Top.Mail.Ru
В статье мы остановимся на вариативности положений учетной политики предприятия. Ведь грамотно составленная учетная политика помогает бухгалтеру не только сэкономить время, но и отстоять свою позицию в споре с налоговыми органами. Это становится особенно важным в наступившем году, так как было внесено много поправок в бухгалтерское и налоговое законодательство.

Учетная политика для целей бухгалтерского учета

При формировании учетной политики утверждают:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов (по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней отчетности);
  • порядок проведения инвентаризации;
  • методы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота;
  • перечень лиц, имеющих право подписи на документах;
  • порядок контролирования хозяйственных операций;
  • перечень лиц на выдачу денежных сумм под отчет;
  • положение о премировании;
  • положение о командировках;
  • положение о транспортных средствах;
  • другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Учетная политика для целей налогового учета

Особенности учетной политики на отдельных видах предприятий

Упрощенная система налогообложения

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).

А вот для расчета доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса, некоторые элементы учета придется прописать в учетной политике (методы оценки сырья и материалов, предельную величину процентов по долговым обязательствам и т.д.).

Налогоплательщикам, которые переведены по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, желательно утвердить правила ведения раздельного учет доходов и расходов по разным налоговым режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).

Также важен порядок ведения книги учета доходов и расходов – на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. приказом Минфина от 30.12.2005 г. № 167н).

Единый налог на вмененный доход

Организации, переведенные на ЕНВД, ведут бухгалтерский учет на общих основаниях. Так что в этом случае избежать составления полноценной учетной политики вряд ли удастся.

Учтите, что придется вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).

Совместная деятельность

Возможны следующие варианты участия в совместной деятельности: совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность.

Участники договора должны отразить в бухгалтерском учете причитающуюся им долю дохода. При этом в ходе совместного использования активов могут возникать не только собственные расходы, но и общие обязательства. И очень важным является механизм распределения доходов и расходов.

Как правило, в рамках отчетного сегмента о совместной деятельности отражают (п. 11 ПБУ 20/03):

  • долю участника в совместно используемых активах;
  • обязательства, возникшие у участника в связи с участием в договоре;
  • долю участника в обязательствах, возникших у него совместно с другими участниками договора;
  • расходы, понесенные участником в связи с участием в договоре;
  • долю в расходах, понесенную совместно с другими участниками договора;
  • долю в доходах, полученных совместно с другими участниками договора.

Товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный бухгалтерский учет операций по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности (п. 17 ПБУ 20/03).

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Подсчитываем среднесписочную численность

Сведения о среднесписочной численности работников являются одним из критериев, по которому организации и индивидуальные предприниматели могут быть отнесены к субъектам малого или среднего бизнеса. А это в свою очередь влияет на применение некоторых льгот, обязательность принятия локальных нормативных актов в компании. Помимо этого, на основании отчета о численности налоговики анализируют уровень заработных плат на предприятии и сумму зарплатных налогов.

Возврат переплаты по страховым взносам, уплаченным до 2017 года

Переплату по взносам, возникшую до 2017 г., можно только вернуть, зачесть не получится. За ее возвратом следует обращаться в ФСС РФ (по взносам на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством) и ПФР (по взносам на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование). Рассмотрим на примерах, как заполнить заявления на возврат.

Как уточнить СЗВ-М

Выясним, как уточнять сведения о застрахованных лицах в ПФР (по форме СЗВ-М). В частности, когда вы сдаете первичный отчет (исходная форма) и когда вторичный (дополняющая / отменяющая формы). Поскольку никакого конкретного порядка заполнения и уточнения формы СЗВ-М законодательством не установлено, у бухгалтеров возникает множество вопросов.

Какие документы необходимо выдать сотруднику при увольнении?

Главный документ, который должен получить сотрудник при увольнении, – это трудовая книжка. Однако есть и другие не менее важные документы, которые необходимо выдать увольняющемуся работнику. Часть из них работодатель должен представить в обязательном порядке, другие – по письменному заявлению сотрудника. Разберемся подробнее.

Представительские расходы: оформляем документы

Несмотря на то, что нормы об учете представительских расходов давно не претерпевали изменений, они традиционно вызывают большой интерес. Руководство хочет как можно больше затрат отнести к представительским расходам, бухгалтеры же знают, что налоговики тщательно проверяют все позиции. Разъясним, какие затраты представительскими быть не могут, какие документы необходимы для обоснования и как их оформить.

Знакомимся с новыми правилами выдачи документов, заменяющих кассовый чек

Кто может не применять ККТ по новым правилам? Какой документ вместо кассового чека можно выдать? Какие реквизиты он должен содержать? Каковы правила его выдачи? Кто должен вести журнал учета документов и где хранить копии?

Документы выписаны не на того контрагента: исправляем ошибку

Компания оказала услугу, на которую необходимо оформить акт и счет-фактуру. Бухгалтер при составлении этих документов ошибся и в программе указал другого контрагента. Спустя какое-то время ошибка обнаружилась, и перед специалистом возник вопрос о том, как исправить свою оплошность, если, допустим, декларация по НДС уже сдана? Очевидно, что и первичка (акт об оказании услуг), и счет-фактура оформлены ошибочно. Но здесь нужно не вносить исправления в документы, а аннулировать оформленные и одновременно составить правильные.

Все о бланках строгой отчетности

В первой половине мая Правительство утвердило положение об осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, при условии выдачи бланков строгой отчетности. Автор анализирует новый документ, рассказывает, какие обязательные реквизиты теперь должны быть указаны в БСО, как происходит их учет и хранение, как проводить ревизию бланков, какие старые БСО еще действуют, какова ответственность за неприменение бланков строгой отчетности. Кроме того, затронуты вопросы и неясности, которые возникли после утверждения этого документа.