Top.Mail.Ru

Учись говорить «нет», или ноу-хау вежливого отказа

Когда вас заваливают чужой работой (пусть даже под разными предлогами не только шеф, но и коллеги), то речь идет о банальной манипуляции. Предлагаем научиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «овцы были целы и волки были сыты».

Идеальный секретарь должен все знать, все помнить и вовремя предупреждать, быть предусмотрительным, предугадывать мысли и, особенно, плохое расположение духа шефа! Должен угадывать его мысли или хотя бы понимать с полуслова, знать делопроизводство, планировать и переносить встречи, расставлять дела по степени важности. В общем, эдакий офисный «киборг» приятной наружности – «и швец, и жнец, и на дуде игрец».

День начинается. «Верочка (Сонечка, Людочка, Наталья, Марья Ивановна и т.д.), подготовь приказ, принеси кофе, найди моему отпрыску в Интернете реферат по ботанике, обзвони аптеки – разыщи лекарство для тещи, назначь встречу с Петром Петровичем». Как назло, ни раньше ни позже прибегает замначальника и небрежно кидает на стол пачку бумаги: «Перепечатай отчет, срочно, мой помощник занят». С лисьей улыбочкой подкрадывается сотрудница соседнего отдела: «Выручи, ты же мне всегда помогала, замолви словечко, чтобы отгул подписали». Ну, конечно, понимаю, в вас борются противоречивые чувства: хочется всех послать за звездочкой (как в известной песне), не ударить в грязь лицом (вы же ого-го какой профи!) и не испортить отношения с окружающими, быть для всех хорошей.

Хватит! Вы не червонец, чтобы всем нравиться, и не рабыня Изаура, чтобы с рабской покорностью выполнять то, что выходит за рамки служебных обязанностей. Будем учиться распознавать манипуляторов и грамотно говорить «нет», чтобы «и овцы были целы, и волки сыты».

Искусство манипуляции

Деловое общение является необходимой частью человеческой жизни, важнейшим видом отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этические нормы, в которых выражены наши представления о добре и зле, справедливости и несправедливости, правильности и неправильности поступков людей. И, общаясь со своим начальником или коллегами, каждый, так или иначе, сознательно или стихийно, опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени вообще учитывает их в общении, он может как облегчить себе деловое общение (сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей), так и затруднить или даже сделать это общение невозможным. Для того чтобы оно было конструктивным, необходимы:

  1. Понимание целей, задач, психологического состояния партнера по общению.
  2. Способность к пониманию личностных особенностей партнера.
  3. Способность ставить себя на место партнера.
  4. Доверительность коммуникаций:
  • открытая демонстрация своих намерений;
  • проявление доброжелательности по отношению к партнеру;
  • деловая компетентность;
  • убедительные манеры;
  • устранение недопонимания.

Причинами недопонимания часто являются:

  • склонность не говорить того, что человек действительно думает и хочет;
  • стремление говорить то, что кажется целесообразным в данной ситуации, а не то, что в действительности хотелось бы сообщить;
  • желание говорить самому, неумение слушать других;
  • стремление слушать других не с целью услышать, а с целью оценить говорящего.

Манипуляция – это распространенная форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнера с целью достижения своих скрытых намерений.

Как показывает моя практика, в настоящее время очень многих интересует именно манипулятивное общение. Что же, это вполне объяснимо, так как очень важно самому научиться управлять поведением других (подчеркиваю – конструктивно) и при этом уметь избежать манипуляций по отношению к себе. Для вас я постараюсь приоткрыть некоторые маленькие тайны особенностей деловых манипуляций.

Каждая ситуация, в которой мы участвуем, – это театральное действие: налицо все жанры (от комедии до трагедии), действие интерактивное (еще минуту...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).