• Журнал «Налоговый учет для бухгалтера» май 2009
  • Рубрика Налоговый учет

Возвращение НДС

  • Рейтинг 5
  • 0 комментариев
  • 15056 просмотров
Если по итогам налогового периода вычеты по НДС компании превысят исчисленную ею сумму налога, полученную разницу она сможет зачесть в счет предстоящих налоговых платежей либо вернуть из бюджета. Правда, инспекторы в обязательном порядке проверят обоснованность заявленной к возмещению суммы. Автор рассказала о правах налоговых органов в рамках таких контрольных мероприятий, которые следует знать налогоплательщикам, чтобы иметь возможность защитить свои интересы. Детали этих процедур также не остались без внимания.


Если по итогам налогового периода в декларации компании налоговые вычеты превысят исчисленную сумму налога, то полученная разница подлежит зачету либо возврату. При этом уменьшение сумм начислений в карточке «Расчеты с бюджетом» производится только после вынесения решения по результатам налоговой проверки, проведенной в соответствии со статьей 176 Налогового кодекса (р. IV приказа ФНС от 16.03.2007 г. № ММ-3-10/138@ «Об утверждении рекомендаций по порядку ведения в налоговых органах базы данных «Расчеты с бюджетом»).

Повод для проверки

Итак, положительная разница между размером налоговых вычетов и суммой налога, исчисленной по операциям, признаваемым объектом налогообложения, подлежит возмещению. Исключение составляют случаи, когда налоговая декларация подана по истечении трех лет после соответствующего налогового периода (п. 2 ст. 173 НК РФ).

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

Общество не вправе требовать возмещения НДС, если налоговая декларация с предоставлением налоговых вычетов подана по истечении трех лет после окончания соответствующего налогового периода. В данном случае отсчет срока следует вести именно от даты окончания налогового периода, а не от момента, когда налогоплательщик должен был подать декларацию (постановление ФАС Московского округа от 22.09.2008 г. № КА-А40/8648-08 и определение ВАС от 05.12.2008 г. № ВАС-15635/08).

Между тем если компания сдает налоговую декларацию с «отрицательным» НДС, то инспекторы в обязательном порядке проверят обоснованность заявленной к возмещению суммы. В данном случае речь идет о камеральной налоговой проверке (п. 1 ст. 176 НК РФ).

Напомним, с 2009 года камеральная проверка может проводиться по месту нахождения налоговой инспекции только в течение трех месяцев с даты представления налоговой декларации (п. 1 и 2 ст. 88 НК РФ). Ранее трехмесячный срок отсчитывался со дня сдачи декларации и прилагаемых к ней документов.

Кроме того, с 2009 года, в случае если до окончания камеральной проверки организация представит уточненную налоговую декларацию, то проверка ранее поданного отчета прекращается. Затем проводится новая камеральная проверка на основе уже уточненной декларации (письмо Минфина от 10.02.2009 г. № 03-02-07/1-59). Соответственно, отсчет трехмесячного срока начинается заново. При этом документы и сведения, полученные инспекторами в рамках прекращенной проверки, могут быть использованы в рамках мероприятий налогового контроля (п. 9.1 ст. 88 НК РФ).

Истребование документов и пояснений

Налоговый орган вправе истребовать у компании документы, подтверждающие правомерность примененных ею налоговых вычетов (п. 8 ст. 88 НК РФ). Следует иметь в виду, что чиновники могут запрашивать документы, необходимые для камеральной проверки, только в ходе ее проведения. Между тем законодательство не предусматривает продление «камералки». Таким образом, ее максимальная длительность – три месяца со дня представления декларации (письмо Минфина от 18.02.2009 г. № 03-02-07/1-75).

По мнению главных финансистов, инспекторы вправе требовать любые документы, подтверждающие правомерность налоговых вычетов. Дело в том, что перечень таких бумаг не является закрытым (п. 4 письма Минфина от 11.01.2009 г. № 03-02-07/1-1). Правда, с данной позицией не согласны высшие арбитры. В постановлении Президиума ВАС от 08.04.2008 г. № 15333/07 говорится, что запрашиваемые документы должны иметь отношение к предмету проверки. При этом налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату налога при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, а также удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6–8 статьи 171 Налогового кодекса (п. 1 ст. 172 НК РФ). Между тем в другом случае арбитры решили, что даже книги покупок и продаж не относятся к первичным документам, которые в силу статьи 172 Налогового кодекса подтверждают право на принятие к вычету НДС (постановление ФАС Московского округа от 26.02.2008 г. № КА-А40/602-08 и определение ВАС от 30.05.2008 г. № 7057/08).

Справка
Свернуть Показать

ФНС в письме от 17.01.2008 г. № ШС-6-03/24@ напомнила, что в соответствии с пунктом 8 статьи 88 Налогового кодекса камеральная проверка проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком при подаче декларации по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога. Соответственно, только в этом случае инспекторы вправе истребовать у организации документы, подтверждающие правомерность применения налоговых вычетов.

Запрашиваемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. В данном случае речь идет о подписи руководителя (его заместителя) или иного уполномоченного сотрудника и печати организации (п. 2 ст. 93 НК РФ). Компания передает инспекторам бумаги в течение 10 рабочих дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Отметим, что налоговики вправе ознакомиться с подлинниками документов (п. 2 ст. 93 НК РФ). Такая необходимость может возникнуть, например, если обнаружатся несоответствия между сведениями налогоплательщика и данными документов, которыми располагает налоговый орган, а также в случае сверки копий документов с их подлинниками (п. 2 письма Минфина от 11.01.2009 г. № 03-02-07/1-1).

О выявленных ошибках либо несоответствии сведений сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти рабочих дней необходимые пояснения либо внести соответствующие исправления (п. 3 ст. 88 и п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Если выявлены нарушения

В течение 10 дней после окончания проверки составляется акт о выявленных нарушениях налогового законодательства (п. 3 ст. 176 и п. 1 ст. 100 НК РФ). С 2009 года инспекторы должны его вручить организации не позднее пяти дней с даты составления документа (п. 10 ст. 1 Федерального закона от 26.11.2008 г. № 224-ФЗ). Если же налогоплательщик уклоняется от его получения, то акт налоговой проверки направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства предпринимателя. При этом моментом вручения документа считается шестой день от даты отправки заказного письма (п. 5 ст. 100 НК РФ).

При несогласии с содержанием акта проверяемый вправе в течение 15 дней со дня получения документа представить в налоговый орган свои письменные возражения (п. 6 ст. 100 НК РФ). В свою очередь у инспекторов есть 10 дней (указанный срок может быть продлен на один месяц) на принятие решения (п. 1 ст. 101 НК РФ). Кроме того, в соответствии с положениями статей 137 и 138 Налогового кодекса организация вправе обжаловать акт и действия должностных лиц инспекции в вышестоящий налоговый орган либо в суд (письмо Минфина от 27.01.2009 г. № 03-07-14/11).

Судебно-арбитражная практика

Организация при обжаловании акта и действий должностных лиц инспекции в арбитражном суде не лишена права представлять документы, которые являются основанием получения налогового вычета, независимо от того, были ли они ранее истребованы и исследованы налоговым органом (п. 3.3 определения КС от 12.07.2006 г. № 267-О).

Возмещение налога

Если при проведении камеральной проверки нарушений законодательства не выявлено, то по ее окончании в течение семи дней налоговый орган принимает решение о возмещении соответствующих сумм (п. 2 ст. 176 НК РФ). При этом решение о зачете (возврате) суммы НДС принимается чиновниками одновременно с вынесением решения о возмещении суммы налога (п. 7 ст. 176 НК РФ).

Обратите внимание, что с 2009 года по результатам налоговой проверки инспекторы могут принимать решения (п. 3 ст. 176 НК РФ):

  • о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
  • о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

Как видите, по результатам проверки одной декларации могут быть одновременно вынесены два решения: одно – в отношении сумм, правомерность принятия которых к вычету документально подтверждена, второе – в отношении сумм, по которым необходимо представление дополнительных обосновывающих материалов (письмо Минфина от 19.01.2009 г. № 03-07-11/11). В связи с этим новшеством приказом ФНС от 11.01.2009 г. № ММ-7-3/1@ были внесены изменения в формы «Решения о возмещении (полностью или частично) суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению» и «Решения об отказе в возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению», утвержденные приказом ФНС от 18.04.2007 г. № ММ-3-03/239@.

О своем решении налоговый орган обязан письменно сообщить компании в течение пяти дней со дня его принятия. Указанное сообщение может быть передано руководителю организации, индивидуальному предпринимателю, их представителям лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения (п. 9 ст. 176 НК РФ).

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

После перехода общества на налоговый учет в новую инспекцию обязанность по возврату ему НДС, не исполненная прежней инспекцией, не прекращается и не изменяется (постановление Президиума ВАС от 30.05.2006 г. № 1334/06). При этом в отношениях с налогоплательщиком налоговые инспекции по старому и новому местам его учета должны рассматриваться как одно и то же лицо (постановление Президиума ВАС от 22.04.2008 г. № 17520/07).

Процедура зачета

В определенных случаях налоговые органы вправе самостоятельно производить зачет суммы налога, подлежащей возмещению. Речь идет о наличии у налогоплательщика недоимки по НДС и иным федеральным налогам, а также задолженности по соответствующим пеням или штрафам (п. 4 ст. 176 НК РФ). Кроме того, суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены самим налогоплательщиком в счет уплаты предстоящего НДС либо иных федеральных налогов (п. 6 ст. 176 НК РФ). В этом случае следует предоставить соответствующее заявление (см. Пример 1).

Пример 1
Свернуть Показать

Следует иметь в виду, что в некоторых случаях можно избежать пеней на сумму недоимки налога. К примеру, если налоговый орган принял решение возместить НДС при наличии недоимки, образовавшейся в период между датами подачи декларации и возмещения соответствующих сумм (п. 5 ст. 176 НК РФ).

Процедура возврата

При отсутствии недоимки возмещаемый налог может быть перечислен на расчетный счет организации. Для этого следует написать заявление с указанием ее банковских реквизитов (см. Пример 2).

Пример 2
Свернуть Показать

Поручение на возврат налоговый орган направляет в территориальный орган Федерального казначейства (далее – ТОФК) на следующий день после принятия такого решения. Далее ТОФК, получив поручение, в течение пяти дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы НДС и в тот же срок уведомляет об этом налоговый орган (п. 8 ст. 176 НК РФ).

При нарушении сроков возврата на возмещаемую сумму начисляются проценты, исходя из ставки рефинансирования ЦБ, действовавшей в дни нарушения срока. Причем отсчет начинают с двенадцатого дня после завершения камеральной проверки, по итогам которой было вынесено решение о возмещении НДС (п. 10 ст. 176 НК РФ). Если же проценты уплачены не в полном объеме, то налоговый орган принимает решение о возврате оставшейся суммы недоимки, рассчитанной исходя из даты фактического возврата налогоплательщику суммы НДС (п. 11 ст. 176 НК РФ).

Отметим, что налоговики осуществляют ежедневный расчет процентов, исходя из 1/365 (1/366 – если год високосный) ставки рефинансирования ЦБ (п. 3.4.10 приказа ФНС от 15.09.2005 г. № САЭ-3-19/446@). В то же время высшие арбитры уверены, что при расчете подлежащих уплате годовых процентов по ставке рефинансирования Центробанка число дней в году принимается равным 360 (п. 2 постановления Пленумов ВС № 13 и ВАС № 14 от 08.10.1998 г.).

Судебно-арбитражная практика
Свернуть Показать

Арбитры указали, что понятие «ставка рефинансирования Центрального банка РФ» законодательством о налогах и сборах не определяется. Поэтому в силу статьи 11 Налогового кодекса данное понятие следует применять в том значении, в котором оно используется в гражданском законодательстве.Соответственно, ссылка налогового органа на приказ ФНС от 15.09.2005 г. № САЭ-3-19/446@ не может быть принята, поскольку данные рекомендации не относятся к законодательству о налогах и сборах (постановление ФАС Московского округа от 13.01.2009 г. № КА-А40/11927-08).

Вместе с тем, если инспекторы неправомерно отказали в возмещении НДС, проценты на причитающуюся организации сумму начисляют с того момента, когда она должна быть возвращена в силу закона, как если бы налоговый орган своевременно принял надлежащее решение (п. 1 письма ФНС от 23.01.2009 г. № ШС-21-3/40).

Судебно-арбитражная практика

Аналогичной с налоговиками точки зрения придерживаются и арбитры (постановление Президиума ВАС от 29.11.2005 г. № 7528/05, определения ВАС от 30.09.2008 г. № 12652/08 и от 19.09.2008 г. № 12524/08).

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  1 голос

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.