В 2008 году законодатели внесли множество серьезных корректив в Налоговый кодекс и положения по бухгалтерскому учету, которые необходимо учитывать при разработке учетной политики на 2009 год. Порядок бухгалтерского учета также претерпел изменения в связи с принятием новых ПБУ 11/2008 и ПБУ 14/2007.
Примечательно, что если до сих пор принципы учетной политики организации разрабатывал главный бухгалтер, то начиная с 2009 года формировать учетную политику сможет любой другой работник компании, на которого возложено ведение учета. Например, руководитель финансового департамента или генеральный директор. Предложенные нами вариации политик для налогового и бухгалтерского учета с отражением всех нововведений помогут при разработке индивидуальной политики организации.
В 2008 году НК РФ многократно корректировался. Поправки в главный налоговый документ страны внесли Федеральные законы от 13.10.2008 г. № 172-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 121-ФЗ, № 135-ФЗ, № 142-ФЗ, № 158-ФЗ и № 155-ФЗ, а также от 24.06.2008 г. № 92-ФЗ.
Вместе с тем этот год ознаменовался и изменениями в правилах бухгалтерского учета. Так, с 1 января 2009 года вступают в силу (приказы Минфина от 06.10.2008 г. № 106н и № 107н):
- ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
- ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»;
- ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».
Кроме того, в 2008 году прошли регистрацию:
- ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ Минфина от 29.04.2008 г. № 48н);
- ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (приказ Минфина от 27.12.2007 г. № 153н).
Внесены коррективы в:
- ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (приказ Минфина от 20.12.2007 г. № 144н);
- ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (приказ Минфина от 11.02.2008 г. № 23н).
Отметим, что изменения в бухучете на этом не закончатся. Ведь финансовое ведомство собирается поправить ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство», а также совсем скоро будет принято ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».
Учетные вариации
Рассмотрим вариативность учетной политики на фоне всех изменений по бухгалтерскому и налоговому учету.
Бухгалтерская политика
При формировании учетной политики утверждают (п. 4 ПБУ 1/2008):
- рабочий план счетов бухгалтерского учета;
- формы первичных учетных документов;
- формы регистров бухгалтерского учета;
- документы для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации;
- способы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота;
- технологию обработки учетной информации;
- порядок контроля за хозяйственными операциями.
Кроме того, следует утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи на документах и на выдачу денежных сумм под отчет; положения о премировании, о командировках, о транспортных средствах; а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Отметим, что в случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики можно будет исходить из международных стандартов финансовой отчетности (п. 7 ПБУ 1/2008).
Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют изменения, вызванные новшествами законодательства и нормативно-правовых актов по бухучету, либо последствия которых нельзя оценить в денежном выражении в отношении периодов, предшествовавших отчетному, достаточно надежно. При этом ретроспективное отражение заключается в том, что входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» корректируется за самый ранний, представленный в бухгалтерской отчетности период. Также корректируют значения связанных статей отчетности, раскрываемых за каждый представленный в ней период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. В случае же когда такая оценка не может быть достаточно надежной, измененный способ учета применяют в отношении соответствующих хозяйственных фактов, свершившихся после его введения, т.е. перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).
Согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 в случае изменения учетной политики организация должна раскрыть до той степени, до которой это практически возможно, следующую информацию:
- причину изменений;
- их содержание;
- порядок отражения последствий изменений в бухгалтерской отчетности;
- суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за все представленные отчетные периоды;
- размер корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности.
Если же раскрыть вышеуказанные сведения по каким-то предшествующим отчетным периодам невозможно, то это нужно разъяснить и указать период, в котором соответствующее изменение учетной политики начнет применяться (п. 22 ПБУ 1/2008).
Теперь бухгалтерам придется еще более внимательно изучать законодательство. Ведь в случае если нормативно-правовой акт по бухучету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения и возможную оценку того, как документ отразится на показателях отчетности за период, в котором его начнут применять (п. 23 ПБУ 1/2008).
Отметим, что все существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения учетной политики, как настоящие, так и будущие, следует раскрывать в пояснительной записке (п. 24 и п. 25 ПБУ 1/2008).
Несмотря на то что «упрощенцы» не обязаны вести бухгалтерский учет, им следует в учетной политике прописать правила отражения основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).
Налоговая политика
Учтите, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных устанавливаются приложениями к учетной политике организации (ст. 314 НК РФ).
Также отметим, что «упрощенцам» для расчета доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, следует прописать в учетной политике некоторые элементы налогового учета. К примеру, методы оценки сырья и материалов, учет процентов по долговым обязательствам и т.д.