Top.Mail.Ru
В этом номере мы рассмотрели, при каких обстоятельствах сотрудники налоговой могут изъять из вашего офиса документы. Что делать, если они готовы забрать копии, и что делать, если они уносят оригиналы? Во втором случае особенно актуальны вопросы: кто, как и когда изготавливает копии с уносимых подлинников, чтобы у организации осталось хоть что-то? Ведь эти документы потребуются потом, чтобы оспаривать доводы налоговой, предъявить их новым проверяющим, корректно взаимодействовать со своими парнетрами. Что будет, если интересующие инспекторов документы находятся у сторонней организации на ответственном хранении? А если их забрал домой главбух или директор, чтобы поработать на досуге? Когда и как вам должны вернуть изъятые оригиналы? Что делать, если проверяющие их потеряли?
В предыдущих номерах журнала мы рассматривали возможную модель поведения специалиста ДОУ при получении запроса на предоставление копий документов в рамках камеральной проверки (вы передаете копии документов налоговой инспекции). Кроме того, рассмотрели те аспекты, на которые стоит обратить внимание при выездной налоговой проверке (когда налоговики приходят «к вам в гости», чтобы поработать с оригиналами ваших документов).

Однако в жизни бывает и так, что какие-то документы остаются не представленными в налоговый орган. Причины могут быть разными: халатность, недоразумение либо прямое указание главбуха или руководителя.В таких случаях, когда истребовались не абстрактные «все счета-фактуры, договоры» за проверяемый период, а интерес для налоговиков представлял какой-то определенный документ, например, «договор № 28 от 13.02.2007 г. с ООО «Цветмет» (ИНН 7809123456)», и этот документ не был направлен в адрес налоговой инспекции, организация-налогоплательщик может быть привлечена к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 126 Налогового кодекса РФ (далее – «НК РФ»). Ответственность за такое деяние установлена небольшая – всего 50 рублей за каждый непредставленный документ, но последствия могут быть весьма сложными. Указанные правонарушения отмечаются в акте выездной налоговой проверки и будут иметь значение при вынесении решения налоговым органом по итогам ее проведения, как правило, не в пользу налогоплательщика.

Выемка документов в рамках выездной налоговой проверки

НК РФ позволяет при проведении выездной налоговой проверки осуществлять выемку документов и предметов в порядке, предусмотренном статьей 94. Обратите внимание, что при проведении камеральной налоговой проверки (например, декларации по НДС за соответствующий период) принудительная выемка документов и предметов не допускается.

Что может стать причиной?

Прежде чем проводить выемку документов и предметов, руководитель налогового органа или его заместитель должен вынести мотивированное постановление о ее производстве по предусмотренной форме1 и уведомить об этом налогоплательщика.

Посмотрим, какие причины назначения выемки документов суд признает допустимыми:

Судебно-арбитражная практика

Если налоговый орган в своем постановлении о производстве выемки будет ссылаться на возможное неправомерное включение расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в проверяемом периоде, это нельзя признать достаточной мотивацией для производства выемки оригиналов документов. Основанием совершения данного процессуального действия (выемки) является отказ налогоплательщика от представления запрашиваемых при проведении налоговой проверки документов или их непредставление в установленные сроки 2.

(Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 12.07.2006 г. по делу № КА-А40/6276-06).

В постановлении должны быть перечислены документы и предметы, подлежащие изъятию у налогоплательщика. Однако действующее законодательство не устанавливает степени конкретизации такого перечня. Зачастую можно встретить такие формулировки, как, например, «все договоры, заключенные налогоплательщиком, за период с... по..., акты, счета-фактуры к ним». Подобная формулировка может иметь место в том случае, если на предварительное требование налогового органа не поступило никакого ответа от организации-налогоплательщика либо представленные ранее копии документов явно противоречат данным, имеющимся у налоговиков.

Следует при этом помнить, что не подлежат изъятию документы и предметы, не имеющие отношения к предмету налоговой проверки (согласно п. 5 ст. 94 НК РФ). Другими словами, если налоговая проверка проводится по налогу на прибыль и НДС за 2007 год, документы за 2008 год могут не иметь отношения к предмету налоговой проверки. При выемке таких документов, не имеющих отношения к проверяемой деятельности, действия налогового органа могут быть обжалованы налогоплательщиком, а выводы налогового органа, в основу которых положены такие документы, могут быть в дальнейшем признаны несостоятельными, естественно, при условии, что такая взаимосвязь действительно отсутствовала.

Судебно-арбитражная практика

Согласно постановлению Федерального арбитражного суда Московского округа от 15.01.2007 г. по делу № А21-7163/2005 «суд кассационной инстанции не может согласиться с доводом жалобы о неправомерности выемки документов за 2005 год. Обосновывая данный довод жалобы, Общество ссылается на то, что в постановлении указано на проведение выемки документов за 2003 и 2004 годы.

Судом первой инстанции установлено, что общество применяет учетную политику, при которой факты хозяйственной деятельности относятся к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими операциями (метод начисления).

При таких обстоятельствах оплата отгруженной в 2003-2004 годах продукции могла быть произведена и в 2005 году, в связи с чем выемка банковских документов за 2005 год является правомерной».

Подобная мотивировка является, на мой взгляд, весьма спорной, однако такие примеры судебных решений имеют место быть.

Процедура выемки документов и предметов

Следует знать, что выездная налоговая проверка может по решению руководителя налогового органа приостанавливаться, о чем также уведомляется налогоплательщик. Поэтому в период между приостановлением и возобновлением выездной налоговой проверки выемка документов и предметов не может быть произведена.

Сотрудник налоговой, уполномоченный произвести выемку документов, предъявляет соответствующее постановление и разъясняет присутствующим их права и обязанности. Права налогоплательщиков перечислены в ст. 21 НК РФ (см. перечень прав в предыдущей части статьи на стр. 60 журнала № 6, 2009).

Напомним, что для обеспечения личной безопасности сотрудников налоговых органов при проведении контрольных проверок могут участвовать также и сотрудники органов внутренних дел (милиционеры).

Секретарю при визите налоговых инспекторов (тем более в компании милиционеров) следует тесно взаимодействовать с бухгалтерией предприятия и юридическим отделом во избежание негативных последствий.

Помните: при отказе сотрудников организации открыть помещения или иные места, в которых могут находиться подлежащие выемке документы и предметы, сотрудник налогового органа вправе сделать это самостоятельно (особенно при помощи милиционеров). При этом он, конечно, должен «избегать причинения не вызываемых необходимостью повреждений» запорам, дверям и другим предметам, но бывает всякое, и вам потом доказать его неправоту будет очень сложно.

Выемка документов и предметов...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Кто и как отвечает в организации за работу с персональными данными

Показываем, как оформить приказ о назначении ответственного за организацию работы с персональными данными, как можно прописать его обязанности в должностной инструкции. Как оформить перечень работников, допущенных к работе с персональными данными (приказ и формулировки для должностных инструкций). Какое наказание могут понести эти категории лиц в случае нарушений: штрафы для работников доходят до 800 000 руб., а для организаций – до 18 000 000 руб.(систематизировали варианты нарушений и административную ответственность за них в виде таблиц). Как их планируют еще ужесточить! В Уголовном кодексе дело дойдет до лишения свободы. Объясняем, кто подпадает под дисциплинарную, административную и уголовную ответственность.

Как учитывать и хранить «гибридные» дела

В новых архивных Правилах 2023 года появилась целая глава, посвященная работе с «гибридными» делами (включающими одновременно и бумажные, и электронные документы). За разъяснениями по ее применению мы обратились к разработчикам новых Правил – во ВНИИДАД. Из статьи вы узнаете, в какой том «гибридного» дела что следует включать. Как отражать такие дела в номенклатуре дел, а также в описях бумажных и электронных дел при их передаче на архивное хранение. Как делать «перекрестные» ссылки в описях, чтобы легче было находить разные тома одного «гибридного» дела. Как в описи отражать электронные подлинники и скан-копии документов. Когда может потребоваться оцифровка бумажных подлинников и, наоборот, распечатка электронных оригиналов. Наличие электронного фонда пользования для бумажных подлинников не приводит автоматически к формированию «гибридного» дела. Как появление закона о замещающем сканировании может повлиять на судьбу «гибридных» дел.

Как документировать уничтожение персональных данных

Штраф за неуничтожение в заданные сроки персональных данных для организации сейчас доходит до 500 000 руб., и Госдума рассматривает законопроект о его увеличении в несколько раз! Поэтому давайте разберемся, в каких ситуациях, в какие сроки надо уничтожать персданные, как это документально подтвердить, сколько потом хранить такие доказательства. Правила документирования установлены Роскомнадзором – объясняем, что он требует. Показываем образцы приказа о создании комиссии, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении персональных данных, которые использовались неправомерно. Предлагаем формулировки для ЛНА о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений, для договоров об обязательстве контрагента уничтожить передаваемые ему персданные.

Документы по годовому общему собранию акционеров и участников (в АО и ООО)

Когда ООО и АО должны провести годовые общие собрания своих владельцев. Какие документы по подготовке и проведению общих собраний участников (в ООО) и акционеров (в АО) надо оформлять. Сколько и где их хранить. Как формировать в дела. Описываем требования законодательства (которые порой конфликтуют между собой или содержат устаревшие формулировки). Показываем, как их реально выполнить на практике. Штрафы за ошибки для организаций доходят до 700 000 рублей. Поэтому важно быть очень внимательными при подготовке и проведении собраний высшего органа управления общества, при дальнейшем хранении документальных доказательств того, что все было сделано так, как надо!

Сколько дней отводится для ответа на обращение?

Вы поймете, на какие обращения можно ответить в течение 30 дней, и обнаружите, что на большинство обращений физических и юридических лиц коммерческая организация должна отвечать в течение 7 календарных дней (приводим ссылки на законы и судебную практику). Еще объясняем, когда действуют другие варианты сроков: 3 дня, 5 дней, 10 дней, 45 дней и др. Даем примеры расчета даты ответа на календаре – ​для сроков по Закону об обращениях граждан и исчисляемых по Гражданскому кодексу РФ (их методики различаются).

Порядок разработки номенклатуры дел

В конце года необходимо составить (или актуализировать имеющуюся) номенклатуру дел на следующий год. Если в вашей организации ее еще нет, то эта статья поможет исправить данную ошибку. Ведь без номенклатуры дел невозможно систематизировать имеющиеся документы и наладить соблюдение сроков их хранения. Мы объяснили, какие документы необходимо включить в номенклатуру дел, как сформировать заголовки дел (которые потом будут переноситься на их обложки), как их проиндексировать, как установить сроки хранения, какую структуру номенклатуры выбрать, чем отличается номенклатура дел организации от номенклатуры структурного подразделения, как оформить, подписать, согласовать и утвердить документ, что заполняется перед началом делопроизводственного года и что — по его окончании.

Личные карточки и личные дела: систематизация, оперативное хранение и передача в архив

По каким правилам хранить личные карточки и личные дела: где, как и сколько? Как вести Журнал регистрации личных дел, как заполнять их обложки? Что нужно сделать после увольнения сотрудника с его личной карточкой и личным делом? Когда их передавать в архив? Каковы плюсы и минусы сшива карточек и дел разных людей в общие наряды (дела) по году увольнения, как при этом систематизировать документы внутри? Как в описи дел по личному составу на передачу документов из отдела кадров в архив формулировать заголовки дел и томов (что в них включать в зависимости от выбранного способа систематизации)? Каковы особенности написания дат в описи дел? Что делать, если ранее уволенный человек вернулся работать в вашу организацию?

Обработка входящей корреспонденции

Эта статья посвящена участку работы, который есть в любой организации. Новичкам она поможет грамотно организовать данный процесс. А опытным специалистам – обучить своих подопечных. Ведь статья написана практиком, имеющим многолетний опыт работы как в классическом советском бумажном делопроизводстве, так и в смешанном документообороте современных банков. Даны советы, на что стоит обратить внимание в самом начале – при получении документа. Далее анализируются все этапы обработки: прием и сортировка корреспонденции, регистрация, направление на рассмотрение руководству, принятие управленческого решения (наложение резолюции), направление документа на исполнение, контроль исполнения и подшивка в дело исполненного документа. Наглядно демонстрируется, как ход обработки входящего документа отражается на нем самом в виде появления новых реквизитов / отметок, а также в регистрационных формах организации.