Top.Mail.Ru
Мы порой говорим: «Зачем я заварил эту кашу… для чего я пообещал… как я мог так поступить… о чем я вообще думал… я же все это предчувствовал с самого начала!» Что происходит в подобных ситуациях? Почему мы попадаем в такие «сумеречные зоны» и как из них выбираться? Профессиональный психолог разбирает ошибки поведения и мышления, эмоционального реагирования. При этом рассматривается множество ситуаций, среди которых вы можете встретить и свою наболевшую.

Приятная историческая прогулка

Пример 1

Майк Смит и Дик Роуи отвечали за поиск новых талантов в звукозаписывающей компании Decca Records. 13 декабря 1961 года Майк посетил Ливерпуль, чтобы посмотреть на выступление местной рок-группы. Ребята ему понравились, и он пригласил их на прослушивание в лондонскую студию. Через несколько недель Дик Роуи прислал письмо менеджеру группы, Брайану Эпштейну; он писал: «Честно говоря, мистер Эпштейн, нам не понравился звук ваших ребят. Время рок-групп прошло – а особенно групп из четырех парней с гитарами».

Этот отказ стал одним из самых знаменитых в истории звукозаписи: менеджерам Decca не понравилась группа The Beatles.

Пример 2

В 1876 году компания Western Union обладала монополией на телеграф – самую современную технологию связи того времени, благодаря чему являлась одной из богатейших и могущественных корпораций США. Когда президент Western Union Вильям Ортон получил предложение купить патент на новую технологию за 100 тысяч долларов, он подумал, что над ним подшутили. Тем не менее он написал ответ изобретателю: «Мистер Белл! После внимательного изучения вашего нового и очень интересного изобретения мы пришли к выводу, что у него нет коммерческой перспективы. Как наша компания может использовать электрическую игрушку?»

Патент на телефон, который Белл был готов продать всего за $100 тыс., сегодня считается самым ценным и дорогостоящим патентом в истории.

История знает массу подобных примеров. Умные, успешные, знаменитые люди порой совершают фантастические ошибки. Приятно, что наши ошибки не столь известны и не так масштабны. Однако...

Однако и мы порой говорим: «Зачем я заварил эту кашу… для чего я пообещал... как я мог так поступить… о чем я вообще думал… я же все это знал с самого начала!» Что происходит в подобных ситуациях? Почему у каждого из нас (практически у каждого) есть своя сумеречная зона – некие области жизни, где мы перманентно действуем неэффективно или просто неверно – этакие любимые грабли, заставляющие спотыкаться на ровном месте – на одном и том же месте – снова и снова?

У человека может быть ясная цель, соответствующая его системе ценностей, стимул, достаточно времени и сил и... вместо того, чтобы заняться делом, он смотрит телевизор. Умная, успешная женщина в 25 лет (пример из практики автора) собирается сесть на диету, но каждый раз с... завтрашнего дня. Как такое может происходить с умными, организованными, практичными людьми?

Постараемся выделить типичные причины привычных ошибок и рассмотрим возможности «избавления от наступления» на любимые грабли.

И было у царя три сына

В статье «Тот, который во мне сидит» мы говорили об устройстве мозга, в том числе о трех его структурах:

  • неокортексе, ответственном за мысли и образы;
  • лимбической системе, в которой «живут» чувства и желания;
  • стволе мозга, управляющем, помимо прочего, нашим поведением.

В упомянутой статье мы рассмотрели истоки «сбоев» в командной работе этих достаточно автономных структур.

Теперь договоримся выделить три группы ошибок, примерно соответст вующих перечисленным мозговым структурам:

  • Когнитивные ошибки (от. англ. сognition – сознание, мышление). Это ошибки, связанные со стилем мышления и принятием решений, проблемами восприятия, коммуникации, мотивации. В этих ошибках «виновата» кора мозга, в том числе – неокортекс.
  • Аффективные ошибки связаны со способностью распознавать свои и чужие эмоции, чувства. Аффективные ошибки «совершает» лимбика.
  • Поведенческие ошибки – ошибки действий, поступков, неверное применение поведенческих стереотипов, которые «гнездятся» в стволе мозга.

Можно сказать, что за когнитивные ошибки следует спрашивать со «старшего сына» – с неокортекса. Тогда в поведенческих ошибках следует винить «младшего» – ствол мозга. Поведенческие стереотипы, которые мы выстроили в стволе мозга путем имитации и повторения по аналогии с однажды пережитым, являются самостоятельным и главным элементом управления нашим поведением. Их сложно изменить, потому что они запускаются легко и быстро – быстрее, чем включается логическое осмысление ситуаций.

Справедливости ради следует сказать, что такая типология ошибок условна: в ответ на любой средовой стимул человек реагирует всеми мозговыми структурами, то есть три сына действуют параллельно, в одних обстоятельствах – как слаженная команда профессионалов, в других – как скандальные соседи или «пациенты палаты № 6».

Почему так происходит?

Выберем какой-нибудь очень простой пример и используем его в качестве иллюстрации для всех типов ошибок.

Пример 3

Представим себе секретаря Зину, которая рассуждает так: «Пора бы поговорить с начальником по поводу повышения зарплаты. А вдруг шеф откажет? Точно – откажет, он на меня вчера смотрел как на идиотку. Если после этого остаться на работе – начальство решит, что со мной можно вообще не считаться. Мне и так вздохнуть некогда, а тут загрузят еще больше. Это будет ужасно. Придется уходить, а куда? Где я найду работу с таким графиком (или: так близко к дому... в моем возрасте…). Лучше вообще не высовываться. Но ведь деньги нужны. Что ж я такая несчастная… (или: Почему мне так не везет в жизни… Как мне не повезло с начальником…)».

Повысили бы Зине зарплату, если бы она поговорила с шефом? Кто знает. Но рассуждая так, Зина точно этого не узнает.

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).