В договоре, который заключает заказчик-застройщик с подрядчиком, прописывают условия о том, как будет происходить снабжение стройки материалами. Приобрести их может как подрядчик, так и сам заказчик, который потом передает их подрядчику. Как учитывается в каждом из этих случаев покупка материалов? А как отражаются материалы, приобретенные за счет не оборотных средств, а целевого финансирования или посредством оформления денежного либо товарного кредита? Чем отличаются остатки от возвратных отходов? Каков порядок документооборота в таких случаях? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в статье.
Подрядчик строительно-монтажных работ в процессе строительства может использовать как собственные материалы и оборудование, так и принадлежащие заказчику. Поэтому между ними могут возникать отношения, связанные не только с процессом осуществления строительства, но и с операциями по отражению необходимых для СМР материалов, спецодежды и (или) оборудования. На практике существуют различные варианты договорных взаимоотношений по передаче, использованию и возврату материалов и оборудования, каждый из которых имеет свою специфику и в оформлении документов, и в порядке отражения операций в бухгалтерском и налоговом учете.
Способы
Использование материалов и оборудования подрядчика
Обязанность по обеспечению строительства материалами, в том числе деталями, конструкциями, другим оборудованием чаще всего возлагается на подрядчика. При этом право собственности на такие материалы принадлежит подрядчику. Их оприходование в бухгалтерском учете он отражает следующими проводками:
-
Дебет 10 (08) Кредит 60 — стоимость поступивших на склад (объект строительства) материалов (оборудования);
-
Дебет 19 Кредит 60 — сумма НДС по счету-фактуре, который подрядчик вправе предъявить к вычету в общеустановленном порядке;
-
Дебет 68 Кредит 19 — сумма НДС по оприходованному имуществу (п. 6 ст. 171, п. 5 ст. 172 НК РФ).
Списание использованных материально-производственных запасов (начисление амортизации использованного в строительстве объекта основных средств) на себестоимость строительно-монтажных работ производит также подрядчик строительства:
Итоговая стоимость строительно-монтажных работ, выполненных подрядчиком, определяется с учетом расхода материалов по обычной схеме.
Подрядная строительная организация осуществляет СМР с помощью субподрядной строительной организации. Материалы закупаются за счет аванса, полученного от заказчика.
По завершении строительных работ подрядная организация составляет акт-расчет стоимости выполненных строительно-монтажных работ, в котором предъявит заказчику сумму, состоящую из следующих показателей (п. 1 ст. 740 ГК РФ):
- стоимость работ субподрядной строительной организации — 18 000 000 руб.,
- стоимость материалов — 17 000 000 руб.,
- прочие расходы — 2 000 000 руб.,
- плановая прибыль — 3 000 000 руб.,
- НДС [(п. 1 + п. 2 + п. 3 + п. 4) х 18%] — 7200 000 руб.
Использование материалов заказчика
Другой вариант строительного договора: обеспечение строительства в целом или в определенной части возлагается на заказчика (п. 1 ст. 745 ГК РФ).
При заключении договора подряда с условием выполнения работ из давальческих материалов последние являются собственностью заказчика, а стоимость строительных работ определяется подрядчиком уже без учета расходов на материалы. При этом давальческие материалы в форме № КС-2 можно указать в количественном выражении, а в форме № КС-3 их стоимость, конечно же, не учитывать.
Оприходование материалов в бухгалтерском учете подрядчика отражается на забалансовом счете 003 «Материалы, принятые в переработку». Поэтому сумма поступивших на склад материалов отражается с учетом НДС. Если подрядчик получает от заказчика материалы сразу на несколько объектов строительства, то для удобства учета к счету 003 можно открыть субсчета:
- для полученных материалов использовать субсчет «Материалы, принятые на склад (объект строительства)»;
- для отпущенных бригадам на стройку — субсчет «Материалы, переданные со склада в производство».
Запись по дебету счета 10 «Материалы» в корреспонденции со счетом 60 производится уже у заказчика. У него же появляется и вычет на сумму НДС по оприходованному имуществу, который заказчик вправе предъявить к вычету (Дебет 68 Кредит 19) на основании счета-фактуры и отчета подрядчика. Поскольку при передаче материалов подрядчику право собственности на них остается у заказчика, объект налогообложения по НДС при переходе материалов к подрядчику на основании статьи 146 НК РФ у заказчика отсутствует.
Обратите внимание на то, что поскольку для заказчика строительства осуществление СМР не является основным видом деятельности, полученные материалы отражаются на счете 10 «Материалы» не по субсчету 10-1 «Сырье и материалы» как у подрядных организаций, которые здесь отражают материалы, образующие основу строительной продукции (кирпич, цемент, песок и т.д.), а по субсчету 10-8 «Строительные материалы».
Организация-заказчик в соответствии с условиями договора обеспечивает строительство, осуществляемое сторонней подрядной организацией, материалами. При этом закупаемые материалы используются не только при строительстве производственного здания, но и в процессе ликвидации и капитального ремонта действующего производственного цеха заказчика. Эти работы осуществляет тот же подрядчик.
Движение строительных материалов у заказчика отражается следующими бухгалтерскими проводками:
-
Дебет 10 субсчет 10-8 «Строительные материалы» Кредит 60 — стоимость полученных от поставщика материалов;
-
Дебет 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» Кредит 10 субсчет 10-8 «Строительные материалы» — стоимость переданных подрядчику материалов;
-
Дебет 08 субсчет «Строительство объектов основных средств» Кредит 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — на стоимость материалов, использованных подрядчиком при выполнении работ по строительству объекта (п. 8,14 ПБУ 6/01);
-
Дебет 91-2 Кредит 10 субсчет 10-7«Материалы, переданные в переработку на сторону» — стоимость материалов, использованных подрядчиком при ликвидации цеха (п. 4 ПБУ 10/99);
-
Дебет 23 Кредит 10 субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону» — стоимость материалов, использованных подрядчиком при выполнении ремонтных работ (п. 7 ПБУ 10/99).
В налоговом учете стоимость приобретенных заказчиком материалов, а затем переданных подрядчику и использованных им при проведении различных строительно-демонтажных работ так же, как и в бухгалтерском учете, формирует первоначальную стоимость строящегося объекта (п. 2 ст. 257 НК РФ), списывается в состав прочих расходов (в части расходов на ремонт, п. 1 ст. 260 НК РФ) и отражается в составе внереализационных расходов (подп. 8 п. 1 ст. 265 НК РФ).
По завершении строительных работ подрядная организация предъявит заказчику акт о выполненных строительно-монтажных работах без стоимости использованных материалов. Если взять числовые показатели из Примера 1, то акт будет выглядеть следующим образом:
- стоимость работ субподрядной строительной организации — 18 000 000 руб.,
- прочие расходы — 2 000 000 руб.,
- прибыль — 3 000 000 руб.,
- НДС [(п. 1 + п. 2 + п. 3) х 18%] — 4 140 000 руб.