Top.Mail.Ru

Создаем резерв на оплату отпусков

Автор рассматривает методику резервирования отпускных выплат, параллельно анализируя порядок создания и списания резервов в бухгалтерском и налоговом учетах. Рассказывает о том, как рассчитать процент отчислений в резерв на оплату отпусков, а также какие документы необходимо составить. Затронут и вопрос ежегодной инвентаризации резерва.
С точки зрения налогового и бухгалтерского учета методика создания резерва на оплату отпусков различна и в настоящее время привести ее к общему знаменателю вряд ли удастся. Поэтому далее мы будем параллельно рассматривать порядок создания и списания резервов в бухгалтерском и налоговом учетах.

Методика резервирования отпускных выплат

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете для равномерного включения предстоящих расходов в издержки производства или обращения отчетного периода организации вправе создавать резервы на предстоящую оплату отпусков работникам (п. 72 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. приказом Минфина от 29.07.1998 г. № 34н, далее – Положения по ведению бухгалтерского учета). Отметим, что в Положении по ведению бухгалтерского учета совершенно не прописан порядок резервирования сумм. Поэтому обратимся к Положению по бухгалтерскому учету «Условные факты хозяйственной деятельности» ПБУ 8/01, утвержденному приказом Минфина от 28.11.2001 г. № 96н (далее – ПБУ 8/01). Сразу скажем, что ПБУ 8/01 вправе не применять субъекты малого предпринимательства, за исключением эмитентов ценных бумаг (п. 2 ПБУ 8/01). Тем не менее мы считаем, что при расчете резерва все равно надо опираться на ПБУ 8/01, так как это единственный нормативный акт в бухгалтерском учете, где хоть как-то описана процедура создания резерва.

Итак, организация создает резервы в связи с существующими на отчетную дату обязательствами, в отношении величины либо срока исполнения которых существует неопределенность, при одновременном наличии следующих условий (п. 8 ПБУ 8/01):

  • существует очень высокая или высокая вероятность, что будущие события приведут к уменьшению экономических выгод организации;
  • величина обязательства, порождаемого условным фактом, может быть достаточно обоснованно оценена.

Исходя из этого получается, что резерв на отпуска должен включать не только сумму расходов на заработную плату, но и «зарплатные» налоги (ЕСН, взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Создание резерва в зависимости от вида обязательства относится на расходы по обычным видам деятельности или прочие расходы (п. 9 ПБУ 8/01).

Для обобщения информации о состоянии и движении зарезервированных сумм предназначен счет 96 «Резервы предстоящих расходов» (см. Таблицу 1).

Таблица 1. Корреспонденция счетов по движению зарезервированных сумм

Налоговый учет

В налоговом учете методике расчета расходов на формирование резерва на оплату отпусков посвящена статья 324.1 Налогового кодекса. При этом организации вправе в налоговой политике самостоятельно определять порядок формирования резерва на оплату отпусков с учетом положений статьи 324.1 Налогового кодекса, а также в соответствии с принципом экономической обоснованности расходов в виде отчислений в указанный резерв (письмо Минфина от 26.10.2007 г. № 03-03-06/2/193).

Вначале надо определиться со способом резервирования, предельной суммой отчислений и ежемесячным процентом отчислений в резерв. Именно для этого и составляется специальный расчет (см. Пример 1). В смете отражают расчет размера ежемесячных отчислений в резерв. Исходят при этом из предполагаемой годовой суммы расходов на оплату отпусков, включая сумму единого социального налога с этих расходов. Имейте в виду, что предполагаемая годовая сумма расходов на оплату отпусков определяется с учетом затрат на дополнительные отпуска (письмо УМНС России по г. Москве от 17.06.2003 г. № 26-12/32465).

Процент отчислений в указанный резерв определяют следующим образом:

Пример 1

Еще раз обращаем ваше внимание на то, что предполагаемые годовые суммы расходов на оплату отпусков и на оплату труда учитывают и ЕСН с этих расходов. По мнению чиновников, сумму единого социального налога следует рассматривать без учета суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (письмо Минфина от 18.07.2007 г. № 03-03-06/1/500). Объясняют они это тем, что взносы в Пенсионный фонд не отвечают понятию налога, установленному пунктом 1 статьи 8 Налогового кодекса.

Расходы на формирование резерва на оплату отпусков относят на счета учета расходов на оплату труда соответствующих категорий работников.

Пример 2

Сравним, что же получится в бухгалтерском и налоговом учете при отчислении сумм в резервный фонд при одинаковых исходных данных.

Предположим, что тариф взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний соответствует I классу профессионального риска – 0,2 процента.

Налоги в целях налогового учета – ЕСН (12%).

Налоги в целях бухгалтерского учета – ЕСН (12%), сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (14%) и взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (0,2%).

Также воспользуемся Сметой расходов на оплату отпусков и заработной платы в целях налогового учета для расчета предельной суммы и ежемесячного процента отчислений в резерв на 2008 год (см. Пример 1).

Как видите, сумма отчислений в резерв в целях налогового (444 817,86 руб.) и бухгалтерского учетов (501 214,41 руб.) при одних и тех же исходных данных не совпадает.

Ежегодная инвентаризация резерва

Бухгалтерский учет

В конце каждого года необходимо производить инвентаризацию резерва, которая позволяет проверить правильность расчета и обоснованность зарезервированных сумм (п. 10 ПБУ 8/01).

По результатам инвентаризации сумма резерва может быть:

  • увеличена – производится уточнение величины резерва за счет тех расходов, за счет которых создавался резерв;
  • уменьшена – производится уточнение величины резерва с отнесением суммы корректировки на прочие доходы организации;
  • остаться без изменения;
  • списана полностью на прочие доходы организации.

Согласно пункту 11 ПБУ 8/01 в случае недостаточности зарезервированных сумм не перекрытые резервом расходы отражают в бухгалтерском учете организации в обычном порядке. В случае же избыточности зарезервированных сумм неиспользованная сумма резерва признается прочим доходом организации (см. Таблицу 2).

Таблица 2. Корреспонденция счетов по результатам инвентаризации резерва на оплату отпусков

Налоговый учет

В налоговом учете на конец года также проводится инвентаризация резерва на оплату отпусков. В данном случае недоиспользованные на последнее число текущего налогового периода суммы резерва подлежат включению в состав налоговой базы текущего налогового периода. В свою очередь при недостаточности средств фактически начисленного резерва налогоплательщик обязан по состоянию на 31 декабря года, в котором резерв был начислен, включить в расходы сумму фактических затрат на оплату отпусков (с учетом ЕСН), по которым ранее не создавался указанный резерв.

Резерв на оплату отпусков уточняют исходя из количества дней неиспользованного отпуска и среднедневной суммы расходов на оплату труда работников (с учетом ЕСН).

Сумму расходов на неиспользованный отпуск определяют по следующей формуле:

Если по итогам инвентаризации:то разница подлежит включению в состав расходов на оплату труда.

Если по итогам инвентаризации:то разница подлежит включению в состав внереализационных доходов.

Если при уточнении учетной политики на следующий год налогоплательщик посчитает нецелесообразным формирование резерва на оплату отпусков, то сумму остатка указанного резерва, выявленного в результате инвентаризации, включают в состав внереализационных доходов текущего налогового периода.

Пример 3

Чтобы рассчитать сумму недоиспользованного резерва (его недостаточности), рассмотрим фактически начисленные отпускные выплаты. Исходные данные возьмем из Примеров 1 и 2.

Расчет суммы недоиспользованного резерва (его недостаточности):

По результатам инвентаризации резерва в бухгалтерском учете сумма в 19 130,41 руб. была признана прочим доходами, а в налоговом учете 16 977,86 руб. вошли в состав внереализационных доходов.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.