Top.Mail.Ru

Разница между увольнением по соглашению сторон и по собственному желанию работника

Когда инициатором расставания становится работник, то он по привычке, даже не задумываясь, пишет заявление об увольнении по собственному желанию. Но постойте! Здесь есть над чем подумать. Существует еще один вариант увольнения – по соглашению сторон. Мы разобрали плюсы и минусы обоих вариантов, а также конкретные ситуации, способные вызвать затруднение при увольнении. Например, сколько должно пройти времени от составления инициирующего документа до момента расставания? И что будет, если человек передумал увольняться? Мы рассмотрели множество головоломок с датами.
Каждый работник, увольняясь не по инициативе работодателя, вправе расторгнуть свой трудовой договор либо по собственному желанию (пункт 3 статьи 77 ТК РФ), либо попытаться прийти к соглашению сторон (пункт 1 статьи 77 ТК РФ). Причины увольнения по таким статьям разные: кто-то желает избежать увольнения по более невыгодной для себя статье, для кого-то это способ пораньше выйти на новое место работы.

В нашей статье мы не только сравним плюсы и минусы этих оснований для увольнения, но и разберем конкретные ситуации, способные вызвать затруднения при увольнении.

«Бойтесь собственных желаний, ведь они иногда сбываются…»

Предупреждаем за две недели

Каждый работник вправе уволиться по собственной инициативе, предупредив работодателя в письменной форме не позднее, чем за две недели, для этих целей составляется заявление. То есть работник может предупредить работодателя хоть за месяц до даты своего увольнения. Главное – не менее, чем за две недели.

В некоторых случаях ТК РФ изменяет этот срок в большую или меньшую сторону для определенных категорий работников (например, сокращает его до трех дней, если работник решит уволиться в период своего испытательного срока, или увеличив до месяца, когда увольняется руководитель организации). Однако в рамках нашей статьи под «сроком предупреждения» мы будем подразумевать именно двухнедельный срок, а под «досрочным увольнением» будем иметь в виду увольнение работника до истечения такого срока.

Работодатель независимо от своего согласия обязан уволить работника по истечении установленного ТК РФ срока, если за этот период не произошло одно из трех событий:

  • работник передумал увольняться и отозвал свое заявление, выразив тем самым свою волю. Здесь важно, чтобы работодатель до отзыва заявления не успел письменно пригласить на освобождающуюся должность другого человека, которому согласно трудовому законодательству нельзя отказать в заключении трудового договора. В противном случае увольнение состоится;

Справка

Трудовой кодекс запрещает отказывать в заключении трудового договора после письменного приглашения только в одном случае: при переводе работника от другого работодателя (статья 64 ТК РФ). Поэтому даже если работодатель письменно пригласил на работу беременную женщину (не в порядке перевода), то ему придется отказать ей в заключении трудового договора, если «основной» работник передумает увольняться.

  • по окончании срока предупреждения обе стороны трудовых отношений решили продолжить действие трудового договора. Здесь необходима воля как работника, так и работодателя. То есть работодатель не оформил процедуру увольнения, а работник на своем увольнении не настаивал;
  • работник был уволен по иному основанию (необходима либо воля работодателя, либо обстоятельства, не зависящие от воли сторон).
  • Еще раз отметим: если работник подает заявление с просьбой уволить его, например, через три, а не две недели, то работодатель обязан будет это сделать. Поскольку в данном случае Трудовой кодекс устанавливает минимальный срок такого предупреждения, а не максимальный.

    А вот если работник просит его уволить в меньший срок, установленный ТК РФ (например, через неделю), но работодатель не согласится с таким поворотом событий, то увольнения не произойдет. И чтобы осуществить свое право на увольнение по собственному желанию, работник должен будет написать новое...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязателен? Что про оформление приказа надо конкретизировать в ЛНА?

Являются ли положения ГОСТ Р 7.0.97-2016 обязательными? Если нет, то можно ли заложить иные правила оформления организационно-распорядительных документов в локальном нормативном акте организации? Как документировать добровольное присоединение организации к стандарту? Что в этом случае необходимо детализировать в Инструкции по делопроизводству организации об оформлении документов? Объясняем на примере приказов и распоряжений. Вопросы читателя стали поводом для подробного разбора этой интересной темы.

Деловая переписка с партнерами из арабского мира и Ирана

Показываем состав, правила оформления и схему расположения реквизитов делового письма, принятого в арабском мире и в Иране. У них много общего, но есть и отличия. Вы сразу заметите обилие этикетных фраз и даже уместность обращения к Богу. Зная структуру их письма, вы сможете в нем быстрее ориентироваться. И даже если будете сами составлять письмо на английском языке, сможете вложить в него привычные адресату формулировки. Обратите внимание на отличие их календаря от нашего. Показываем, как перевести «арабские» и «персидские» даты в наши и наоборот. А начинаем разговор с вопроса о том, на каком бланке письма отечественные организации ведут международную переписку и что советует ГОСТ Р 7.0.97-2016.

Как указать справочные данные об организации на бланке письма

Даем необходимый ликбез по составу сведений об организации на бланке письма. Как правильно написать юридический и почтовый адреса, телефон и факс, сайт и электронную почту, идентификационные коды и банковские реквизиты. Что из этого не могут указывать госорганы и органы местного самоуправления. Что предписывают нормативные документы и какая практика сложилась. Какие сложности с адресом надо учитывать (юридические последствия, порядок элементов адреса, возможные сокращения). Как использовать знаки препинания.

Можно ли ламинировать документы?

Прямого запрета ламинировать документ (запаивать в пленку) в законодательстве нет. Но вы рискуете при этом лишить его юридической силы! Во-первых, рассматриваем судебную практику, которая показывает, в чем проявляется ущербность заламинированного документа и когда она возникает. Во-вторых, нотариусы обычно отказываются удостоверять копии с заламинированных документов. Отдельно рассматриваем ситуацию с дипломами об образовании, подсказывая, как можно сгладить последствия допущенной оплошности в случае их ламинирования.

Оформляем приказ по обновленным правилам

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрели документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объяснили, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показали, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Общие правила составления и оформления протокола

Только правильно составленный и оформленный протокол в полной мере может обеспечить юридическую силу решений, которые принимаются на основе принципа коллегиальности. Мы подробно объясняем, как следует оформлять каждый реквизит этого документа. Отмечаем, что в оформлении протокола является обязательным, а что факультативным. Демонстрируем множество примеров. Общий алгоритм составления и оформления протоколов заслуживает самого внимательного и подробного изучения не только секретарями, ведущими делопроизводство, но и руководителями, специалистами, организующими процедуры корпоративного управления.

Правила написания адресов

Основное внимание мы уделили отечественным правилам адресования корреспонденции. Какими документами осуществляется нормативное регулирование в этой сфере? Как указать адресата – частное лицо, организацию или должностное лицо (здесь возникают вопросы с инициалами и падежом)? В какой последовательности указывать элементы адреса? Какие общепринятые сокращения можно использовать? Что писать с заглавной буквы? Как правильно указывать простой, двойной и литерный номера домов? Когда перед городом не ставится буква «г.»? В каких случаях кроме непосредственно населенного пункта нужно включить в адрес его вхождение в определенные административно-территориальные единицы (это касается не только поселков и деревень, но и городов)? Что нужно учесть при использовании отметок «до востребования» и «лично»?

Формы написания чисел в тексте документов

В тексте некоторых документов встречаются числа, которые сначала приводятся цифрами, а следом в скобках – буквенным способом. В каких случаях и в каких документах требуется текстовое дублирование суммы? В каком падеже следует делать такую расшифровку и необходимо ли писать число с заглавной буквы? Если речь идет о сумме, то возможно ли применение ­сокращений «руб.» и «коп.» и какую часть текста брать в скобки?