1 января 2008 года вступила в силу новая, IV часть Гражданского кодекса РФ. Мы не только разобрались, какие требования теперь предъявляются к фирменному наименованию организации, но и выявили те риски, с которыми сейчас может столкнуться любая компания.
Многим российским и иностранным компаниям, работающим в России, в наступившем году предстоит столкнуться с серьезной проблемой. Им придется приводить в соответствие с законом название своих предприятий. Это связано со вступлением в силу с 1 января 2008 года новой, IV части Гражданского кодекса.
Требования к фирменному наименованию организации
Для начала предлагаем разобраться, какие нормы, касающиеся фирменного наименования организации, теперь закреплены в § 1 Главы 76 Части IV Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ).
Согласно п. 1 ст. 1473 ГК РФ обладателем фирменного наименования может быть только юридическое лицо, являющееся при этом коммерческой организацией. Никакой иной субъект гражданских правоотношений, в том числе индивидуальный предприниматель, таким правом не обладает.
Порядок предоставления правовой охраны фирменному наименованию сводится к следующему. Юридическое лицо определяет, какое именно наименование наилучшим образом будет его выделять, закрепляет его в своих учредительных документах и представляет эти документы на регистрацию в уполномоченный орган (в настоящее время им является Федеральная налоговая служба России).
Само фирменное наименование не регистрируется в каком-либо специальном реестре. Оно вносится как одно из сведений, относящихся к юридическому лицу, в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ). Внесение фирменного наименования в этот реестр осуществляется в момент регистрации юридического лица.
В соответствии с п. 2 ст. 1473 ГК РФ фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на:
- его организационно-правовую форму (ООО, ЗАО, ОАО и др.) и
-
собственно наименование юридического лица. Причем оно не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Например, нельзя назвать фирму ЗАО «Страховая компания» или ООО «Мясокомбинат», ОАО «Завод» и т.п.
Кроме полного наименования, юридическое лицо может иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и / или сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и / или иностранных языках. Это закреплено в абз. 1 п. 3 ст. 1473 ГК РФ.
Обратите внимание: ООО «Пересвет» не является сокращенным наименованием Общества с ограниченной ответственностью «Пересвет». Здесь разница заключается только в написании организационного-правовой формы (полностью или в виде аббревиатуры).
А вот ОАО «Сберегательный банк Российской Федерации», кроме своего полного, имеет сокращенное фирменное наименование – Сбербанк России.