Top.Mail.Ru

Что грозит за просрочку декларации по НДС?

Плательщики налога на добавленную стоимость обязаны ежеквартально представлять в налоговые органы декларации, даже если они не проводили облагаемые налогом операции либо исчисленная сумма налога равна нулю. Какую ответственность они несут в случае сдачи декларации инспекторам позже установленного законом срока? По данному вопросу нет единогласия даже среди арбитров. Свою правоту, как это часто бывает, налогоплательщикам придется доказывать.
Ежеквартально плательщики налога на добавленную стоимость должны представлять в налоговые органы декларации по НДС. Они обязаны это делать даже в случае, если в строке «итого» отчетного документа фигурирует ноль. Однако порой по забывчивости или просто по незнанию бухгалтеры сдают декларацию позже установленного срока. Какова плата за просрочку?

Обязанность и ответственность

Обязанность представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты) возложена на налогоплательщиков подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ. За ее неисполнение они будут привлечены к ответственности, предусмотренной налоговым законодательством.

Так, за непредставление декларации в срок при отсутствии признаков налогового правонарушения компании грозит штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей (п. 1 ст. 119 НК РФ). Если же компания просрочила сдачу декларации более чем на 180 дней, размер штрафа возрастает до 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц, начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).

«Нулевой» отчет

Как указывается в пункте 3 Порядка заполнения налоговой декларации по НДС1, налогоплательщики должны сдавать соответствующую декларацию даже при отсутствии операций, облагаемых НДС, и операций, освобожденных от налогообложения. Такие налогоплательщики заполняют титульный лист и раздел 1 декларации, в строках последнего при этом ставя прочерки.

Судебно-арбитражная практика

В пункте 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.03.2003 г. № 71 сообщается, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации, если иное не установлено законодательством.

ФАС ЗСО в постановлении от 17.12.2008 г. № Ф04-7250/2008(16478-А45-42) удовлетворил требование налогового органа о привлечении коллегии адвокатов к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 119 НК РФ, в виде взыскания 100 руб. штрафа за несвоевременное представление в налоговый орган декларации по НДС. Как указал суд, в силу статьи 143 НК РФ коллегия адвокатов является плательщиком НДС и, следовательно, обязана в установленный срок представлять в налоговый орган декларацию по этому налогу.

Минимальный штраф

Как указано выше, за непредставление декларации в установленный срок компании придется поплатиться 5% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 руб. Возникает вопрос: правомерно ли взыскивать минимальный штраф, если «нулевая» декларация была представлена с нарушением установленного срока?

Судебно-арбитражная практика

ФАС ВСО в постановлении от 19.08.2008 г. № А19-3547/08-43-Ф02-3947/08 пришел к выводу: поскольку сумма НДС, подлежащая уплате по спорной декларации, равна 0 рублей, то и размер штрафа в связи с просрочкой ее сдачи составляет 0 рублей. Как указал суд, такой подход по исчислению суммы налоговых санкций, подлежащих уплате за совершение правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от 10.10.2006 г. № 6161/06. ФАС ВСО в постановлении от 27.08.2008 г. № А78-1494/08-С3-8/45-Ф02-4138/08 отклонил довод налогового органа о недопустимости применения правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в постановлении от 10.10.2006 г. № 6161/06, относящемся ко взысканию штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ, поскольку данный вывод не повлиял на правильность рассмотрения спора, а также подтвердил, что базой для определения размера штрафа является сумма налога, подлежащая фактической уплате (доплате) в бюджет.

Аналогичные выводы изложены в постановлениях ФАС ВСО от 11.08.2008 г. № А19-3325/08-50-Ф02-3874/08, от 11.08.2008 г. № А19-3540/08- 57-Ф02-3869/08, от 11.08.2008 г. № А19-3543/08-57-Ф02-3870/08, от 07.08.2008 г. № А19-2817/08-44-Ф02-3741/08, от 16.07.2008 г. № А19-2268/08-51-Ф02-3201/08.

В то же время отдельные суды признают правомерность взыскания минимального размера штрафа по пункту 1 статьи 119 НК РФ при несвоевременной подаче декларации с суммой налога к уплате, равной нулю.

Судебно-арбитражная практика

Так, в постановлении от 17.12.2008 г. № Ф04-7250/2008(16478-А45-42) ФАС ЗСО пришел к выводу, что если сумма налога, подлежащая уплате на основе декларации, равна нулю, то минимальный штраф за правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 119 НК РФ, составляет 100 руб.

Иной подход предусматривается в случае, когда сдача декларации просрочена более чем на 180 дней. Дело в том, что пунктом 2 статьи 119 НК РФ не предусмотрен минимальный размер штрафа.

Судебно-арбитражная практика

Президиум ВАС РФ в постановлении от 10.10.2006 г. № 6161/06 указывает на то, что при отсутствии реализации товаров (работ, услуг) в данном налоговом периоде сумма штрафа по п. 2 ст. 119 НК РФ за непредставление декларации за указанный период также равна нулю.

Ссылаясь на данное решение ВАС РФ, ФАС СЗО в постановлении от 10.04.2007 г. № А05-10769/2006-20 отметил, что положения пункта 2 статьи 119 НК РФ не содержат условия о минимальном размере штрафа, как это предусмотрено пунктом 1 статьи 119 НК РФ. Как следствие, при привлечении налогоплательщика к ответственности за непредставление декларации, налог, причитающийся к уплате по которой составляет 0 рублей, санкция, предусмотренная пунктом 2 статьи 119 НК РФ, также равна нулю.

Аналогичные выводы содержатся в постановлении ФАС ЗСО от 21.03.2007 г. № Ф04-1691/2007(32582-А75-34).

Существует и обратная позиция, которая основывается на том, что установление нижнего предела наказания по пункту 1 статьи 119 НК РФ является одновременно нижним пределом для определения наказания по пункту 2 статьи 119 НК РФ. А то обстоятельство, что по декларациям сумма налогов, подлежащих уплате в бюджет, равна нулю, не изменяет квалификацию правонарушения, следовательно, взыскание штрафа при таких обстоятельствах правомерно.

Судебно-арбитражная практика

В частности, к таким выводам пришел ФАС ДВО в постановлении от 23.03.2006 г. № Ф03-А51/06-2/556.

Сноски 1

  1. Утвержден приказом Минфина от 07.11.2006 г. № 136н. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

7 ошибок налоговиков, которые помогут оспорить результаты проверки

Проанализируем основные ошибки налоговиков, которые могут стать основанием для отмены решения по результатам проверки. В частности, когда компании не сообщили о рассмотрении материалов проверки; когда инспекция допустила нарушения при подписании акта проверки; когда документы по проверке получило неуполномоченное лицо; когда итоговое решение подписал не тот, кто рассматривал материалы проверки, и пр.

Кто ответит за долги компании, если она платить не в состоянии

По общему правилу учредитель (участник) юридического лица не отвечает по обязательствам юридического лица. Поэтому они нередко и не подозревают, что за взысканием долгов налоговые органы (иные кредиторы) могут прийти лично к ним и обратить взыскание на их личное имущество. Изучим судебную практику и свежие поправки в законодательство о банкротстве, о субсидиарной ответственности контролирующих организацию лиц.

Отсутствие в требовании конкретного перечня документов не освободит от штрафа

В последних определениях Верховного Суда РФ видна тенденция арбитров к ужесточению позиции в пользу налоговых органов. Отсутствие указания на конкретное количество и конкретные реквизиты документов не может служить основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности. Выставляя требование о предоставлении документов, налоговики обычно не могут знать точные реквизиты нужных документов и их количество. В то же время они должны сформулировать требование таким образом, чтобы из него было понятно, какие документы надо предоставить.

Досудебное урегулирование споров с налоговыми органами

До обращения в суд налогоплательщик обязан пройти досудебный порядок в отношении обжалования действий (бездействия) должностных лиц налоговой инспекции, а также их ненормативных актов. В данной процедуре есть несомненные плюсы. Проанализируем, какие инструменты защиты могут и должны использовать организация / предприниматель для защиты своих прав, а также дадим рекомендации, на что следует сделать упор, пытаясь отстоять нарушенное право.

Верховный Суд РФ об исковой давности

Проанализируем постановление Пленума ВС РФ, в котором освещаются вопросы о начале течения срока исковой давности и порядке его применения. Рассмотрим положения о восстановлении, приостановлении и перерыве срока, а также ситуации, когда о применении исковой давности заявляет только один из соответчиков или третье лицо.

Основные особенности государственных (муниципальных) казенных учреждений

Казенные учреждения, находящиеся в государственной собственности, собственности субъектов РФ и муниципальных образований, являются совершенно новым типом юридического лица, ранее в Российской Федерации не существовавшим. Правовой статус казенных учреждений, их полномочия, правомочность и правоспособность требуют отдельного рассмотрения, так как это связано с тем, что казенное учреждение сочетает черты как федерального государственного (муниципального) учреждения, так и территориального структурного подразделения федерального органа исполнительной власти. В настоящее время происходит процесс формирования казенных учреждений, а переходный период для них продлится весь 2011 год.

Практика камеральных проверок получения налоговых вычетов физическими лицами

Наиболее сложным для гражданина вопросом, связанным с получением налогового вычета, является прохождение камеральной проверки в налоговой инспекции. Ведь при ее проведении налогоплательщику необходимо выполнить ряд обязательных процедур, от правильности и точности выполнения которых зависит принятие положительного решения о предоставлении налогового вычета. В статье рассматриваются требования, которые могут быть предъявлены к налогоплательщику – физическому лицу в ходе проверки. Анализируются практические ситуации, которые могут ­возникнуть. Предлагаются варианты поведения в затруднительных ситуациях.

Особенности автономных государственных (муниципальных) учреждений

Изменившийся с 01.01.2011 статус автономных государственных (муниципальных) учреждений вызывает ряд вопросов, связанных с их статусом и ведением финансово-хозяйственной деятельности. Каковы взаимоотношения автономных учреждений с собственниками (учредителями)? Какова система управления ими и их финансово-хозяйственной деятельностью? Каковы особенности их налогообложения?