Top.Mail.Ru
Пробираться к личной эффективности можно разными путями: через тайм-менеджмент, самодисциплину, религию, мотивацию, построение планов и целеполагание. Но последние открытия в области психологии самым оптимальным способом называют развитие эмоционального интеллекта. Оно сводится к простой на слух, но невероятно сложной на практике идее - ­пониманию своих чувств и эмоций. Автор рассказывает, как можно определить уровень своего эмоционального ­интеллекта и как его развивать.

«Если ты такой умный –
почему ты такой несчастный?»

Народная поговорка

Многие считают коэффициент интеллектуального развития IQ залогом успеха: «Чтобы достичь успеха, надо быть очень умным». Однако факты говорят о другом. Достаточно оглянуться вокруг, чтобы понять: между коэффициентом интеллекта человека (IQ) и его успехами нет особой связи. Далеко не самые «умные» люди достигают вершин успеха (наглядный пример – Дж. Буш-младший: его коэффициент интеллекта равен 91, что сущест­венно ниже среднего). В то же самое время некоторые гении ведут жалкую жизнь и не могут разобраться в себе (вероятно, вы знакомы с ­профессором или инженером, про которого можно сказать именно так).

Успех человека напрямую зависит от его эмоционального интеллекта (EQ). Впервые эту идею озвучил Девид Големан в одноименной книге «Эмоциональный интеллект».

Существует много определений эмоционального интеллекта, но я приведу свое. Эмоциональный интеллект – это навык понимания своих чувств и эмоций. Эмоциональный интеллект означает понимание своих эмоций и скрытых мотивов для эффективного взаимодействия с окружающим миром.

Оценка эмоционального интеллекта

До сих пор нет общепринятого метода измерения эмоционального интеллекта. Его можно «угадать» самостоятельно, использовать специальные тесты или оценить свои успехи в этом мире.

Для субъективной оценки эмоционального интеллекта можно воспользоваться шкалой эмоций. В упрощенном виде ее можно представить в виде трех уровней:

  1. Подавленность своими эмоциями.  Низкая самооценка, вина и депрессия показывают на низкий эмоциональный интеллект. Человек не может разобраться в себе и в причине своих чувств. Когда у него портится настроение, он становится не в состоянии эффективно взаимодействовать с внешним миром. Это означает полный личный неуспех (недоволен собой) и социальный неуспех (ничего не достиг).
  2. Управление эмоциями.  Дисциплина показывает на развитый эмоциональный интеллект. На этом уровне развития человек понимает часть своих скрытых мотивов и учится управлять своим состоянием, временем, мотивировать себя. Такой подход позволяет эффективно взаимодействовать с внешним миром, достигать некоторых целей и добиваться некоторых успехов.
  3. Наблюдение за эмоциями.  Гармония свидетельствует о наивысшем эмоциональном интеллекте. Человек перестает быть рабом своих эмоций (хотя и продолжает их испытывать). Здесь больше нет скрытых мотивов, зато есть четкое понимание себя и своих намерений. Сомнения больше не встают на пути. Высокий эмоциональный интеллект означает отсутствие «внутренних тормозов» для самовыражения, а, следовательно, успех становится логичным следствием любых поступков человека.

Если все эмоции разложить в ряд по уровню «заряда» от негатива до ­позитива, то получится такая последовательность:

  • позор,
  • вина,
  • апатия,
  • горе,
  • страх,
  • желание,
  • гнев,
  • гордость,
  • храбрость,
  • нейтралитет,
  • готовность,
  • принятие,
  • интеллект,
  • любовь,
  • радость,
  • мир,
  • гармония.

Я взял эту шкалу из книги Девида Хоукинса «Сила против насилия» (David R. Hawkins, Power vs. Force). Однако она часто встречается и в других источниках, что, вероятно, отражает ее объективность.

Уровень эмоционального интеллекта можно самостоятельно определить и по этой шкале. И хотя человек может испытывать всю гамму эмоций, у него существует основная текущая эмоция, которая и определяет уровень его эмоционального интеллекта в этот период времени.

Это довольно размытая шкала. Некоторые события жизни могут временно перенести вас по ней выше или ниже. И некоторые области жизни могут одновременно находиться на разных уровнях. Но эта шкала дает общее представление об уровне развития эмоционального интеллекта.

Для определения текущего эмоционального интеллекта можно воспользоваться следующим способом. «Лакмусовой бумажкой» будет являться поведение человека во время стресса. Если надавить на яблоко – польется яблочный сок. А что вы проявляете, когда на вас давят внешние обстоятельства?

Вы становитесь параноиком и замыкаетесь в себе? (свидетельствует о страхе)

Начинаете кричать на людей? (гнев)

Вы начинаете обороняться? (гордость)

Анализируете проблему и находите решение? (интеллект)

Или используете интуицию, чтобы погасить конфликт? (любовь)

Какое свое качество вы проявляете под давлением чаще и сильнее всего?

На самом деле все в вашем окружении влияет на уровень эмоционального интеллекта: телевизор, фильмы, книги, веб-сайты, люди, места, объекты, еда... Если ваши основные эмоции находятся на уровне радости, то просмотр ТВ-новостей (которые, по определению, общаются со зрителями на уровне страха и желаний), временно понизит ваш уровень эмоционального интеллекта. Если основные эмоции находятся на уровне вины, то ТВ-новости, наоборот, повысят его.

Проявления эмоционального интеллекта

EQ и стресс

Одно из замечательных следствий развития эмоционального интеллекта – уменьшение негативных эмоций и стрессов. Это ясно видно по ­эмоциональной шкале.

Любую негативную эмоцию можно представить как ошибку в картине мира человека. Картина мира (термин из НЛП) означает множество убеждений человека о том, что из себя представляет наш мир. Как только любые два убеждения начинают противоречить друг другу, это вызывает негативную эмоцию.

Пример 1

У человека есть глубокое убеждение – «обманывать плохо», и в то же время другое убеждение – «сейчас я должен обмануть». Сами по себе эти убеждения не несут никакого негатива, но вот если они начинают крутиться в голове одновременно…, то появляется море негативных эмоций: страх принять решение и ошибиться, вина за любое из двух решений, подавленность, злость на себя, гнев на людей, которые участвуют в ситуации и т.д.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет за морем негативных эмоций увидеть их причину (конфликт нескольких убеждений), причину этой причины и т.д., после чего трезво оценить ситуацию и отреагировать на нее разумно, а не под воздействием «внутренних пружинок». Другими словами, эмоциональный интеллект позволяет быстро разобраться с причинами ­негативных эмоций вместо того, чтобы испытывать их долгое-долгое время.

«Все наши страдания – результат
ошибочного понимания нашей природы»

Будда

EQ и лидерство

Большинство книг про эмоциональный интеллект так или иначе связано с лидерством (сегодня это очень популярная тема). Идея в том, что лидеры – это люди с развитым эмоциональным интеллектом, и вот почему:

  • во-первых, развитие эмоционального интеллекта позволяет избавиться от многих страхов и сомнений, начать действовать и общаться с людьми для достижения своих целей;
  • во-вторых, эмоциональный интеллект позволяет понимать мотивы других людей, «читать их как книгу». А это значит – находить нужных людей и эффективно взаимодействовать с ними.

Силу лидерства используют по-разному: либо манипулируют людьми, либо вместе делают одно общее дело. Я говорю не про ценности лидера, здесь идея в другом. Независимо от своих намерений он может достигать результатов силами многих людей, что повышает вероятность успеха лидера по сравнению с одиночкой. Вот почему лидеру не обязательно иметь высокий IQ. Его навыки понимания чувств и эмоций позволяют ему окружать себя умными людьми и использовать их гениальность.

Движение к любой цели заставляет человека столкнуться лицом к лицу со множеством страхов и сомнений.

Человек с низким эмоциональным интеллектом, вероятно, свернет в сторону под их напором.

Человек с развитым эмоциональным интеллектом встретится лицом к лицу со своими страхами и, возможно, поймет: не все так страшно, – а значит, продолжит медленное движение вперед.

У человека с высоким эмоциональным интеллектом просто не будет внутренних тормозов, он «налету» разберется со страхами и будет с радостью двигаться к своим целям.

Таким образом, навык понимания своих эмоций напрямую связан с эффективностью достижения поставленных целей.

«Страх убивает разум. Страх – это малая
смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо
моему страху, я дам ему овладеть мною
и пройти сквозь меня, я обернусь и посмотрю
на тропу страха. Там, где прошел страх,
не останется ничего. Там, где прошел страх,
останусь только я»

Френк Херберт

EQ и материализация мыслей

Открою вам секрет: человек получает то, о чем думает. Эту идею можно интерпретировать с разных позиций:

  • голографической вселенной (все в этом мире взаимосвязано, что подтверждают последние исследования квантовой физики);
  • с точки зрения религии (вера – великая сила);
  • с точки зрения прикладной психологии (о чем человек думает, в то вкладывает свои силы и того добивается).

Независимо от точки зрения на этот принцип практика показывает, что он работает: человек получает то, о чем думает.

У среднестатистического человека мысли в голове бегают, как тараканы, и за каждой мыслью прячется армия «непроработанных» эмоций и нерешенных проблем. В таком состоянии сложно долго концентрироваться на одной идее: ее тут же начинают атаковать противоположные мысли (а вдруг, а если, а может, а что подумают...).

С развитием эмоционального интеллекта негативные эмоции ослабляют свое влияние, появляется возможность мыслить четко и ясно, а значит, уделять главное внимание главным вещам. Таким образом, с развитием эмоционального интеллекта мечты человека становятся реальностью все быстрее и быстрее.

Что мешает успеху?

«Это невозможно!» – сказала Причина.
«Это безрассудство!» – заметил Опыт.
«Это бесполезно!» – отрезала Гордость.
«Попробуй...» – шепнула Мечта.

Человечество изобрело множество стратегий достижения успеха. Однако есть одна проблема: люди не могут применять эти стратегии. Вроде бы знают как, но не делают. Есть какой-то внутренний тормоз, который останавливает движение вперед и мешает поступать по-новому. И я не ошибусь, если скажу, что этих тормозов миллионы, и все они находятся у нас в голове.

У каждого есть свои «тараканы» – это мысли, которые привычно крутятся в голове и которые мы даже не замечаем. Так называемый внутренний монолог – «словомешалка». Жвачка из слов, которую изо дня в день пережевывает почти каждый мозг и этим самым доводит человека до стресса. Но, что еще хуже, эти неосознанные нами мысли становятся настоящими «тараканами» – инструкциями о том, как человеку следует реагировать в различных ситуациях.

«Между стимулом и реакцией существует свобода выбора», – утверждал Стивен Кови в книге «7 навыков высокоэффективных людей». А до него – Виктор Франкл, автор книги «Человек в поисках смысла», выживший в концентрационных лагерях и нашедший там истинную свободу. Но часто между стимулом и реакцией живут «тараканы». И пока человек их оттуда не прогонит, никакой свободы выбора у него не будет. Человек с «тараканами» похож на компьютер, неосознанно выполняющий заложенные в него программы вместо проявления свободы воли.

Успеху человека часто мешают подсознательные команды типа «Я неудачник», «Всех ненавижу», «Я виноват», «Я боюсь красивых людей», «Лень раньше меня родилась», «Я – это моя музыка», «Я должен остановиться», «Я должен много работать», «Лучше умереть, чем избавиться от моих «тараканов»», «Носить большую сумку – это некрасиво» и многие другие, такие же нелепые и часто неосознанные.

Но при чем тут эмоции, спросите вы? Отвечаю:

  • У человека в подсознании крутится множество инструкций, которые влияют на его поведение.
  • Инструкции имеют силу, пока с ними связаны некоторые неосознанные эмоции (отрицательные и даже положительные).
  • Для того чтобы подсознательная программа перестала действовать, с нее надо снять эмоциональный заряд.
  • Чтобы снять эмоциональный заряд, эмоцию надо осознать (перевести из подсознания в сознание).

«Тараканы» обладают мощной защитой – нам очень-очень-очень больно вспоминать о вещах, с которыми связаны плохие эмоции. С другой стороны, лучше за несколько минут разобраться с «тараканом», чем тихо страдать от него всю жизнь.

Именно эмоции дают силу «тараканам». И именно «тараканы» из подсознания составляют основу личности обычного человека. А если точнее, подсознание – это детский сад для многих-многих личностей. Одна часть страдает, другая радуется, третья обвиняет четвертую, пятая боится шестую, седьмая строит планы независимо от восьмой, девятая ищет комфорта. И все это одновременно! Поэтому люди с невысоким эмоциональным интеллектом так часто бывают непоследовательны. У них верх берет то одна часть личности, то другая.

Возможно, одна из целей нашей жизни – собрать свой паззл, навести порядок в подсознании и стать цельной личностью.

Но важно понимать, что развитие эмоционального интеллекта – это не контроль над эмоциями. Контроль может быть полезным промежуточным шагом, но это не самоцель. Контроль – всегда противостояние, преобладание одной части личности над другой. Поэтому контроль и гармония  несовместимы. Контроль не сделает вас цельной личностью. Для достижения гармонии необходимо иное – работа над своими эмоциями.

«Подлинное мужество состоит не в героических усилиях,
направленных на достижение внешних целей,
а в решимости пройти через ужасный опыт столкновения
с самим собой. До тех пор, пока индивид не найдет
свою истинную сущность в себе самом, любые попытки
придать жизни смысл через манипуляции во внешнем мире
и достижение внешних целей останутся бесплодным
и в конечном счете обреченным на поражение донкихотством»

Станислав Гроф «За пределами мозга»

Развитие эмоционального интеллекта

В отличие от IQ, уровень которого во многом определен генами, уровень эмоционального интеллекта (EQ) развивается в течение всей жизни человека. Развитие эмоционального интеллекта – самая сложная работа, с которой встречались люди. Но именно эта работа дает наибольшие ­результаты, именно она повышает личную эффективность и шансы на успех.

С точки зрения работы с подсознанием, существует две группы техник для развития эмоционального интеллекта. Условно их можно назвать:

  • перепрограммирование и
  • депрограммирование.

К «перепрограммированию» можно отнести, например, нейро-лингвистическое программирование (НЛП) и гипноз. НЛП как наука изучает множество разных техник, которые позволяют «программировать» подсознание на более гармоничную работу.
Пожалуй, самая известная идея из НЛП – это аффирмация. Аффирмация – позитивное утверждение, которое нужно повторять много раз, а возможно, даже записывать на бумаге или слушать через наушники. Рано или поздно это утверждение попадает в подсознание, что позволит человеку эффективно действовать согласно новым убеждениям.

Вторую группу техник можно условно назвать «депрограммирование» – избавление подсознания от ненужных убеждений. Депрограммирование позволяет осознать скрытые эмоции и таким образом ослабить действие убеждений («тараканов») на волю человека. Лично мне «депрограммирование» кажется более аккуратным и разумным подходом, поэтому остановлюсь на этой группе техник подробнее.

Методы «депрограммирования» подсознания:

  • Интуитивное письмо (частным случаем является ведение дневника). Суть этой методики проста: сиди и пиши все, что придет в голову. Минут через 15 полный бред начинает сменяться чистым потоком сознания. И решения многих проблем, которые вызывали стресс и негативные эмоции, становятся простыми и очевидными. Однако ранее упоминалось, что «тараканы» из подсознания обладают мощной защитой, поэтому не все люди в состоянии сидеть и выписывать в течении получаса все свои мысли – становится скучно, больно и некомфортно. С другой стороны, стоит один раз попробовать, чтобы понять недостатки и преимущества этого метода.
  • Медитация как пассивное наблюдение за своими мыслями. Сущест­вует много типов медитаций. Одна из них – осознавание своего внутреннего монолога (а это очень непросто). Такая медитация позволяет «поймать за хвост» любые негативные эмоции, разобраться в их причинах и понять их смехотворность. Программисты меня поймут: медитацию можно сравнить с отладкой программы. Правда, в отличие от компьютерных программ, объектом отладки являются негативные эмоции, а ее результатом – избавление от лишних ­инструкций, вызывающих стресс.
  • Be Set Free Fast (BSFF) – популярная методика, которую разработал психолог Ларри Нимс. Идея метода проста: если подсознание с готовностью выполняет заложенные в него команды, то оно может выполнить и команду избавления от ненужных команд. Суть метода заключается в том, чтобы выписать и увидеть убеждения, связанные с проблемой, и с помощью специальной команды для подсознания снять с них эмоциональный заряд. BSFF можно использовать целенаправленно для повышения эмоционального интеллекта или просто для избавления от любого психологического дискомфорта.
  • Метод Седона – отпускание эмоций, был разработан Лестером Левенсоном. В состоянии прикованности к постели он понял, что все проблемы имеют свой ключ на эмоциональном уровне. Конечно, автор этого метода скоро выздоровел. Суть метода Седона – определить основную эмоцию, связанную с проблемой, прочувствовать ее и отпустить с помощью несложной процедуры.
  • Emotional Freedom Technique (EFT) – техника эмоционального освобождения. Основной постулат EFT: «Причиной всех негативных эмоций является нарушение нормальной работы энергетической системы организма». EFT использует воздействие на акупунктурные точки на теле человека для снятия эмоционального напряжения и освобождения от негативных эмоций.
  • ПЭАТ – метод Живорада Славинского. Методика использует прин­ципы EFT и BSFF, а ее суть заключается в переходе от дуального восприятия мира (я – не я), которое порождает проблемы и стрессы,  к единому восприятию (есть только мир, а я – лишь его проявление). Это позволяет достигать гармонии с миром и с самим собой.

Наконец, поделюсь некоторыми простыми идеями, которые вы можете взять себе на вооружение для развития своего эмоционального интеллекта:

  • Хватит страдать, берись и делай!  Каждый раз, когда перед человеком появляется любое дело, у него есть две альтернативы: сделать дело или отступить. Первое решение повышает эмоциональный интеллект, второе – понижает.
    Некоторые сложные дела вызывают негативные эмоции. Когда вы беретесь за них, неприятные эмоции стоят перед глазами на протяжении всей работы как красный флаг: «Эй, привет! Это я, «таракан», ошибка в твоей картине мира. Что ты будешь со мной делать? Закроешь глаза, отвернешься и уйдешь? Или поймешь, откуда у меня ноги растут?». И если вы решитесь копнуть глубже, понять его причины, он исчезает, лопается, как мыльный пузырь (или на крайний случай отползает в сторону и не мешает вам какое-то время). Таким образом, «взять и сделать» – уже многие века является эффективной стратегией работы над собой для развития EQ.
  • Движение и спорт. Выявлена закономерность: неосознанные эмоции «прячутся» в мышцах и угнетают человека, особенно это касается спины и шеи. Поэтому утренняя зарядка, массаж, а тем более профессиональный спорт позволяют выбить из тела этот ненужный груз, избавиться от давления и смотреть на мир более осознанно. Вы замечали, что спортсмены обычно спокойны и жизнерадостны? Они редко походят на людей с низа шкалы эмоционального интеллекта.
  • Планирование позволяет встретиться лицом к лицу с реальностью этого мира. И если планирование вызывает у вас лень, страх или другие негативные эмоции, то воспримите это как возможность посмотреть в глаза тем «тараканам», от которых однажды вы уже отвернулись. Посмотрите им в глаза, чтобы понять, что их не существует!
    Да, идеальных планов нет, жизнь внесет свои коррективы в любой план. Зато процесс планирования можно рассматривать как инструмент избавления от внутренних тормозов и сомнений, после которого достижение цели становится более простым занятием.

* * *

Вспомните фильм «Матрица». Одни люди выполняют заложенную программу, живут ради безопасности, контроля и одобрения. Другие постоянно задают вопросы и пытаются понять свою истинную природу. Загляните и вы в свои чувства и узнайте, какую правду они от вас скрывают!

Справка

Дэвид Хоукинс (David R. Hawkins) в своей книге «Сила против Насилия» (Power vs. Force) описал иерархию уровней человеческого сознания. Это очень интересный подход. Вот эти уровни, снизу вверх:

«Позор (shame) – один шаг до смерти. Вероятно, здесь ты обдумываешь самоубийство или что-то в этом роде. Другими словами – это ненависть, направленная на себя.

Вина (guilt) – на уровень выше позора, но у тебя могут быть мысли о самоубийстве. Ты думаешь о себе как о грешнике и не можешь простить себе прошлые поступки.

Апатия (apathy) – испытываешь безнадежность или мучаешь себя. Полная убежденность в своей беспомощности. Многие бездомные застряли на этом уровне.

Горе (grief) – уровень бесконечной грусти и потерь. Сюда можно попасть после потери любимого человека. Депрессия. Все же выше, чем апатия, т.к. ты начинаешь избавляться от оцепенения.

Страх (fear) – мир кажется опасным и ненадежным. Паранойя. Обычно тебе нужна помощь, чтобы подняться над этим уровнем, или ты надолго останешься в ловушке, например в такой, как «подавляющие» взаимоотношения.

Желание (desire) – еще не обремененный постановкой и достижением целей, это уровень стремления, вредных привычек и страсти (к деньгам, одобрению, силе, славе и т.д.). Потребление. Материализм. Это уровень курения, алкоголя и наркотиков.

Гнев (anger) – уровень разочарований, часто из-за невозможности исполнить желания, рожденные на предыдущем уровне. Этот уровень может подстегнуть тебя к действию на высших уровнях или заставить захлебнуться в ненависти. В подавляющих» взаимоотношениях (брак, работа…) можно часто увидеть пару: одного переполняет гнев, другого – страх.

Гордость (pride) – первый уровень, когда ты начинаешь чувствовать себя хорошо, но это ложное чувство. Оно зависит от внешней среды (деньги, престиж …) и поэтому оно уязвимо. Гордость может привести к национализму, расизму и религиозным войнам. Вспомни нацистов. Уровень иррационального самоотречения и самообороны. Религиозные фундаменталисты тоже принадлежат этому уровню. Ты становишься настолько привязан к своей вере, что любую атаку на твою картину мира воспринимаешь как атаку на себя.

Храбрость (courage) – первый уровень настоящей силы. Здесь ты начинаешь видеть, что жизнь полна испытаний, она захватывает, но совсем не подавляет. У тебя появляется намек на интерес к личному развитию, хотя на этом уровне ты, вероятно, будешь называть его повышением «очков» (карьерой, продвижением, образованием и т.д.). Ты начинаешь видеть свое будущее как рост относительно прошлого, а не просто как его продолжение.

Нейтралитет (neutrality) – его можно описать фразой «живи сам и дай жить другому». Гибкая, расслабленная и необремененная жизнь. Что бы ни случилось, ты выкручиваешься. Тебе не надо что-то кому-то доказывать. Ты чувствуешь себя безопасно и хорошо уживаешься с людьми. Очень комфортное место. Это уровень удовлетворенности и лени. Ты заботишься о своих нуждах, но не напрягаешься.

Готовность (willingness) – когда ты чувствуешь себя безопасно и комфортно, ты начинаешь использовать свою энергию более эффективно. Просто сводить концы с концами не кажется больше хорошей идеей. Ты обращаешь внимание на то, чтобы работать хорошо, возможно, даже показывать свои лучшие результаты. Ты думаешь о тайм-менеджменте, продуктивности и самоорганизации в тех понятиях, которые не были настолько важными на уровне нейтралитета. Это уровень развития воли и дисциплины. Такие люди – «солдаты» нашего общества: они делают свою работу и особо не жалуются. Если ты в школе, ты действительно хороший ученик: серьезно относишься к выполнению уроков и вкладываешь время в то, чтобы делать это хорошо. Это уровень, где сознание становится более организованным и дисциплинированным.

Принятие (acceptance) – теперь происходит мощный сдвиг, и ты пробуждаешься для возможностей проактивной жизни. На уровне готовности ты стал компетентным, и теперь ты хочешь найти своим способностям хорошее применение. Это уровень по­становки и достижения целей... Ты начинаешь принимать (брать на себя) ответственность за свою роль в этом мире. Если что-то в жизни не в порядке (карьера, здоровье, отношения), ты определяешь желаемое состояние и достигаешь его. Ты начинаешь более четко видеть полную картину своей жизни. Этот уровень побуждает многих людей сменить работу, начать новое дело или заняться своей диетой.

Интеллект (reason) – на этом уровне ты переступаешь эмоциональные аспекты низших уровней и начинаешь мыслить ясно и рационально... Когда ты достигаешь этого уровня, у тебя появляются способности использования способностей разума на полную мощь. Теперь у тебя есть дисциплина и проактивность, чтобы полностью выразить свои врожденные способности. Ты достигаешь точки, где говоришь: «Отлично. Я могу сделать все это, и я знаю, что должен найти этому правильное применение. Так как же лучше использовать мои таланты?». Ты смотришь вокруг и начинаешь заниматься значительными для мира делами... Это уровень Эйнштейна и Фрейда. Очевидно, что большинство людей никогда не достигают его за свою жизнь.

Любовь (love) – это не эмоция любви, а безусловная любовь, постоянное понимание своей связи со всем, что существует. Подумай о сострадании. На уровне интеллекта ты «живешь рассудком». Но в итоге это оказывается тупиком, ты попадаешь в ловушку, где интеллекта становится слишком много. Ты видишь, что тебе нужен более широкий контекст, чем просто думать ради себя. На уровне любви твоя голова и все другие таланты начинают работать на уровне сердца... Твои мотивы на этом уровне чисты и не испорчены страстями твоего эго. Это уровень пожизненного служения человечеству. Вспомни Ганди, мать Терезу, Альберта Швейцера. На этом уровне ты начинаешь руководствоваться силами, большими, чем ты сам. Это чувство освобождения. Интуиция становится чрезвычайно мощной. Хаукинс утверждает, что этого уровня достигает лишь 1 из 250 человек за свою жизнь.

Радость (joy) – чувство проникающего и непоколебимого счастья. Eckhart Tolle рассказывает о нем в своей лекции The Power of Now. Это уровень святых и духовных учителей... Здесь жизнь полностью управляется интуицией и совпадениями. Больше нет нужды в целях и детальных планах – твое расширенное сознание позволяет оперировать более высокими понятиями. События, близкие к смерти, могут временно поднять тебя на этот уровень.

Мир (peace) – полная трансцендентность. Хаукинс уверяет, что этого уровня достигает один из 10 миллионов.

Гармония или просветление (enlightenment) – высший уровень человеческого сознания, где человечество сочетается с божественностью. Чрезвычайно редкий.

Я уверен, тебе эта модель покажется стоящей того, чтобы о ней задуматься. Не только люди, но и объекты, события и даже целые сообщества можно оценить по этим уровням»1.

Сноски 1

  1. Steve Pavlina. Levels of Consciousness // http://www.stevepavlina.com/blog/2005/04/levels-of-consciousness / Перевод на русский язык А.С. Тихомирова. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 1

Анонимный гость
09.02.2014, 02:36

Огромное спасибо за интересную и нужную информацию))

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).