Top.Mail.Ru
Переговоры начинаются там, где есть конфликт интересов. И далеко не всегда стороны ведут себя корректно. Статья поможет распознать те техники, которые собеседник может применить по отношению к вам, осознанно или неосознанно. Профессиональный психолог разбирает множество ситуаций, чтобы объяснить, что происходит (что говорится вслух, как это делается и зачем). Вы овладеете приемами не только защиты, но и нападения!
Язык – это валюта разума. Люди управ-
ляют словами и сами управляются ими.
Стюарт Даймонд

Человечество научилось воевать гораздо раньше, чем вести переговоры.

В современном обществе переговоры, как правило, выступают как мирная конфронтация, призванная улаживать взаимоотношения между сторонами (противниками или партнерами). Чаще всего такое улаживание имеет временный характер.

Переговоры – не только противостояние на основе уважения правил. Переговоры являются полем применения различных техник и тактик, которые задействуются для лучшей организации собственной защиты или для получения больших выгод.

Есть ли у нас план?

Переговоры начинаются задолго до того, как стороны сядут за стол. Фактически они начинаются с того момента, как одна сторона (или посредник) выступит инициатором проведения переговоров и стороны займутся их подготовкой. От того, как будет проведен предварительный этап, зависит будущее переговорного процесса и качество принимаемых решений. Мы (я имею в виду, прежде всего, жителей нашей страны) категорически не любим этот этап.

Мифы о подготовке

Существуют устойчивые мифы по поводу подготовки:

  1. Мы предполагаем, что ничем не рискуем, «просто разговаривая». Если начать переговоры «на авось», мы отдаем инициативу им, либо наоборот, действуем излишне агрессивно; вынуждены отстаивать одну позицию (так как не задумались о возможных вариантах) и теряемся, когда партнер предлагает неожиданные варианты решения.
  2. Подготовка занимает слишком много времени. Да, она действительно требует времени, но экономит больше.
  3. Мы не знаем, что значит хорошо подготовиться, и часто считаем, что знания собственных позиций достаточно. Позиционная подготовка, то есть защита только своей «кочки» зрения без учета интересов партнера, – основная причина стресса и неудовлетворенности в переговорном процессе.

Пять позиций подготовки по Клаузевицу

Знаменитый военный стратег фон Клаузевиц (1955) считал, что переговоры – это просто продолжение войны другими средствами. Если вы с ним согласны – готовьте патроны. Для мирного (относительно) взаимодействия можно выделить пять позиций (или уровней) подготовки с условными названиями: МЫ – ОНИ – ПРОБЛЕМА – РЕШЕНИЕ – РЕАЛИЗАЦИЯ.

Уровень МЫ

Вопрос «Что мы хотим от этих переговоров (споров, конфликта)?» следует задать себе как можно раньше. Мы поступим грамотно, если будем постоянно помнить об этой цели и соразмерять, насколько наши реальные действия и поступки соответствуют ее достижению.

Следующий вопрос, который следует задать себе, «Зачем мне это нужно?» Это вопрос о собственных интересах. И ответить на него (себе) необходимо максимально честно. Большинству людей хочется выглядеть хорошо в собственных глазах, поэтому даже в мыслях мы нередко пытаемся камуфлировать собственные чувства и поступки благими намерениями. Камуфляж здесь вам только навредит.

Уровень ОНИ

Следует учесть их статус, компетентность, наличие союзников и противников, характер, слабости, привычки, интересы.

Важно определить, какое решение, по их мнению, вы должны им предложить. У каждой стороны множество интересов. Обычная ошибка – уверенность, что человек с другой стороны имеет те же интересы.

Уровень ПРОБЛЕМА

Самое важное на этом уровне – четко и жестко понять самим и дать понять оппонентам: проблема у нас – общая. До тех пор пока мы будем считать, что эта проблема – их проблема или «они и являются проблемой», ни о каком конструктивном диалоге речи быть не может.

Следует очень внимательно отнестись к формулировке проблемы. От этого зависят ваши дальнейшие действия. Формулировка не должна содержать имен, обвинений, угроз.

Уровень РЕШЕНИЕ

Это еще не действие, а только модель предполагаемого действия. Здесь необходимо провести структуризацию проблемы: постараться разбить проблему на части, определить, что можно сделать сейчас, а что придется отложить, наметить (обязательно!) несколько альтернатив возможных решений. Важно определить:

  • идеальное,
  • реальное и
  • наихудшее развитие событий.

Прогнозирование наихудшего варианта не означает, что вы готовы сдаться и смирились с поражением. Осознание возможности проигрыша не перестанет существовать от того, что мы о нем не думаем. Чтобы уменьшить страх проигрыша, следует обязательно подумать о ЛАПе – «лучшей альтернативе переговорам», то есть о том, что делать, если соглашение не будет достигнуто.

Пример 1

Если не найду работу за 1 000 $ в месяц, пойду учиться в МВА (либо съезжу отдохнуть, займусь серьезно спортом…).

Чем лучше ЛАПа, тем больше возможностей: действительно сильная позиция в переговорном процессе определяется не богатством или связями, но тем, насколько для стороны привлекателен вариант провала переговоров (как пройдут у вас переговоры о работе в случае, если это ваш единственный шанс? А если у вас в кармане есть еще 2 предложения не хуже?).

На этом же этапе необходимо определить критерии, по которым будут оцениваться наши и их действия.

Уровень РЕАЛИЗАЦИЯ

Это уровень поведенческий, то есть процесс непосредственных действий, шагов, поступков. Необходимо предусмотреть ответственность сторон в случае срыва соглашений. Подумать о сроках, санкциях, контроле.

В процессе реализации происходит постоянное сравнивание нашего представления о том, как должен выглядеть результат, и реального положения дел. И у каждого есть индивидуальный «порог несовпадения». Кто-то чувствителен к малейшим различиям, для другого – «плюс-минус пол-локтя» уже хорошо.

Планирование – не гарантия успеха....

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).