Top.Mail.Ru
В этом номере журнала мы подробно разобрали, как правильно вносить в трудовую книжку записи о прекращении трудового договора (в этом вопросе многие допускают ошибки), как отразить сведения о награждении и работе по совместительству, нужно ли вести трудовые книжки иностранцам.

Какие сведения вносятся в трудовую книжку при прекращении трудового договора?

В соответствии с ч. 1 ст. 84.1 Трудового кодекса РФ прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя. В силу ч. 4 ст. 66 ТК РФ в трудовую книжку работника вносятся сведения об увольнении, а также основания прекращения трудового договора.

«Два юриста – три мнения»

Говоря о внесении в трудовую книжку записей об увольнении работника, нельзя не отметить, что включенная с октября 2006 г. в ТК РФ ст. 84.1 содержит ч. 5, в которой указано следующее правило: «Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи ТК РФ или иного федерального закона».

В настоящее время многие авторы, рассматривая вопросы о внесении в трудовую книжку записи об увольнении, трактуют данную норму следующим образом: указывают, что запись в 3-й графе раздела «Сведения о работе» должна воспроизводиться со словами «Трудовой договор прекращен…» или «Трудовой договор расторгнут…». Правила и Инструкцию в этой части, указывающие на формулировку «Уволен…», они считают противоречащими новой редакции ТК РФ и в этой связи не подлежащими применению.

Несмотря на кажущуюся убедительность приведенной точки зрения, нельзя не отметить имеющиеся в ней противоречия:

  • указанная выше норма ст. 66 ТК РФ с октября 2006 г. изменена не была и продолжает существовать в прежней редакции, включая формулировку «сведения об увольнении»;
  • такую же формулировку – «сведения об увольнении» – содержит и само наименование 3-й графы раздела «Сведения о работе» трудовой книжки;
  • более того, ряд других норм ТК РФ по-прежнему содержат слово «уволен» применительно к упоминанию «работника» (например, части 3, 5 и 6 ст. 81, части 2, 3 ст. 82 ТК РФ). Указанные формулировки позволяют сделать вывод, что увольнение – не что иное, как результат прекращения трудового договора, в том числе частных случаев прекращения – когда имеет место расторжение трудового договора. Данное обстоятельство позволяет связать воедино и новые нормы ТК РФ, и установленные Правилами и Инструкцией образцы вносимых в трудовую книжку записей, и утвержденную форму трудовой книжки. Есть только одно исключение, когда в трудовую книжку нельзя внести запись с формулировкой «Уволен…» – в случае смерти работника увольнять некого, поэтому в трудовой книжке фиксируется факт: «Трудовой договор прекращен в связи со смертью работника, пункт 6 части первой статьи 83 Трудового кодекса Российской Федерации»1;
  • до вступления в силу новой редакции ТК РФ Правила (п. 14) содержали (и в настоящее время содержат в своей новой редакции от 19.05.2008) идентичную норму – о том, что записи в трудовую книжку о причинах прекращения трудового договора должны вноситься в точном соответствии с формулировками ТК РФ или иного федерального закона.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?