Top.Mail.Ru

Развитие бизнеса с помощью франчайзинга: правовые и маркетинговые аспекты

Решили развивать бизнес с помощью франчайзинга? Тогда вам необходимо знать, какие цели ставит перед собой компания, собирающаяся продавать франшизу. Через какое время франшиза начнет приносить доход? Что должен включать в себя франшизный пакет? Как следует строить отношения с франчайзи? Рассмотрим подробно эти вопросы.
На страницах нашего журнала мы уже обращались к проблеме франчайзинговых отношений. В № 8 2009 г. мы рассматривали правовую природу, содержание и нюансы договора франчайзинга. В данной статье расскажем о том, что нужно знать фирме, решившей расширять бизнес по франчайзинговой модели и создать фирменную сеть. Рассмотрим, что представляет собой франшизный пакет, каково юридическое значение документов, входящих в него.

Цели и преимущества франчайзингового развития

Начало франчайзинговой программы для компании означает следующее:

Во-первых, быстрое развитие, часто подразумевающее региональную экспансию, причем, как ни банально это звучит, при помощи чужих денег и при минимальных оперативных затратах в процессе развития и функционирования сети.

Во-вторых, франчайзинг дает возможность построить максимально большую прибыльную сеть за короткий срок. Компаниям, владеющим очень большими сетями, известно, что при определенном размере сети операционные затраты на поддержание этой структуры начинают «съедать» львиную долю дохода, а то и все доходы от сети. И содержание такой большой и разветвленной собственной сети становится просто нерентабельным, особенно если она раскинута на достаточно большой территории и отдельные предприятия/магазины/офисы расположены во многих регионах.

В этом случае на помощь приходит франчайзинг, который позволяет не только экономить на операционных расходах компании – франчайзера по содержанию сети, но и быть максимально «ближе» к реалиям региона за счет партнера (франчайзи), ведущего бизнес непосредственно в этом регионе. Надо отметить, что данный фактор особенно важен для России с ее обширной географией и экономическими, административными, социальными и ментальными реалиями разных регионов. В таком случае компании необходимо определиться с оптимальным размером собственной сети, а остальное «отдать на откуп» франчайзингу. Зачастую компании определяют и оставляют за собой развитие собственной сети в стратегически важных регионах (Москва, Санкт-Петербург, города-миллионники), а для развития сети в остальных регионах как раз используют франчайзинговую модель.

В-третьих, подразумевая более масштабные и стратегические цели, франчайзинговая программа компании может быть направлена на формирование и укрепление бренда.

Можно идти к формированию бренда через широкую, массовую и дорогостоящую рекламную кампанию, но можно формировать бренд и за счет построения разветвленной и сильной фирменной сети. Такая сеть, правда, должна иметь очень четкую и по возможности яркую запоминающуюся концепцию, иметь прогнозируемую ассортиментную политику, чтобы у целевых потребителей возникала однозначная ассоциация: бренд – концепция – ассортимент (продукции или услуг) – качество. И именно таким образом фирменная сеть напрямую участвует в формировании целостного бренда. Однако заметим, что если для собственной сети концепция и ассортимент могут быть размыты и разниться от предприятия к предприятию, то для франчайзинговых предприятий такое практически недопустимо, и для франчайзинга такие атрибуты фирменной сети, как визуализация и ассортимент, должны быть сформированы максимально четко.

На чем конкретно экономит компания при развитии франчайзинговой сети? Практически на всех основных операционных затратах: на содержании помещений, на персонале и, как следствие, на налогах на персонал. А в 90% случаев (если говорить о российской практике) – на логистике, то есть доставка продукции до места расположения конкретного предприятия/магазина – это целиком и полностью забота франчайзи. Забота франчайзера в данном случае – обеспечить наличие нужной продукции у себя на складе.

Однако есть и более узкие, тактические цели, которые может ставить перед собой компания, начиная франчайзинговую программу развития. Зачастую эти цели довольно четко привязаны к отрасли. Например, товарный франчайзинг (франчайзинг в сфере ритейла), как правило, преследует цели увеличения продаж своей продукции. И хотя в настоящее время товарный франчайзинг диктует франчайзи не только что, но и как ему продавать, тем не менее до сих пор товарный франчайзинг рассматривается как один из способов дистрибьюции/распространения продукции. Поэтому для ритейла нехарактерно взимание паушального взноса (первоначальный разовый взнос франчайзи франчайзеру за право вступления в сеть) и роялти (периодические платежи франчайзи франчайзеру), так как франчайзер, как правило, обязывает франчайзи закупать и реализовывать в фирменном магазине только его продукцию, а соответственно именно это увеличение продаж + наценка на продукцию является его доходом.

Для ресторанного франчайзинга и отрасли общественного питания в целом тактической целью является получение прибыли от продажи франшизы, то есть получение паушального взноса и роялти, так как ресторан по сути продает интеллектуальную собственность, а именно: корпоративный стиль, меню, наработки в бизнес-процессах, а в случае известных брендов – сразу лояльных бренду клиентов, то есть интеллектуальную собственность, а не просто товар. Примерно такая же ситуация в сфере услуг, которые, как правило, продают в форме франшизы бренд, лояльных клиентов и обучение персонала. Такие компании зарабатывают именно на выплачиваемых франчайзи взносах и оплате за обучение персонала франчайзи. Как правило, при росте сети и укреплении бренда компании в сфере услуг постепенно увеличивают вступительные и периодические взносы.

Каким образом компании современной России приходят к франчайзингу?

В ритейле наиболее распространенный путь можно характеризовать при помощи следующей схемы:

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Как оспорить запись о недостоверности адреса в ЕГРЮЛ

Как только закон позволил налоговикам исключать из ЕГРЮЛ организации, имеющие недостоверные данные о юридическом адресе, больше всего пострадал именно честный бизнес. Если у компании в выписке из ЕГРЮЛ появилась запись о недостоверности юрадреса и она не успела сменить или подтвердить его установленным образом, то по истечении шести месяцев после появления такой записи налоговый орган вправе ликвидировать данную фирму. Но как показала практика применения налоговыми органами этой нормы, закон стал действовать не на пользу, а во вред. Налоговики вносят отметки о недостоверности юридического адреса в том числе и предприятиям, которые реально находятся по адресам, зарегистрированным в ЕГРЮЛ. Что делать в таком случае? Каковы риски и последствия для реально действующего бизнеса? Как добросовестным компаниям избежать приостановки предпринимательской деятельности? Надо отстаивать свои интересы, вплоть до обращения в суд! В этом мы вам поможем: в статье найдете необходимые разъяснения и образцы как жалобы в вышестоящий регистрирующий орган, так и заявления в суд.

Интервью с директором ПМЭФ об организации Форума – ​2021

Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ) проводится с 1997 года. В последнее десятилетие он стал действительно знаковым событием для бизнес-сообщества. О том, как был организован ПМЭФ в 2021 году в условиях коронавирусных ограничений, как были реализованы мероприятия по противодействию COVID-19 (ПЦР-тестирование, аккредитация, дистанционное измерение температуры, обработка помещений и др.), какая культурная программа ждала гостей Форума, мы побеседовали с директором Петербургского международного экономического форума Алексеем Вальковым.

Взыскиваем компенсацию за нарушение патентных прав

Нередко патентообладатель в попытке защитить свои права требует от нарушителя выплатить компенсацию за неправомерное использование запатентованного продукта. Чаще всего спор решить миром не удается и дело заканчивается судом. Потому важно еще на стадии предъявления досудебной претензии и подготовки к рассмотрению спора учитывать судебную практику по вопросу взыскания компенсаций за нарушения патентных прав, в частности на какие обстоятельства и аргументы обращают внимание суды при определении возможности взыскания компенсации и ее размера. Предлагаем обзор свежей судебной практики на эту тему.

Как не пропустить свое и чужое банкротство

В нынешней нестабильной экономической ситуации информацией о банкротстве очередной организации никого не удивить. Но для контрагентов она часто становится неприятной неожиданностью. Эксперты-практики дают советы должнику и кредитору, как вести себя в делах о банкротстве, что нужно обязательно делать, на что обращать внимание, почему нельзя занимать пассивную позицию. Поговорим о том, по каким признакам можно определить, что в компании грядет банкротство; какие риски и последствия несет банкротство компании для разных сторон – ​самого юридического лица, его кредиторов, контрагентов, работников; что нужно делать должнику, когда началась процедура банкротства; какие сделки накануне банкротства можно заключать, а какие не стоит; что сделать для подготовки компании к несостоятельности; как строить работу с арбитражным управляющим.

Что относится к персональным данным: судебная практика

Одним из наиболее непростых практических вопросов, связанных с обработкой персональных данных, является перечень информации, которая может быть к ним отнесена. Дело в том, что перечень этих данных открытый и определять, относятся ли какие-то сведения к персональной информации конкретного лица необходимо индивидуально. Например, будут ли персональными данными фамилия и имя человека, дата и место рождения, паспортные данные, ИНН и пр. в отдельных ситуациях. Обратимся для ответов на эти вопросы к судебной практике.

Дистанционное банковское обслуживание: преимущества и риски

ДБО, безусловно, экономит время, расширяет выбор банков и имеет ряд других преимуществ. Но данный вид обслуживания делает вас зависимыми от технических сбоев в предоставлении связи, от успешной интеграции системы ДБО в информационную систему вашей компании, от возможного мошенничества со стороны третьих лиц. Обязательно взвесьте все «за» и «против» и постарайтесь минимизировать риски. Материал данной статьи поможет вам в этом.

Международные банковские расчеты: инкассо, аккредитив, банковский перевод

Какой из способов оплаты следует использовать, чтобы быть уверенным, что товар не перейдет в распоряжение покупателя до момента исполнения платежа? Какой способ оплаты позволяет заведомо убедиться в платежеспособности контрагента? На что следует обратить внимание при документарных расчетах? Настоящая статья позволяет детально рассмотреть используемые в мировой практике способы расчетов, их преимущества и недостатки.