Top.Mail.Ru
Автор рассказывает, как воспринимает затраты на содержание служебного транспорта Налоговый кодекс и Минфин. Каковы виды норм для автомобилей общего назначения? В каких случаях могут повышаться нормы расхода топлива? Как документально подтвердить расходы на топливо? В каком случае будут признаны расходы на приобретение ГСМ в период работы автомобильного транспорта сверх нормального рабочего времени? При соблюдении каких условий российская организация, осуществляющая международные перевозки грузов и имеющая филиал на территории иностранного государства, вправе в целях налогообложения прибыли учесть расходы на приобретение топлива по путевому листу, оформленному филиалом?

Налоговый кодекс

Обратимся к Налоговому кодексу. Итак, затраты на содержание служебного транспорта относятся в целях налогообложения к прочим расходам, связанным с производством и реализацией. При этом компенсация за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов может быть учтена только в пределах норм, установленных Правительством (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Постановлением Правительства от 08.02.2002 г. № 92 «Об установлении норм расходов организаций на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов, в пределах которых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций такие расходы относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией» установлены следующие нормы расходов организаций в месяц на выплату компенсации за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов:

  • легковые автомобили с рабочим объемом двигателя до 2 000 куб. см включительно – 1 200 руб.;
  • легковые автомобили с рабочим объемом двигателя свыше 2 000 куб. см – 1 500 руб.;
  • мотоциклы – 600 руб.

В свою очередь в подпункте 5 пункта 1 статьи 254 Налогового кодекса говорится о том, что материальными расходами являются затраты на приобретение топлива, воды и энергии всех видов, расходуемых на технологические цели, выработку (в т.ч. для производственных нужд) всех видов энергии, отопление зданий, а также расходы на трансформацию и передачу энергии.

Как видите, ни о каком лимитировании горюче-смазочных материалов в Налоговом кодексе речи не идет. Главное, чтобы затраты на топливо были экономически обоснованы и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).

Мнение чиновников

Чиновники, в свою очередь, утверждают, что при определении обоснованности для целей налогового учета произведенных затрат на приобретение топлива для служебного автомобиля необходимо учитывать нормы, установленные руководящим документом Р3112194-0366-03 «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденным Минтрансом 29.04.2003 г. В отношении автомобилей, для которых лимит расхода топлива и смазочных материалов не утвержден, финансисты сделали послабление. В этом случае чиновники «разрешили» руководствоваться соответствующей технической документацией или информацией, предоставляемой изготовителем автомобиля (письма Минфина от 04.09.2007 г. № 03-03-06/1/640 и от 04.05.2005 г. № 03-03-01-04/1/223).

Вместе с тем в одном из писем московские налоговики разъяснили, что для целей налогообложения прибыли можно принимать затраты на приобретение ГСМ исходя из фактического пробега автомобиля с учетом фактического расхода топлива в производственных целях (письмо УФНС по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007).

По нашему мнению, нормы Минтранса никак не могут являться ­руководящим документом для целей налогового учета.

Новые нормы

С этого года распоряжением Минтранса от 14.03.2008 г. № АМ-23-р «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»» были введены новые нормы расхода ГСМ (далее – Нормы расхода ГСМ). Остановимся подробнее на общих принципах учета размера норм топлива в организации.

Норма расхода топлив и смазочных материалов подразумевает установленное значение меры его потребления при работе автомобиля конкретной модели, марки или модификации. При нормировании различают базовое значение расхода топлив, которое определяется для каждой модели автомобиля, и расчетное нормативное значение, учитывающее выполняемую транспортную работу и условия эксплуатации автомобиля (п. 3 Норм расхода ГСМ). Отметим также тот факт, что нормы включают расход топлива, необходимый именно для осуществления транспортного процесса. В свою очередь расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды устанавливают отдельно (п. 4 Норм расхода ГСМ).

Таблица 1. Виды норм для автомобилей общего назначения

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля, вида используемого топлива и режима движения.

Транспортная норма включает базовую норму и зависит от грузоподъемности, нормируемой загрузки пассажиров или от конкретной массы перевозимого груза.

Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов.

Таблица 2. Измерения норм расхода топлива на 100 км пробега автомобиля

При этом учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится при помощи поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы. Значения коэффициентов устанавливают приказом по предприятию.

Нормы расхода топлива могут повышаться в следующих случаях (п. 5 Норм расхода ГСМ):

  • в зимнее время года – в зависимости от климатических районов страны;
  • в горной местности – в зависимости от высоты над уровнем моря;
  • на дорогах общего пользования со сложным планом;
  • в городах – в зависимости от количества населения;
  • при работе, требующей частых технологических остановок;
  • перевозка нестандартного груза, при движении с пониженной скоростью;
  • обкатка автомобилей;
  • перегон автомобилей;
  • для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс. км;
  • работа грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета массы перевозимого груза, а также при работе автомобилей в качестве технологического транспорта;
  • работа специальных автомобилей, выполняющих транспортный процесс при маневрировании;
  • работа в карьерах, по полю, при вывозке леса и т.п.;
  • работа в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях;
  • учебная езда;
  • использование кондиционера;
  • вынужденный простой автомобиля с включенным двигателем;
  • в зимнее или холодное время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов.

При одновременном применении нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.

Как видите, и при использовании норм Минтранса имеется ­возможность увеличить планируемый расход топлива до нужных размеров.

Пример 1

Hyundai Accent 1.5 (4L-1,495-102-5M). Технические характеристики: число и расположение цилиндров – 4L, рабочий объем двигателя – 1,495, мощность двигателя – 102, коробка передач – механическая, количество передач – 5.

Пробег автомобиля – 500 км.

Базовая норма расхода топлива – 8,4 л/100 км.

Надбавка за работу в городе с населением от 250 тыс. до 1 млн человек – 15%.

Зимняя надбавка – 10%.

Нормативный расход топлива составляет 52,5 л (0,01 х 8,4 х 500 х (1 + 0,01 х (15 + 10))).

Пример 2

Самосвал ЗИЛ-ММЗ-585. Количество поездок с грузом – 20. Пробег ­автомобиля – 200 км.

Базовая норма расхода топлива – 8,4 л/100 км.

Транспортная норма расхода топлива с учетом транспортной работы (с коэффициентом загрузки 0,5) – 36 л/100 км.

Норма расхода топлива на каждую поездку с грузом при маневрировании в местах погрузки и разгрузки – 0,25 л.

Зимняя надбавка – 10%.

Нормативный расход топлива составляет 84,2 л (0,01 х 36 х 200 х (1 + 0,01 х 10) + 0,25 х 20).

В документе Минтранса также приведены значения норм расхода смазочных материалов. В этом случае лимит эксплуатационных затрат установлен из расчета на 100 л от расхода топлива, рассчитанного по нормам для данного автомобиля. В свою очередь нормы расхода масел определяют в литрах на 100 л расхода топлива, а нормы расхода смазок – в килограммах на 100 л расхода топлива.

При этом лимит расхода масел может быть увеличен на 20 процентов для автомобилей после капитального ремонта и находящихся в эксплуатации более пяти лет. Расход тормозных, охлаждающих и других рабочих жидкостей устанавливают в количестве и объеме заправок и дозаправок на один автомобиль в соответствии с рекомендациями заводов-­изготовителей, инструкциями по эксплуатации и т.п.

Путевые листы

Расход на покупку бензина для служебных автомобилей должен быть не только экономически обоснован, но и документально подтвержден.

Начнем с того, что стоимость потребленного топлива, приобретенного за наличный расчет, должна быть подтверждена кассовым чеком. Московские налоговики в письме УФНС по г. Москве от 12.04.2006 г. № 20-12/29007 разъяснили, что делать, если кассовый чек не отвечает требованиям по его хранению. Так вот, в этом случае чек может быть продублирован товарным чеком с указанием в нем цены и вида топлива.

Документом, обосновывающим пробег, является путевой лист (см. Пример 3). Форма путевого листа утверждена постановлением Госкомстата от 28.11.1997 г. № 78 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету работы строительных машин и механизмов, работ в автомобильном транспорте». Вместе с тем специалисты Минфина считают, что данная форма носит обязательный характер только для автотранспортных организаций. Остальные же организации вправе разработать свой путевой лист (см. Пример 3) либо иной документ, подтверждающий произведенные расходы по горюче-смазочным материалам (письма Минфина от 07.04.2006 г. № 03-03-04/1/327, от 11.01.2006 г. № 03-03-04/2/1, от 20.09.2005 г. № 03-03-04/1/214, от 01.08.2005 г. № 03-03-04/1/117).

Отметим, что в некоторых разъяснениях налоговики все же сказали о необходимости заполнения путевого листа, утвержденного Госкомстатом. Объяснили они это тем, что первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации. Разрабатывать же свой документ организации вправе только по тем формам, которые не предусмотрены в этих альбомах (письма УФНС по г. Москве от 12.10.2007 г. № 28-11/097861 и УФНС по Московской обл. от 10.07.2007 г. № 24-17/0536).

Однако, учитывая аргументированные разъяснения Минфина, считаем, что организации вправе самостоятельно разработать бланк путевого листа.

При формировании своего путевого листа не надо забывать, что в нем должны быть отражены все обязательные реквизиты, предназначенные для первичного документа и предусмотренные пунктом 2 статьи 9 закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», а именно:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименования должностей лиц, ответственных за совершение ­хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • личные подписи указанных лиц.

Заметим, что путевой лист, утвержденный Госкомстатом, действителен только на один день либо на смену (исключением являются командировки). Тем не менее организации вправе составлять первичные документы таким образом и с такой регулярностью, чтобы на их основании возможно было судить об обоснованности произведенного расхода (письма Минфина от 03.02.2006 г. № 03-03-04/2/23 и УФНС по г. Москве от 23.10.2006 г. № 20-12/92786). Поэтому, если еженедельное (ежемесячное, ежеквартальное) составление путевого листа позволяет организовать учет отработанного времени и расхода ГСМ, то данный лист может служить подтверждением расходов (письмо Минфина от 16.03.2006 г. № 03-03-04/2/77). При этом в путевом листе обязательно должна быть информация о конкретном месте следования автомобиля (письмо Минфина от 20.02.2006 г. № 03-03-04/1/129).

Налоговики считают, что если организация использует самостоятельно разработанную форму путевого листа, то она должна быть приведена в учетной политике (письмо УФНС по г. Москве от 14.11.2006 г. № 20-12/100253).

Работа в выходные дни

Многих волнует проблема учета в целях налогообложения прибыли затрат на приобретение топлива, произведенных в выходные дни. Налоговики в письме УФНС по г. Москве от 19.06.2006 г. № 20-12/54213@ ответили, что делать в данной ситуации.

В этом случае для признания расходов на приобретение ГСМ в период работы автомобильного транспорта сверх нормального рабочего дня ­необходимо следующее:

  • документы, подтверждающие фактический расход бензина ­на производственные цели;
  • оформленные в соответствии с установленными требованиями ­путевые листы;
  • утвержденные руководителем организации правила внутреннего распорядка, предусматривающие работу в выходные дни;
  • обеспечение точного учета сверхурочных работ, выполненных водителями автомобилей.

Международные перевозки

Теперь рассмотрим возможность отражения в налоговом учете ГСМ, подтвержденного путевым листом, оформленным филиалом, находящимся на территории иностранного государства. Ответ на этот вопрос можно найти в письме УФНС по г. Москве от 13.04.2007 г. № 20-12/035154.

Итак, в первичных документах, которые составлены в соответствии с требованиями иностранного государства, должны содержаться как ­минимум следующие реквизиты:

  • наименование документа;
  • дата составления документа;
  • наименование организации, от имени которой составлен документ;
  • содержание хозяйственной операции;
  • измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;
  • наименование должностей лиц, ответственных за совершение ­хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • личные подписи лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции, и правильность ее оформления;
  • информация о месте следования автомобиля.

В соответствии со статьей 68 Конституции государственным языком РФ на всей ее территории является русский язык. Поэтому организация вправе представлять документы, подтверждающие расходы и оформленные в соответствии с законодательством иностранного государства, только в случае, если они связаны с получением доходов организацией, а документы переведены на русский язык.

Чиновники посчитали, что при соблюдении всех вышеуказанных требований российская организация, осуществляющая международные перевозки грузов и имеющая филиал на территории иностранного государства, вправе в целях налогообложения прибыли учесть расходы на приобретение топлива по путевому листу, оформленному филиалом.

Пример 3

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Жилой дом с нежилыми помещениями: услуги застройщика и НДС

На практике сложилась схема (корректность которой не является темой данной статьи), что доходом застройщика при передаче объекта долевого строительства дольщику признается стоимость его услуг, которые освобождаются от НДС (за исключением ситуации, когда передаются объекты производственного назначения). Чиновники и суд по-разному смотрят на вопрос о том, являются ли нежилые помещения в жилом доме производственными.

Соглашение об увольнении: налоги и взносы, быть или не быть

Размер пособия, выплачиваемого при увольнении по соглашению сторон, законодательно не утвержден. ТК РФ предоставляет возможность работодателю самостоятельно определить порядок его выплаты. Однако, когда вопрос жестко не регламентирован, появляется риск неблагоприятной трактовки таких выплат со стороны проверяющих (в частности, налоговых органов). Поэтому у многих работодателей возникают разнообразные вопросы: в каком размере такое выходное пособие облагается НДФЛ, как оно включается в базу по страховым взносам, учитывается ли оно при расчете облагаемой базы по налогу на прибыль.

Вопросы по применению ОКВЭД2 и ОКПД2

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) введены в действие с 1 февраля 2014 г. Изначально переходный период предполагалось установить на год, но впоследствии срок неоднократно сдвигался, и окончательное завершение переходного периода растянулось до 1 января 2017 г. За это время в оба классификатора было внесено множество изменений, касающихся классификационных группировок. Изучим разъяснения чиновников по их применению.

Переплата по налогу: как вернуть?

Причины, в результате которых организация переплатила налог, могут быть разными. Как правило, переплата образуется вследствие ошибки в расчете налога, которую бухгалтер обнаружил уже после подачи декларации. В этом случае, чтобы зафиксировать факт переплаты, требуется подать уточненную декларацию, которая, обратите внимание, сначала подвергнется камеральной проверке. Причем проверка будет проведена самым тщательнейшим образом, ведь в уточненке будет указана сумма налога, меньшая по сравнению с суммой, которая была указана в первичной декларации. Расскажем, на что обратить внимание в подобных ситуациях.

Справка о зарплате для центра занятости

Бывший сотрудник может обратиться в бухгалтерию с просьбой составить ему справку о средней заработной плате для представления в службу занятости. Какую форму справки следует использовать? Какие выплаты работнику и за какой период следует учитывать в данном случае? Автор на практическом примере рассматривает тонкости расчета среднего заработка, на основе которого центры занятости определяют размер пособия по безработице, а также стипендий, выплачиваемых уволенным из организаций лицам в период профессиональной ­подготовки, ­переподготовки и повышения квалификации.

Компенсация коммунальных расходов: позиция Минфина

На практике у компаний, заключивших договор аренды, постоянно возникает вопрос о порядке выплаты, а также налогового и бухгалтерского учета коммунальных платежей. Причем вопрос стоит остро как у арендодателя, так и у арендатора в налоговом и бухгалтерском учете. А если учесть, что Министерство финансов никогда не относилось к данной проблеме однозначно, то запутаться можно довольно легко. Автор анализирует рекомендации Минфина, отмечая спорные моменты в позиции финансистов. Рассмотрен вопрос по включению в состав расходов, учитываемых в целях исчисления прибыли, затрат по оплате коммунальных платежей. Более того, автор не только раскрывает способы, которые используют на практике бухгалтеры при решении этой проблемы, но и дает свои рекомендации для минимизации потерь.

Служебное жилье: налоговые проблемы и их решение

Тема служебного жилья в настоящее время приобретает определенную актуальность, так как крупные государственные и коммерческие структуры перемещают работников определенных должностных категорий в регионах. Однако этот вопрос требует проработки в части налогообложения налогом на прибыль и НДФЛ.

Варианты передачи имущества, находящегося в собственности фирмы, другому лицу

Организация может передать имущество другой организации несколькими способами. В некоторых случаях это вынужденная мера (как, например, в случае реорганизации), в других – добровольная (договор купли-продажи или внесение имущества в уставный капитал). Подробно проанализированы перечисленные способы. В случае с реорганизацией рассказано, как оценить передаваемое имущество для целей бухгалтерского учета, каков порядок налогообложения и бухгалтерского учета у реорганизуемой организации и правопреемника. Описан порядок учета у учредителя (передающей стороны) и вновь созданной организации (принимающей стороны) в случае внесения взноса в уставный капитал. И, наконец, рассмотрен порядок передачи имущества по договору купли-продажи с налоговым и бухгалтерским учетом у продавца и покупателя. Кроме того, в двух последних случаях приводится не только порядок учета передачи здания, но и участка земли, на котором оно находится.