Как известно, работодатель обязан производить дополнительные выплаты, связанные с режимом и условиями труда. Что полагается «вредным» сотрудникам? Каков порядок учета и налогообложения получаемых ими благ?
Безопасные условия труда – это условия, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Воздействие на работника вредного производственного фактора может привести к его заболеванию. Последствием же опасного производственного фактора может стать травма работника (ст. 209 ТК РФ). Поговорим о льготах и компенсациях, предусмотренных для сотрудников, занятых на таких работах, и соответсвующих обязанностях работодателей.В соответствии со ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить проведение аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.
Всем сотрудникам, трудящимся во вредных условиях, работодатель предоставляет соответствующие гарантии. Речь идет о сокращенной продолжительности рабочего времени, дополнительном отдыхе, выдаче средств индивидуальной защиты (далее – СИЗ), лечебном питании, надбавках к заработной плате и т.д. При этом Минфин в письме от 27.08.2009 г. № 03-03-06/1/550 напомнил, что экономическая целесообразность данных затрат должна быть обязательно подтверждена результатами аттестации рабочих мест.
Обратите внимание: в соответствии со ст. 57 ТК РФ информирование работника об условиях труда производится с момента его приема на работу и предусматривается при составлении трудового договора как одно из существенных условий.
Трудовое законодательство ограничивает применение труда женщин на работах с вредными или опасными условиями труда (ст. 253 ТК РФ). Перечень таких работ утвержден постановлением Правительства от 25.02.2000 г. № 162. Между тем лицам в возрасте до восемнадцати лет и вовсе не разрешено трудиться на работах с вредными условиями труда (ст. 265 ТК РФ). Перечень данных работ установлен постановлением Правительства от 25.02.2000 г. № 163.
Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах в целях выявления вредных и опасных производственных факторов и осуществления мероприятий по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями (ст. 209 ТК РФ). Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда утвержден приказом Минздравсоцразвития от 31.08.2007 г. № 569 (далее – Порядок).
Работодатель самостоятельно определяет сроки проведения очередной аттестации, но не реже одного раза в пять лет (п. 5 Порядка). При этом вновь организованные рабочие места аттестуются после ввода их в эксплуатацию (п. 7 Порядка). Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников СИЗ (п. 2 Порядка).
Условия труда по степени вредности и опасности условно подразделяются на 4 класса (п. 4.2 Руководства Р 2.2.2006-05 «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда», утвержденного Главным государственным санитарным врачом 29.07.2005 г.):
- 1 класс – оптимальные;
- 2 класс – допустимые;
- 3 класс – вредные;
- 4 класс – опасные.
При отнесении условий труда на рабочем месте к классу 4 (опасному) в организации должен быть незамедлительно разработан комплекс мер, направленных на снижение уровня воздействия опасных факторов либо на уменьшение времени их воздействия (п. 44 Порядка).
С точки зрения налогового учета, затраты на аттестацию рабочих мест относятся к расходам на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Делу – время, потехе – час
Для работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, законодатель установил сокращенную продолжительность рабочего времени – не более 36 часов в неделю (ст. 92 ТК РФ, п. 1 постановления Правительства от 20.11.2008 г. № 870 (далее – Постановление № 870). При этом максимально допустимая продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать (ст. 94 ТК РФ):
- при 36-часовой рабочей неделе – 8 часов;
- при 30-часовой рабочей неделе и менее – 6 часов.
Коллективным договором может быть предусмотрено увеличение смены при условии соблюдения предельной еженедельной продолжительности рабочего времени и гигиенических нормативов условий труда.
Также сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, положено предоставлять ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью не менее 7 календарных дней (ст. 117 ТК РФ, п. 1 Постановления № 870).
Отметим, что Минздравсоцразвития до сих пор не утвердил конкретные значения сокращенной продолжительности рабочего времени и длительности дополнительных отпусков в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 2 Постановления № 870). Поэтому до тех пор, пока не будут приняты указанные нормы, ст. 423 ТК РФ позволяет использовать Список производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, утвержденный постановлением Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 г. № 298/П-22. Инструкция о порядке применения данного списка установлена постановлением Госкомтруда СССР, ВЦСПС от 21.11.1975 г. № 273/П-20.
В налоговом учете расходы на оплату дополнительных отпусков, предусмотренных законодательством:
- учитывают в составе расходов на оплату труда (п. 7 ст. 255 НК РФ, письмо Минфина от 15.08.2008 г. № 03-03-06/1/466);
- подлежат налогообложению НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ, письмо Минфина от 19.06.2009 г. № 03-04-06-02/46);
- подлежат налогообложению ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ, письмо Минфина от 19.06.2009 г. № 03-04-06-02/46);
- подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Закон № 167-ФЗ));
- подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 02.03.2000 г. № 184 (далее – Постановление № 184).
Работники, трудящиеся во вредных условиях, могут претендовать на досрочное назначение трудовой пенсии (подп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ).
Надбавки и компенсации
Оплата труда сотрудников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда, должна производиться в повышенном размере (ст. 146 ТК РФ). Сумма дополнительных выплат прописана в Постановлении № 870 и составляет не менее 4% тарифной ставки (оклада), установленной для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом конкретные размеры повышения оплаты труда устанавливает работодатель с учетом мнения представительного органа работников либо коллективным, трудовым договором (ст. 147 ТК РФ).
Обратите внимание: Минфин в письме от 19.06.2009 г. отметил, что ни Трудовой кодекс, ни иные нормативные правовые акты не рассматривают оплату труда в части повышения тарифных ставок (окладов) в качестве компенсационной выплаты. Таким образом, доплаты к заработной плате сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, не могут рассматриваться в качестве компенсаций в смысле ст. 164 ТК РФ, а повышают размер оплаты труда вышеназванным работникам. Следовательно, положения п. 3 ст. 217 и подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ на такие доплаты не распространяются и подлежат налогообложению НДФЛ и ЕСН в общеустановленном порядке.
Отметим, что как и с дополнительными отпусками, Минздравсоцразвития должно было утвердить минимальный размер повышения оплаты труда работникам в зависимости от класса условий труда и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (п. 2 Постановления № 870). До тех пор, пока не будут приняты указанные нормы ст. 423, ТК РФ позволяет пользоваться существующими, утвержденными Госкомтрудом СССР и ВЦСПС отраслевыми типовыми перечнями работ с тяжелыми и вредными, особо тяжелыми и особо вредными условиями труда, на которых могут устанавливаться доплаты рабочим за условия труда.
Итак, в налоговом учете расходы на оплату труда работников, занятых на работах с вредными или опасными условиями труда в повышенном размере:
- учитывают в составе расходов на оплату труда (п. 3 ст. 255 НК РФ);
- подлежат налогообложению НДФЛ (подп. 6 п. 1 ст. 208 и п. 1 ст. 210 НК РФ);
- подлежат налогообложению ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ);
- подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ);
- подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Постановления № 184).
Кроме доплат, законодательство обязывает работодателя выплачивать за работу с вредными или опасными условиями труда компенсацию (ст. 210 ТК РФ). В соответствии со ст. 219 ТК РФ размеры такой компенсации должно утвердить Правительство. Однако чиновники в Постановлении № 870 невольно приравняли повышение оплаты труда к компенсациям. В то же время, в соответствии со ст. 164 ТК РФ, к компенсации относятся денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных законодательством. Как видите, функции доплат согласно ст. 146 ТК РФ и компенсаций согласно ст. 210 ТК РФ различны. Заметим, что повышенные или дополнительные компенсации за «вредную» работу могут устанавливаться коллективным договором, локальным нормативным актом (ст. 219 ТК РФ).
В налоговом учете расходы на выплату сотрудникам, занятым на работах с вредными или опасными условиями труда, компенсаций, предусмотренных законодательством:
- учитывают в составе расходовна оплату труда (п. 25 ст. 255 НК РФ);
- не подлежат налогообложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);
- не подлежат налогообложению ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утвержденных постановлением Правительства от 07.07.1999 г. № 765 (далее – Перечень)).
Медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования
Сотрудники, занятые на работах с вредными или опасными условиями труда, должны проходить обязательные медицинские осмотры (ст. 213 ТК РФ):
- предварительные (при поступлении на работу);
- периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные).
Делается это для установления пригодности таких лиц для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные граждане также проходят внеочередные медицинские обследования.
Вредные и опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых обязательны предварительные и периодические медосмотры, порядок проведения последних утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16.08.2004 г. № 83. Также приказом Минздравмедпрома от 14.03.1996 г. № 90 был утвержден Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников и медицинских регламентов допуска к профессии. При этом Роспотребнадзор в письме от 13.01.2005 г. № 0100/63-05-32 сказал, что указанный документ следует применять только в части определения медицинских противопоказаний при допуске к работе с вредными факторами, состава специалистов и объема лабораторных исследований, необходимых при проведении осмотров, а также утвержденного им списка профессиональных заболеваний.
Вместе с тем некоторые категории работников должны периодически (не реже одного раза в пять лет) проходить обязательное психиатрическое освидетельствование (ст. 213 ТК РФ). Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержден постановлением Правительства от 28.04.1993 г. № 377. При этом правила прохождения обязательного психиатрического освидетельствования установлены постановлением Правительства от 23.09.2002 г. № 695.
Учтите, что психиатрическое освидетельствование работника проводится на добровольной основе. В то же время работодатель обязан не допустить работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательного психиатрического освидетельствования. При этом данные нормативные положения никак не ущемляют прав человека, так как направлены на недопущение причинения гражданину вреда здоровью при его трудоустройстве на работу с вредными факторами (определение ВС РФ от 12.02.2008 г. № КАС07-763).
Обратите внимание: обязательные медицинские осмотры и психиатрические освидетельствования осуществляются за счет средств работодателя (ст. 213 ТК РФ). В налоговом учете такие затраты отражают согласно подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина от 07.08.2007 г. № 03-03-06/1/543).
Может получиться и так, что сотрудники при устройстве на работу за свой счет проходят обязательный медосмотр и оформляют личную медицинскую книжку. В дальнейшем организация компенсирует им данные затраты. В налоговом учете расходы на возмещение работникам организации стоимости оплаченных ими за свой счет обязательных предварительных медицинских осмотров и оформления медицинских книжек при трудоустройстве на работу:
- учитывают в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ, письмо Минфина от 21.11.2008 г. № 03-03-06/4/84);
- не подлежат налогообложению НДФЛ (письмо Минфина от 21.11.2008 г. № 03-03-06/4/84);
- не подлежат налогообложению ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ, письмо Минфина от 21.11.2008 г. № 03-03-06/4/84);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Постановления № 184).
Средства индивидуальной защиты
Сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, работодатель обеспечивает средствами индивидуальной защиты. При этом все СИЗ должны быть сертифицированы либо соответствующим образом задекларированы (ст. 212 ТК РФ). Работодатель за счет своих средств обязан не только выдать средства защиты, но и обеспечивать их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену (ст. 221 ТК РФ).
В настоящее время нормативы бесплатной выдачи работникам средств защиты утверждает (п. 5.2.73 Положения, утвержденного постановлением Правительства от 30.06.2004 г. № 321). Между тем работодатель вправе с учетом мнения представительного органа работников устанавливать свои лимиты бесплатной выдачи работникам СИЗ, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту сотрудников от имеющихся на рабочих местах вредных факторов (ст. 221 ТК РФ). Правила обеспечения работников средствами индивидуальной защиты утверждены постановлением Минздравсоцразвития от 01.06.2009 г. № 290н.
В налоговом учете расходы на средства индивидуальной защиты, предусмотренные законодательством:
- учитывают в составе материальных расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ, письма Минфина от 24.06.2009 г. № 03-03-06/1/425, от 02.04.2009 г. № 03-03-06/1/206, от 09.02.2009 г. № 03-03-06/1/43);
- не подлежат налогообложению НДФЛ (письмо Минфина от 04.04.2007 г. № 03-03-06/1/214);
- не подлежат налогообложению ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ, письмо Минфина от 23.04.2007 г. № 03-04-06-01/128);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 11 Перечня).
Кстати, не так давно Минфин в письме от 31.08.2009 г. № 03-04-06-01/226 сказал, что расходы, связанные с компенсацией сотрудникам затрат на приобретение СИЗ, также могут быть учтены в целях налогообложения прибыли. Причем данные выплаты не подлежат обложению единым социальным налогом и налогом на доходы физических лиц на основании подп. 2 п. 1 ст. 238 и п. 3 ст. 217 НК РФ.
Дополнительное питание
Сотрудникам, занятым на работах с вредными условиями труда, положено выдавать бесплатно молоко либо другие равноценные пищевые продукты. Причем вместо указанных продуктов питания работникам по их письменным заявлениям может быть выплачена компенсация. В данном случае речь идет о денежной сумме, эквивалентной стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, если это предусмотрено коллективным или трудовым договором (ст. 222 ТК РФ). Перечень вредных производственных факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока или других равноценных пищевых продуктов, а также нормы и условия их бесплатной выдачи и порядок осуществления компенсационной выплаты утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16.02.2009 г. № 45н. Отметим, что выдача компенсации вместо молока позволит сэкономить на оборудовании помещений для его употребления в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями.
На работах с особо вредными условиями труда должно предоставляться лечебно-профилактическое питание (ст. 222 ТК РФ). Перечень производств, профессий и должностей, работа в которых дает право на бесплатное получение питания, а также рационы, нормы и правила его выдачи утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16.02.2009 г. № 46н.
В налоговом учете расходы на бесплатно выдаваемые молоко (либо другие равноценные пищевые продукты) и лечебно-профилактическое питание, предусмотренные законодательством:
- учитываются в составе расходов на оплату труда (п. 4 ст. 255 НК РФ);
- не подлежат налогообложению НДФЛ (п. 3 ст. 217 НК РФ);
- не подлежат налогообложению ЕСН (подп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ);
- не подлежат налогообложению взносами на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 11 Перечня).