Top.Mail.Ru
Здесь уместно вспомнить старый добрый анекдот. Жили-были два товарища-однополчанина. Вместе войну прошли, оба до генеральских погон дослужились, перебрались в Москву, дети институты заканчивали. Все у них было вроде бы одинаково, только один из них был Героем Советского Союза, а другой нет. И вот как-то этот второй генерал пошел на рыбалку и поймал золотую рыбку. Та, как водится, пообещала за свою жизнь исполнить любое желание. Он и попросил: «Хочу вместо Васьки быть Героем Советского ­Союза!» Рыбка хвостиком махнула и в следующее же мгновение наш «рыбак» оказался вместо Васьки, раненым, с одной бутылкой с зажигательной смесью, на расстоянии 3 метров от немецкого танка, который наваливался на него, чтобы задавить гусеницами... Эта статья – размышление о том, стоит ли становиться Героем ­Советского Союза и где найти силы стать им.

Про некоторых людей говорят: «Они живучи, как кошки». Эти люди как-то удивительно легко скользят в бурунах житейского моря. И не то, чтобы их жизнь отличалась абсолютной благостностью, но они после потрясений и невзгод умеют «приземлиться на четыре лапы», в общем, уверены, что мир великодушен, а в жизни есть смысл. Что помогает таким людям идти «вперед с песней» и нельзя ли найти в себе или где-нибудь поблизости точку опоры, чтобы «жить стало веселей»?

На перекрестке двух дорог

Наша задача – понять, где находится источник силы и что в нем хранится (провести инвентаризацию), чтобы задействовать обнаруженное с максимальной мощностью. Всего и делов-то.

Кое на что можно ответить сразу. Легендарный психотерапевт Милтон Эриксон говорил: «Клиент знает все – и что с ним случилось, и почему, и как себе помочь; он не знает только одного – что знает это». Вывод: главная точка опоры – внутри. Это не значит, что помощи просить не следует и справляться со всеми трудностями придется в одиночестве. Просто будем помнить, что любая помощь, полученная извне по просьбе или требованию, не отменяет того факта, что конечное решение о том, что же делать или не делать, принимаем мы сами. А значит, ответственность за этот выбор – тоже наша. Хотя иногда очень хочется ее (ответственность) спихнуть – на тех, кто помог или отказал, на судьбу, обстоятельства или вселенскую несправедливость.

На Рисунке 1 представлена схема возможных вариантов поведения человека в стрессовой ситуации1. Термин «устойчивая/неустойчивая личность» не имеет отношения к медицине, это не психиатрический диагноз. Речь идет об устойчивости к стрессу, то есть о реагировании на собственную эмоцию, которая запускается при встрече с препятствием на пути к цели.

Рисунок 1. Схема функционирования индивида в трудной ситуации

Обратите внимание. Когда нам чего-то хочется (мотив), мы намечаем цель и начинаем действовать (реализация). Препятствие на пути к достижению желаемого всегда и у любого человека вызывает эмоциональный отклик. Сила и «знак» реакции могут быть самыми разными: ярость, недовольство, обида, страх – в общем, «кипит наш разум возмущенный». До эмоции дорога у всех одна. Разница в том, что происходит после.

Человек, следующий «левым курсом», предпринимает поспешные, необдуманные действия по принципу «надо сделать хоть что-то». Печальный результат непродуманных действий ведет к гиперболизации трудностей, запускается эмоциональная карусель «ужас… кошмар…. как все плохо», действовать становится совсем уж трудно, а значит, незачем и пытаться. Итог: разум «выкипел», ресурсы истощены, эффективность почти нулевая.

«Правый путь» означает, что человек пытается трезво оценить ситуацию, наработать возможные варианты выхода из кризиса, взвесить последствия. То есть он сумел остановить «кипение возмущенного разума» и работает в ресурсосберегающем режиме.

Каждый из нас в разных ситуациях бывает то устойчивой, то неустойчивой личностью. Но все-таки существует определенная закономерность «выбора дороги». Почему одним удается идти по «правой стороне», а других «сносит влево»? Выбор «правого» или «левого» пути происходит автоматически, во всяком случае, в первые минуты после «встречи» со стрессом. Эти привычные модели поведения при стрессе называются копинг-стратегиями.

Понятие копинга или копинг-стратегий было впервые упомянуто в психологии в 1962 году Л. Мэрфи, а в 1966 появилась книга Р. Лазаруса «Психологический стресс и процесс совладания с ним».

Как показано Р. Лазарусом (Lazarus, 1991), стресс — это дискомфорт, испытываемый, когда отсутствует равновесие между индивидуальным восприятием запросов среды и ресурсов, доступных для взаимодействия с этими запросами. По Лазарусу и Фолкману (Lazarus & Folcman, 2001), именно сам человек оценивает ситуацию как стрессовую и...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Амбиции руководителя

На каком этапе развития сейчас находится Россия – прогноз Льва Гумилева опытный управленец сравнивает с объективной реальностью, которая нас окружает. Какие цели поддерживаются сейчас попутным ветром перемен. Через какие стадии развития проходит человек, прежде чем амбициозные цели станут для него естественными. Почему стоит замахиваться на глобальные цели.

Телефонный этикет – советы на каждый день

Как начать телефонный разговор? Кто его должен завершать? Как помощнику «созвонить» своего руководителя с другим человеком? Как реагировать на 2-й звонок, если вы еще не завершили разговор с 1-м собеседником? Зачем выключать телефон, когда вы пришли на переговоры? И наоборот, что делать, если при этом вы ждете важный звонок или сообщение? Поясняем эти и другие моменты, с которыми мы постоянно сталкиваемся при деловом общении по телефону.

Мотивация на острие треугольника, или Новый взгляд на пирамиду Маслоу

После новогодних каникул надо «включить» себя и весь коллектив в работу. Руководителям приходится активно мотивировать подчиненных и постоянно стимулировать их к плодотворному труду, наподобие того, как это делают родители по отношению к своим детям. Почему один движется сам, а на другого приходится тратить силы, внимание, время? Ответ на этот вопрос дает теория Маслоу, сформулированная им уже в зрелые годы. Большинство знает ее укороченный вариант, предлагаем ознакомиться целиком, и тогда многое станет понятно. А заодно покажем современный ассортимент иных концепций мотивации.

Корпоратив в русском стиле

Что особенного может дать новогодний корпоратив в русском стиле, т.е. сначала отвечаем на вопрос «зачем?» А потом показываем, как организовать такой праздник: примеры игр и секреты успеха этого мероприятия.

Как распознать и обезвредить манипулятора?

Хотите распознать «кукловодов» в своей жизни и стать свободным от их «нитей-щупалец»? Тогда эта статья для вас! Разобраться вам поможет описание приемов манипуляторов, снабженное «иллюстрациями» в виде конкретных ситуаций. А дальше вы получите в свое распоряжение целый арсенал: когда не будете уверены в факте манипуляции или не захотите накалять ситуацию, сможете воспользоваться пассивными методами защиты... но если терять уже нечего, то сможете перейти и к активным действиям. Имея такой щит и меч, отучите манипуляторов от мысли, что вы – легкая добыча! Ценность статьи – в предложенных простых и эффективных способах поведения, формулировках для диалогов и внутренних установках (вы поймете, что как работает).

«Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»

«Не бойся сказки, бойся лжи, а сказка, сказка не обманет. Тихонько сказку расскажи – на свете правды больше станет». Сказка способна лечить детей и взрослых, помогает им находить решения в сложных жизненных ситуациях. Как ей это удается? Какой язык и какие приемы она использует? Какие виды сказок чему учат? Как подобрать сказку под конкретные потребности и возраст слушателя?

Подпись глазами графолога

Большинство документов сейчас распечатывается на принтере, но рукописная подпись на них все же присутствует. Что она может рассказать вам о ее обладателе? Мы на примерах объясняем, как провести ее графологическую экспертизу (в каком порядке действовать, какие элементы подписи о каких чертах личности могут свидетельствовать, как относиться к полученным выводам).

Эмоциональный шантаж

Описание типажей манипуляторов, прибегающих к эмоциональному шантажу, и используемых ими приемов поможет вам лучше распознавать их в своем окружении (активных и молчаливых карателей, самопожертвователей, мучеников, искусителей). Далее предлагаем алгоритм выхода из-под манипуляции: как изменить свои установки и роль, что отвечать в конкретных ситуациях (при попытке заставить сдаться немедленно, при угрозах, оскорблениях, навешивании ярлыков... и для преодоления враждебности).