного бизнеса! Опыт участия в выставках, в т.ч. за границей, позволил автору сформулировать ценные советы: алгоритм подготовки к выставке, секреты успешного стенда и грамотной работы сотрудников на нем, что важно предусмотреть, как собирать деловые контакты и быстрее избавляться от «зевак», как подводить итоги, чтобы дважды не наступать на одни и те же грабли и получить максимальный эффект от своих вложений. В июле 2023 г. прошел саммит Россия – Африка, мы активно разворачиваемся в сторону этого континента. Поэтому в данной статье добавлены детали работы в Алжире – одной из ключевых стран Африки.

Обучение работников: документирование и спорные вопросы

Объясняем, кому лучше заключить договор с обучающей организацией, в каком случае ей потребуется лицензия. Показываем, что нужно включить в соглашение об образовании (ученический договор) между работодателем и работником по требованию ст. 199 ТК РФ и что в него стоит добавить дополнительно, чтобы в дальнейшем избежать недоразумений и неоправданных трат. Даем образец приказа о направлении на повышение квалификации. Объясняем, как заполнять табель учета рабочего времени при различных формах обучения (причинах отсутствия человека на рабочем месте), – ​от этого зависит размер оплаты данных дней. Кроме того, отвечаем на самые наболевшие вопросы: обязана ли организация платить за обучение работников для соответствия требованиям профстандартов? из-за несоответствия образования работника профстандарту его могут уволить?

Штатная численность службы документационного обеспечения

В условиях финансового кризиса многие предприятия пытаются снизить свои затраты любыми возможными способами, в том числе сокращая штат. В статье предлагается несколько методик расчета необходимой численности делопроизводственного персонала. Язык цифр, во-первых, поможет вам доказать руководству перегруженность своих людей и защитить их от сокращения, а во-вторых, обосновать наем новых.

Деловые переговоры: как организовать и документировать договоренности до оформления договора

Как организовать деловые переговоры на высшем уровне: соблюсти протокол, что согласовать с приглашенной стороной, что надо организовать принимающей стороне. Как оформить программу пребывания иностранной делегации и программу переговоров. Кто и где должен встречать гостей, в каком порядке представляться, правила рассадки в автомобиле и за столом переговоров. Как при этом можно обезопасить участников от COVID-19. Как принято общаться, в т.ч. в нестандартных ситуациях (например, при опоздании одного из участников и др.). Как документально зафиксировать те договоренности, которые удалось достичь, если до заключения договора дело не дошло: см. образцы оформления протокола записи деловой беседы, протокола о намерениях, соглашения о сотрудничестве и организации взаимоотношений.

Размышления на тему оригинала, подлинника и копии

Как понятия «оригинал» и «подлинник» определяются в отечественных стандартах? Как они используются в законодательстве и судами? Есть ли между ними разница? Конкретное судебное дело отвечает на вопрос о том, как надо заверять бумажную копию электронного платежного документа. Даны рекомендации для ситуации приема архивом электронных оригиналов постоянного срока хранения, подписанных усиленными электронными подписями (приказов по основной деятельности госоргана).