Top.Mail.Ru
В этом номере мы решили дать рекомендации руководителям по поведению в конфликтных ситуациях со своими подчиненными.

«Я начальник — ты дурак. Ты начальник — я дурак». Актуальность этой поговорки канула в Лету. Оба далеко не дураки. Да и дураками быть в современной среде просто невозможно. Сегодня мы по праву считаем себя грамотными, образованными людьми, читаем книжки по психологии, уверенно раздаем советы. И… продолжаем негодовать, хвататься за корвалол, разрезая воплем раненого марала офисный воздух, очередной раз вляпавшись в конфликт на работе. Может, все это происходит, потому что на работе мы проводим большую часть своей жизни и коллектив становится второй семьей? А с родственниками грех не поругаться!

Что нужно знать руководителю?

Если под вашим началом работают люди, то вам не избежать конфликтных ситуаций, каким бы заботливым вы ни были. Здесь уместно вспомнить слова Генри Форда: «Когда мне нужна пара рабочих рук, я почему-то получаю в придачу всего рабочего и его проблемы».

Помните: наиболее нежелательны для руководителя «вертикальные» конфликты, так как в этом случае его действия оцениваются подчиненными через призму конфликта и в любом поступке по отношению к его оппонентам участники конфликта и наблюдатели будут искать его предвзятое отношение. Работать в такой обстановке очень сложно, поэтому руководитель должен проявлять наибольшую осторожность по отношению к «вертикальным» конфликтам, стараться в них не вступать.

Если в отделе бушуют страсти, налицо всеобщий конфликт, значит, есть все основания для низкой оценки такого руководителя как управленца. Руководитель обязан уметь предотвращать конфликты, «гасить» их уже на стадии конфликтной ситуации. Хотелось бы помочь руководителям управлять методом предвидения, а не «тушения пожаров».

Существенную помощь в этом может оказать знание причин, приводящих к конфликтам.

Объективные причины конфликтов

Объективными причинами конфликтов могут выступать:

1. Управленческие факторы:

  • несовершенство организационной структуры предприятия;
  • нечеткое распределение прав и обязанностей между работниками;
  • несоразмерность прав и ответственности за результаты деятельности;
  • противоречия между функциональными обязанностями, закрепленными в должностных инструкциях, и требованиями к работнику.

2. Организационные факторы:

  • неудовлетворительная организация труда;
  • нарушение режима труда и отдыха;
  • низкий уровень трудовой и исполнительской дисциплины;
  • чрезмерная загруженность работника, ведущая к постоянной спешке при выполнении заданий;
  • неконкретность заданий, что затрудняет выбор средств их выполнения, ведет к неуверенности в действиях;
  • отсутствие гласности.

3. Профессиональные факторы:

  • низкий профессиональный уровень сотрудников, тормозящий выполнение заданий;
  • несовершенство системы подбора и расстановки кадров;
  • неопределенность перспектив профессионального и должностного роста.

4. Санитарно-гигиенические факторы:

  • неблагоприятные условия труда;
  • нарушение режима работы.

5. Материально-технические факторы:

  • дефицит в обеспечении необходимыми средствами и оборудованием;
  • старое оборудование и техническое обеспечение.

6. Экономические факторы:

  • несовершенство системы оплаты труда и премирования;
  • задержки в оплате труда.

Своевременное устранение перечисленных причин неразрывно связано с совершенствованием системы управления подразделением или всей организацией, своевременным разрешением возникающих конструктивных конфликтов.

Субъективные причины конфликтов

Субъективные причины конфликтов связаны с личностью как самого руководителя, так и его подчиненных. Ошибочные действия руководителей, ведущие к конфликтам, можно сгруппировать в три направления:

  1. Нарушения служебной этики.
  2. Нарушения трудового законодательства.
  3. Несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда.

К нарушениям служебной этики относятся:

  • грубость, высокомерие, неуважительное отношение к подчиненным;
  • навязывание своего мнения;
  • невыполнение обещаний, обязательств;
  • нетерпимость к критике, что может привести к полному оттоку творческих, активных работников и к созданию атмосферы лести и заискивания перед руководителем;
  • неумение правильно критиковать действия подчиненных;
  • наличие теневой деятельности у руководителя, например, в распределении социальных благ;
  • замалчивание информации, необходимой для выполнения подчиненным его обязанностей.

Несправедливая оценка подчиненных и результатов их труда руководителем встречаются часто. Такая ошибка связана с неумением мотивировать подчиненных. Психологи знают, что каждый человек в течение месяца нуждается хотя бы в трех положительных подкреплениях, т.е. руководителю необходимо замечать положительные моменты в работе подчиненных и обязательно выражать свою благодарность. На Западе действует принцип: «Невысказанная благодарность = задержанный гонорар». Не следует скупиться на хорошие слова, если работник их заслужил, тем более что руководителю это ничего не стоит.

Совершенно недопустимо сознательное занижение заслуг подчиненного из-за боязни, что тот «перейдет» дорогу руководителю. Высокую оценку заслуживает менеджер, который сумел создать высокопрофессиональный коллектив,...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).