Что считать опозданием? Какие способы борьбы с этим явлением сейчас распространены: рассматривается не только технология наложения дисциплинарного взыскания (с образцами оформления документов), но и более экзотические методы. Примечательно, что некоторые «новые западные» меры воздействия порой напоминают что-то «родное», например, суды трудового коллектива или «доски позора».
Опоздание на работу – одно из самых распространенных нарушений трудовой дисциплины. Мы решили разобраться, что такое опоздание с точки зрения трудового права, и дать несколько советов по борьбе с этим явлением.
Что считать опозданием?
В соответствии со ст. 91 Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) работник обязан исполнять свои трудовые обязанности в течение времени, определенного условиями трудового договора и правилами внутреннего трудового распорядка. Подразумевается, что все это время он находится на своем рабочем месте или там, куда работник был направлен распоряжением руководителя со служебными целями.
Под опозданием в узком смысле этого слова понимается более поздний приход сотрудника на свое рабочее место. В более широком смысле опоздание является частным случаем другого дисциплинарного нарушения – краткосрочного отсутствия на рабочем месте в рабочее время. Краткосрочной является любая отлучка работника непрерывной продолжительностью менее четырех часов. В настоящей статье мы будем понимать под опозданием любое краткосрочное отсутствие сотрудника на рабочем месте вне зависимости от того, когда оно произошло. Если же работник отсутствует более четырех часов подряд, имеет место совсем другое нарушение с более жесткими вариантами реагирования – прогул (в соответствии с пп. а п. 6 ст. 81 ТК РФ за такое нарушение работодатель уже может и уволить сотрудника).
Стоит ли?
Поддержание дисциплины труда – это достаточно важная задача и вместе с тем процесс, требующий детальной регламентации и тщательного контроля. Тем более – в вопросах присутствия на рабочем месте. С одной стороны, бездумная борьба с опозданиями, по своей сути направленная на повышение производительности работы за счет более полного использования рабочего времени, может дать совершенно противоположный результат. С другой стороны, два-три постоянно опаздывающих сотрудника могут совершенно развалить дисциплину в коллективе и породить массу конфликтов.
Необходимо четко понимать, что там, где присутствие работника необходимо в строго определенное время, например, диспетчера, менеджера на телефоне, опоздания недопустимы, поскольку ведут к нарушению трудового процесса всей организации. В то же время есть сотрудники, которым в силу специфики их работы нет острой необходимости приходить в четко назначенное время. Это прежде всего относится к работающим «на результат». Главное, чтобы они были на работе в момент постановки или обсуждения задачи, а выполняют они свою работу с 9 до 18 или делают ее в 2 часа ночи, на ее качество, как правило, не влияет. Речь идет прежде всего о так называемых «творческих» и «проектных» коллективах. Стоит отметить, что управление «по результату» не столько наука, сколько искусство, и в большинстве случаев работодателю проще загонять всех сотрудников в одни рамки, чем подстраиваться под их индивидуальные графики «творческих взлетов».
Способы борьбы
Практика выработала множество самых разных способов «борьбы за работу по звонку». Это и материальная мотивация (как отрицательная, так и положительная), и целый набор методов / методик, основанных на понимании человеческой психологии. Однако большинство из них находится в очень «сложных» отношениях с трудовым законодательством.
Привлечение к дисциплинарной ответственности1