В статье мы остановимся на вариативности положений учетной политики предприятия. Ведь грамотно составленная учетная политика помогает бухгалтеру не только сэкономить время, но и отстоять свою позицию в споре с налоговыми органами. Это становится особенно важным в наступившем году, так как было внесено много поправок в бухгалтерское и налоговое законодательство.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
При формировании учетной политики утверждают:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов (по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней отчетности);
- порядок проведения инвентаризации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота;
- перечень лиц, имеющих право подписи на документах;
- порядок контролирования хозяйственных операций;
- перечень лиц на выдачу денежных сумм под отчет;
- положение о премировании;
- положение о командировках;
- положение о транспортных средствах;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Учетная политика для целей налогового учета
Особенности учетной политики на отдельных видах предприятий
Упрощенная система налогообложения
Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухгалтерского учета, за исключением учета основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).
А вот для расчета доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса, некоторые элементы учета придется прописать в учетной политике (методы оценки сырья и материалов, предельную величину процентов по долговым обязательствам и т.д.).
Налогоплательщикам, которые переведены по отдельным видам деятельности на уплату единого налога на вмененный доход, желательно утвердить правила ведения раздельного учет доходов и расходов по разным налоговым режимам (п. 8 ст. 346.18 НК РФ).
Также важен порядок ведения книги учета доходов и расходов – на бумажных носителях или в электронном виде (п. 1.4 Порядка заполнения Книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, утв. приказом Минфина от 30.12.2005 г. № 167н).
Единый налог на вмененный доход
Организации, переведенные на ЕНВД, ведут бухгалтерский учет на общих основаниях. Так что в этом случае избежать составления полноценной учетной политики вряд ли удастся.
Учтите, что придется вести раздельный учет имущества, обязательств и хозяйственных операций в отношении предпринимательской деятельности, подлежащей налогообложению единым налогом, и предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщики уплачивают налоги в соответствии с иным режимом налогообложения (п. 7 ст. 346.26 НК РФ).
Совместная деятельность
Возможны следующие варианты участия в совместной деятельности: совместно осуществляемые операции, совместно используемые активы, совместная деятельность.
Участники договора должны отразить в бухгалтерском учете причитающуюся им долю дохода. При этом в ходе совместного использования активов могут возникать не только собственные расходы, но и общие обязательства. И очень важным является механизм распределения доходов и расходов.
Как правило, в рамках отчетного сегмента о совместной деятельности отражают (п. 11 ПБУ 20/03):
- долю участника в совместно используемых активах;
- обязательства, возникшие у участника в связи с участием в договоре;
- долю участника в обязательствах, возникших у него совместно с другими участниками договора;
- расходы, понесенные участником в связи с участием в договоре;
- долю в расходах, понесенную совместно с другими участниками договора;
- долю в доходах, полученных совместно с другими участниками договора.
Товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный бухгалтерский учет операций по совместно осуществляемой деятельности и операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности (п. 17 ПБУ 20/03).