Контроль рабочего времени и защита конфиденциальных данных – важнейшие задачи любого бизнеса. Почти каждая компания располагает торговыми или промышленными секретами, интеллектуальной собственностью, наконец, приватными сведениями о своих сотрудниках. И уж, конечно, любой руководитель заинтересован в рабочей дисциплине и увеличении производительности труда подчиненных. Решает эти задачи специализированное программное обеспечение, возможности и разновидности которого мы рассмотрим.
Сотрудники, неустанно выполняющие должностные обязанности с 9 до 18 часов и ни за какие деньги не разглашающие коммерческую тайну, – мечта любого руководителя. Но, к сожалению, на практике все по-другому. Приходя в офис, работники «просыпаются» за чашечкой кофе и чтением гороскопа, в течение дня активно обмениваются сообщениями по ICQ, а остаток рабочего времени вечером проводят за игрой в «косынку». С утечками информации все еще серьезнее. По данным ежегодного исследования института CSI, более 60% потерь, связанных с нарушением информационной безопасности компаний, происходят именно по вине сотрудников.
Неудивительно, что на рынке IT появляется все больше программного обеспечения (далее – ПО) по контролю за действиями персонала. И хотя спрос на него в связи с кризисом несколько сократился, интерес к «шпионским штучкам» по-прежнему остается высоким, а тема – злободневной. Кроме того, на рынке большое количество предложений подобного ПО и «железа», поэтому актуальна проблема выбора. Мы поможем вам разобраться.
Под контролем работают эффективнее?
По статистике, среднестатистический служащий может проводить во всемирной паутине по собственным нуждам до двух часов в день! При этом:
- 86% работников читают новости,
- 60% общаются по ICQ,
- 26% посещают сайты знакомств,
- а 57% без зазрения совести занимаются скачиванием не связанной с работой информации.
И все это в оплачиваемое работодателем время, на приобретенной за его счет технике и, как правило, в ущерб производительности труда!
На первый взгляд, все просто: установил системы контроля, вызвал нарушителей на ковер – и проблема решена. Но существуют и другие мнения: «Самая большая ошибка руководителя – это уверенность в том, что программное обеспечение заставит людей работать».
Мнение эксперта
Юрий Цыганков, руководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании Softline
Программы-шпионы помогают обозначить проблему, не претендуя на ее решение целиком и полностью. Конечно, людей можно «припугнуть», и на какое-то время отдача возрастет. Но если при этом ничего не делать с мотивацией на более глубоком уровне, через некоторое время все снова вернется на круги своя.
Мнение эксперта
Евгений Николаевич, генеральный директор ИД
Интернет должен жестко фильтроваться и по возможности сканироваться. Одно осознание этого у многих отобьет желание использовать его не по назначению.
Что касается чтения корпоративной почты, его целесообразность зависит от системы информационной безопасности компании и элементарного подсчета затрат от возможных потерь от утечки информации.
Разумный контроль над работой сотрудников, несомненно, необходим. Во многих российских компаниях допущение руководителем опозданий ошибочно рассматривается сотрудниками как человеческое, нормальное отношение к коллективу. Напротив, требование безоговорочного соблюдения трудовой дисциплины воспринимается как излишнее. Согласившись играть по таким правилам, директор рискует серьезно снизить эффективность работы сотрудников. Дисциплина важна не только как механизм обеспечения того, что с 9 до 18 с перерывом на обед человек пребывает на рабочем месте и выполняет поставленные задачи. Гораздо более значима дисциплинированность сознания и отношения к работе. Эта проблема, разумеется, шире, чем опоздания и «зависание» в Интернете, однако именно ежедневное тщательное соблюдение ряда формальностей — залог дисциплинированного сознания. В свою очередь дисциплинированное сознание — залог эффективной работы.
Мнение эксперта
Алексей Фролов, руководитель представительства компании Softline в Омске
Думаю, наблюдение за сотрудниками носит, скорее, информативный характер. Оно позволяет выявить скрытые проблемы и найти их своевременное решение. Например, задуматься о психологическом климате в коллективе при частом посещении сайтов по трудоустройству или чтении статей по борьбе со стрессом. Результаты подобных наблюдений помогают лучше узнать своих сотрудников, например, кто-то следит за новостями спорта, кто-то занимается рукоделием и т.п. И это нормально. Меня больше насторожит, если мои сотрудники будут развиваться только в одном направлении, не видя перед собой ничего, кроме работы. Впрочем, проявлять излишнюю лояльность к дополнительным занятиям во время рабочего процесса персонала тоже не стоит. Важно не только определить границы дозволенного и сообщить об этом сотрудникам, но и добиться исполнения правил, а значит, регулярно проводить проверки и своевременно выявлять нарушения. В противном случае за это дело лучше не браться вообще: ничто так не провоцирует новые нарушения, как безнаказанность!
Пока не грянет гром
Более серьезная задача, которую решают программы-шпионы (в частности, DLP-системы) – обеспечение информационной безопасности. Часто руководители устанавливают ПО именно с целью предотвращения утечки конфиденциальных сведений. И доверие к персоналу здесь ничего не решает. По мнению специалистов, до 90% ценной информации выносится за пределы компании сотрудниками, не желающими навредить фирме-работодателю.
«Доносчик поневоле» может «разболтать» секретную информацию на форуме, приведя ее в подтверждение своего мнения, общаясь в ICQ или социальных сетях, рассказать друзьям о готовящихся в компании изменениях и сделать информацию доступной для провайдера услуг и возможных взломщиков.
Решает такие задачи служба безопасности фирмы, в задачи которой входит своевременный перехват потенциально опасной информации либо ее удаление из Интернета.
Однако задумываются о необходимости подобного контроля не все.
Мнение эксперта
Алексей Фролов, руководитель представительства компании Softline в Омске
Если компания ни разу не терпела серьезных убытков из-за утечки информации, убедить ее в необходимости защиты довольно сложно. Причина кроется в нашей безалаберности: пока не грянет гром, русский человек будет продолжать наклеивать пароли доступа стикером на монитор.