Top.Mail.Ru

Опыт публичного обсуждения важнейших нормативных документов на примере спецификаций MoReq2

В ходе разработки новой версии спецификации MoReq «Типовые требования к системам управления электронными документами» была применена интересная технология публичного обсуждения проекта этого документа ведущими специалистами по управлению документацией из разных стран мира. Это сделало MoReq2 оптимальным в использовании практиками. Вам любопытно будет узнать, какой вклад внесли наши отечественные специалисты. Кроме того, вы увидите последние «тенденции моды» в сфере управления электронными документами через призму «внутренней кухни их приготовления».

Для эффективного управления необходима хорошая нормативная база. Ситуация в России на данный момент такова, что по многим направлениям деятельности нормотворчество значительно отстает от потребностей общества и государства, да и сами документы нередко получаются недостаточно качественными. Ситуация в области управления документацией – яркий тому пример, и в качестве основных причин этого можно, наверное, назвать следующие:

  • недостаток в органах государственной власти и в ведущих отраслевых научно-исследовательских институтах высококвалифицированных специалистов, способных качественно выполнить такую работу;
  • непонимание того, что специалистам государственных органов совмещать деятельность по разработке нормативных документов с текущей работой очень сложно. Как результат – работа над проектами нормативных документов затягивается на месяцы, а то и годы;
  • неумение привлечь к разработке нормативных документов сильнейших специалистов страны, большинство из которых сейчас «рассеяны» по организациям частного и государственного секторов, по учебным заведениям и т.д. Использование устаревшего «келейного» подхода, когда нормативные документы разрабатываются, согласовываются и утверждаются без участия других заинтересованных сторон и без публичного обсуждения;
  • ко всему перечисленному можно добавить и то, что многие специалисты отрасли плохо владеют современными информационными технологиями и слабо знакомы с достижениями последних лет. Это тоже сказывается на качестве разрабатываемых ими нормативных актов.

Решаясь на участие в европейском проекте разработки новой редакции «Типовых требований к управлению электронными документами» MoReq2, мы, в первую очередь, хотели поучиться методам организации подобной работы, – ведь совершенно ясно, что именно в этом направлении будет развиваться организация нормотворчества и в нашей стране. Было интересно, образно говоря, «померяться силами» с зарубежными коллегами. Хотя иллюзий мы не строили и у нас были большие сомнения относительно того, будет ли проекту какая-либо польза от нашего участия, – тем более что замечания и предложения нужно было готовить на английском языке.

Состав привлеченных экспертов

Справка

Впервые вопрос о необходимости разработки требований к системам электронного документооборота (СЭД) был поднят на DLM-форуме1 в 1996 году. Еврокомиссия2 в рамках программы «Обмен данными между правительствами» (Interchange of Data between Administrations, IDA) заказала разработку спецификаций MoReq – «Типовые требования к системам управления электронными документами3», которые были опубликованы в 2001 году.

Спецификации MoReq достаточно широко использовались как в странах Евросоюза, так и за его пределами. Однако за семь лет многое изменилось, и стала ощущаться необходимость обновления спецификаций. Кроме того, встал вопрос о разработке методики тестирования программного обеспечения на соответствие данным требованиям, что также требовало их переработки – спецификации нужно было сформулировать таким образом, чтобы их положения трактовались однозначно и не создавали трудностей при тестировании.

В 2006 году Генеральный секретариат Еврокомиссии объявил о проведении открытого конкурса на право подготовки новой редакции требований – MoReq2. Не удивительно, что победила в тендере та же английская консультационная компания Cornwell Consulting (позднее – Serco Consulting4), которая разрабатывала первую версию MoReq. По условиям тендера компания должна была не только написать проект документа, но и организовать его широкое публичное обсуждение, доработку с учетом поступивших замечаний и предложений, а также согласование и окончательное составление документа после экспертизы его качества заказчиком.

На это хочется обратить особое внимание – конечным результатом работы по тендеру для коммерческой компании был не просто проект документа, а утвержденный заказчиком нормативный документ.

Марк Фреско - руководитель проекта MoReq2

Все участвующие в проекте специалисты были разделены на 3 группы:

  • Проектная группа – два представителя заказчика (Еврокомиссия), сотрудники компании Serco Consulting и Imbus AG (компании-разработчика методологии тестирования) во главе с руководителем проекта Марком Фреско (Marc Fresco). Всего в этой группе работало 17 человек: они писали текст спецификаций, занимались администрированием и управлением проектом.
  • Редакционная коллегия, состоящая из 8 международных экспертов в области управления информацией и документацией из различных стран мира (Испания, Франция, Норвегия, Канада, Италия, Нидерланды, Германия, Ирландия). В задачу экспертов входила предварительная оценка написанного проектной группой, консультирование и разработка рекомендаций по совершенствованию содержания.
  • В обсуждении и рецензировании проекта документа принял участие 71 эксперт из различных стран мира. Это были представители заинтересованных организаций, а также специалисты, работающие в области управления документами. Все участники обсуждения были разбиты, для удобства обработки замечаний, на 4 группы:
    • эксперты от архивных учреждений (Archives Panel) – 5 человек;
    • эксперты от профессиональных организаций и объединений (Specialists Panel) – 3 человека;
    • эксперты от компаний – разработчиков программного обеспечения (Vendors Panel) – 24 (в обсуждении приняли участие практически все основные европейские поставщики программного обеспечения для управления документами и информацией);
    • самая многочисленная группа – эксперты, участвовавшие в обсуждении по личной инициативе (Users Panel), – 39 человек.

    Эксперты представляли Великобританию (26), США и Канаду (11), Германию (6), Испанию (6), Австралию (3), Бельгию (3), Чехию (2), Россию ( 25). От остальных стран Европы участвовало 12 рецензентов.

Промежуточный и окончательный проекты MoReq2 были представлены на одобрение в Европейскую Комиссию. От имени Европейской Комиссии экспертизу проводила группа рецензентов DLM-форума, включавшая 12 ведущих специалистов из стран – членов Евросоюза. Это был правильный шаг – работу у поставщика принимали специалисты, не только прекрасно понимавшие значение данного документа и хорошо разбиравшиеся в предметной области, но и представлявшие различные школы / традиции управления документами.

Хочется отметить, что разработчики стандарта в одном из приложений к основному тексту поименно перечислили всех, кто прислал хотя бы одно...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Как принимать заявления работников

Кому и как работник должен подавать заявление. Как потом он сможет это доказать в суде. Должен ли работодатель регистрировать заявление и оформлять на нем какие-либо отметки. Как это может происходить на практике с бумажными заявлениями. Как лучше организовать работу (прием, передачу в работу, уведомление в случае отказа). Какие риски выявил анализ судебной практики. В результате предлагаем вам формулировки для регламентации этой процедуры в инструкции. Какие особенности появляются при электронном документообороте.

Разбиваем дело на тома

При каком объеме дела его пора разделять на тома (где установлен этот предел). По каким принципам документы дела могут распределяться между томами. Как это отражается в заголовке тома на его обложке. Как по окончании года указать наличие у дела нескольких томов в номенклатуре и на обложках. По общему правилу в одно дело формируются документы одного календарного года. Какие из него есть исключения. Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Как направить документы своему работнику по почте

Какие документы работодатель обязан отправить почтой, а какие так направлять просто целесообразно. В каком случае предварительно нужно получить на это письменную просьбу работника. На какой адрес отправлять. Какой способ отправки подтвердит факт выполнения работодателем возложенной на него обязанности. Где и сколько потом хранить документы о почтовой отправке. Показываем примеры оформления кадровых документов и форм Почты России: уведомления о необходимости явиться за трудовой книжкой либо дать согласие на ее пересылку, заявления работника с просьбой направлять ему документы на определенный адрес, сопроводительного письма при отправке документов, описи вложений в ценное отправление, уведомления о вручении.

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.