Top.Mail.Ru
В 2008 году законодатели внесли множество серьезных корректив в Налоговый кодекс и положения по бухгалтерскому учету, которые необходимо учитывать при разработке учетной политики на 2009 год. Порядок бухгалтерского учета также претерпел изменения в связи с принятием новых ПБУ 11/2008 и ПБУ 14/2007. Примечательно, что если до сих пор принципы учетной политики организации разрабатывал главный бухгалтер, то начиная с 2009 года формировать учетную политику сможет любой другой работник компании, на которого возложено ведение учета. Например, руководитель финансового департамента или генеральный директор. Предложенные нами вариации политик для налогового и бухгалтерского учета с отражением всех нововведений помогут при разработке индивидуальной политики организации.

В 2008 году НК РФ многократно корректировался. Поправки в главный налоговый документ страны внесли Федеральные законы от 13.10.2008 г. № 172-ФЗ, от 22.07.2008 г. № 121-ФЗ, № 135-ФЗ, № 142-ФЗ, № 158-ФЗ и № 155-ФЗ, а также от 24.06.2008 г. № 92-ФЗ.

Вместе с тем этот год ознаменовался и изменениями в правилах бухгалтерского учета. Так, с 1 января 2009 года вступают в силу (приказы Минфина от 06.10.2008 г. № 106н и № 107н):

  • ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»;
  • ПБУ 15/2008 «Учет расходов по займам и кредитам»;
  • ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».

Кроме того, в 2008 году прошли регистрацию:

  • ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах» (приказ Минфина от 29.04.2008 г. № 48н);
  • ПБУ 14/2007 «Учет нематериальных активов» (приказ Минфина от 27.12.2007 г. № 153н).

Внесены коррективы в:

  • ПБУ 8/01 «Условные факты хозяйственной деятельности» (приказ Минфина от 20.12.2007 г. № 144н);
  • ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль» (приказ Минфина от 11.02.2008 г. № 23н).

Отметим, что изменения в бухучете на этом не закончатся. Ведь финансовое ведомство собирается поправить ПБУ 2/94 «Учет договоров на капитальное строительство», а также совсем скоро будет принято ПБУ 22/2009 «Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности».

Учетные вариации

Рассмотрим вариативность учетной политики на фоне всех изменений по бухгалтерскому и налоговому учету.

Бухгалтерская политика

При формировании учетной политики утверждают (п. 4 ПБУ 1/2008):

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета;
  • формы первичных учетных документов;
  • формы регистров бухгалтерского учета;
  • документы для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации;
  • способы оценки активов и обязательств;
  • правила документооборота;
  • технологию обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями.

Кроме того, следует утвердить: перечень лиц, имеющих право подписи на документах и на выдачу денежных сумм под отчет; положения о премировании, о командировках, о транспортных средствах; а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

Отметим, что в случае если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухучета, при формировании учетной политики можно будет исходить из международных стандартов финансовой отчетности (п. 7 ПБУ 1/2008).

Последствия изменения учетной политики, оказавшие или способные оказать существенное влияние на финансовое положение организации, отражают в бухгалтерской отчетности ретроспективно. Исключение составляют изменения, вызванные новшествами законодательства и нормативно-правовых актов по бухучету, либо последствия которых нельзя оценить в денежном выражении в отношении периодов, предшествовавших отчетному, достаточно надежно. При этом ретроспективное отражение заключается в том, что входящий остаток по статье «Нераспределенная прибыль (непокрытый убыток)» корректируется за самый ранний, представленный в бухгалтерской отчетности период. Также корректируют значения связанных статей отчетности, раскрываемых за каждый представленный в ней период, как если бы новая учетная политика применялась с момента возникновения фактов хозяйственной деятельности данного вида. В случае же когда такая оценка не может быть достаточно надежной, измененный способ учета применяют в отношении соответствующих хозяйственных фактов, свершившихся после его введения, т.е. перспективно (п. 15 ПБУ 1/2008).

Согласно пункту 21 ПБУ 1/2008 в случае изменения учетной политики организация должна раскрыть до той степени, до которой это практически возможно, следующую информацию:

  • причину изменений;
  • их содержание;
  • порядок отражения последствий изменений в бухгалтерской отчетности;
  • суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за все представленные отчетные периоды;
  • размер корректировки, относящейся к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности.

Если же раскрыть вышеуказанные сведения по каким-то предшествующим отчетным периодам невозможно, то это нужно разъяснить и указать период, в котором соответствующее изменение учетной политики начнет применяться (п. 22 ПБУ 1/2008).

Теперь бухгалтерам придется еще более внимательно изучать законодательство. Ведь в случае если нормативно-правовой акт по бухучету утвержден и опубликован, но еще не вступил в силу, организация должна раскрыть факт его неприменения и возможную оценку того, как документ отразится на показателях отчетности за период, в котором его начнут применять (п. 23 ПБУ 1/2008).

Отметим, что все существенные способы ведения бухгалтерского учета, а также изменения учетной политики, как настоящие, так и будущие, следует раскрывать в пояснительной записке (п. 24 и п. 25 ПБУ 1/2008).

Несмотря на то что «упрощенцы» не обязаны вести бухгалтерский учет, им следует в учетной политике прописать правила отражения основных средств и нематериальных активов (п. 3 ст. 4 Федерального закона от 21.11.1996 г. № 129-ФЗ).

Налоговая политика

Учтите, что формы регистров налогового учета и порядок отражения в них данных устанавливаются приложениями к учетной политике организации (ст. 314 НК РФ).

Также отметим, что «упрощенцам» для расчета доходов и расходов в порядке, установленном главой 26.2 НК РФ, следует прописать в учетной политике некоторые элементы налогового учета. К примеру, методы оценки сырья и материалов, учет процентов по долговым обязательствам и т.д.

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Федеральный и региональный МРОТ: что должен знать бухгалтер

Со следующего года МРОТ в очередной раз повышается. Причем в скором времени он сравняется с величиной прожиточного минимума трудоспособного населения. Расскажем, какой МРОТ необходимо применять, если в регионе установлен свой уровень; как правильно сравнивать заработную плату с минимальным размером оплаты труда, а также какие выплаты должны в него включаться (за сверхурочную работу, работу по совмещению и совместительство и пр.).

Как не ошибиться при расчете «аванса»по зарплате

Понятие «аванс» в ТК РФ не используется. На практике им именуют выплату части зарплаты за первую половину месяца. Разберемся, как правильно установить даты выплаты зарплаты; можно ли выплатить «аванс» раньше срока; что входит в первую часть заработной платы и каков порядок уплаты НДФЛ с нее.

Сроки хранения документов: памятка для бухгалтера

Анализ нормативной базы показывает, что нередко по одному и тому же документу установлены различные сроки хранения. Рассмотрим сроки хранения архивных документов; уставов, протоколов, положений; бухгалтерской и налоговой документации; бумаг, связанных с валютными операциями и ВЭД, страховыми взносами и пр.

Создаем обособленное подразделение

Классический способ организации удаленных рабочих мест под контролем работодателя предусматривает создание филиала, представительства и других обособленных подразделений. Разберемся, какие документы необходимо издать, в какие сроки поставить на учет в инспекцию созданное подразделение, а также какие кадровые вопросы придется решить в первую очередь.

Документооборот по списанию материалов на производство СМР

Любая организация, стремящаяся к безошибочному учету, должна построить стройную систему документооборота. В теории это кажется довольно просто, однако на практике компания сталкивается со множеством сложностей, которые возникают не только по вине организации. Например, при создании документооборота по списанию материалов на производство строительно-монтажных работ (СМР). В статье представлены четыре возможные варианта построения системы, даны рекомендации и разъяснены их плюсы и минусы.

Что делать с перерасходом ГСМ?

Из статьи вы узнаете, каким образом выявить хищение горюче-смазочных материалов и установить вину работника. Разъяснено, какими документами руководствоваться для нормирования расходов на топливо, возможно ли взыскать с сотрудника сумму причиненного ущерба или выгоднее использовать иной метод, например, уменьшить премию или заставить работника оплатить перерасход топлива путем его покупки.

Как законно принять наличную выручку без ККМ: практические рекомендации

Если у организации нет кассы, а контрагент принес наличность, не отказывайтесь ее принимать. Если правильно оформить передачу денег, то фирма не потеряет партнера по бизнесу. Как законно принять наличность, чтобы за это не последовали штрафы, рекомендует практикующий адвокат.

Правила заполнения товарно-транспортной накладной

Из статьи вы узнаете, когда и в скольких экземплярах необходимо заполнять товарно-транспортную накладную. Автор приводит примеры заполнения ТТН и оформления товарной накладной по форме ТОРГ–12. В статье объясняется, в каких случаях достаточно оформления ТОРГ–12 без составления товарно-транспортной накладной. Анализируются позиции налоговых органов и арбитражных судов.