На фоне финансового кризиса Правительство РФ с целью повышения инвестиционной активности на внутрироссийском рынке корпоративных облигаций значительно расширило рамки использования данного инструмента компаниями-эмитентами. В статье освещаются основные условия выпуска биржевых облигаций, приводится сопоставление со стандарттной процедурой выпуска корпоративных облигаций, а также анализируется востребованность данного инструмента российскими эмитентами.
Впервые понятие биржевых облигаций было обозначено в российском законодательстве еще в 2006 г. Это предоставило компаниям, ценные бумаги которых уже обращаются на фондовом рынке, возможность более быстрого привлечения займов по сравнению с некоторыми другими финансовыми инструментами. Сейчас значительно расширены границы использования корпоративных облигаций компаниями-эмитентами. Теперь у компаний существует возможность привлекать не краткосрочные, а среднесрочные займы путем размещения биржевых облигаций. В настоящее время более половины всех выпусков предусматривают срок обращения около трех лет.В последние годы весьма востребованным со стороны крупного и среднего бизнеса стал такой инструмент рынка ценных бумаг, как корпоративные облигации.
Согласно Федеральному закону от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» (далее – Закон о рынке ценных бумаг) облигация – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее владельца на получение от эмитента облигации в предусмотренный в ней срок ее номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также право на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права. Доходом по облигации являются процент и/или дисконт. Эмитентом облигации могут выступать юридические лица или органы исполнительной власти/органы местного самоуправления, несущие от своего имени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав, закрепленных ими.
Облигации классифицируют по нескольким признакам: форме, дате и способу погашения, целям облигационного займа, способу получения дохода, способу размещения, схеме выплаты дохода, учету прав на размещенные облигации, возможности конвертации, в зависимости от наличия и вида обеспечения.
Схема выпуска облигаций представляет собой весьма сложный механизм и требует достаточно много времени, в том числе на государственную регистрацию выпуска (в большинстве случаев одновременно с выпуском корпоративных облигаций осуществляется и регистрация проспекта облигаций) и отчета об итогах выпуска облигаций.
В 2006 г. были внесены изменения в Закон о рынке ценных бумаг, касающиеся формирования особой категории облигаций, так называемые биржевые облигации. Биржевыми облигациями называют облигации, эмиссия которых осуществляется без государственной регистрации их выпуска (дополнительного выпуска), без регистрации проспекта облигаций и без государственной регистрации отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) по решению их эмитента при одновременном выполнении определенных условий, которые проанализированы ниже. Следует также отметить, что на фоне мирового финансового кризиса, который в полной мере проявился на российском фондовом рынке в сентябре 2008 г., для стимулирования торговли в секторе корпоративных ценных бумаг в законодательстве о биржевых облигациях были сделаны существенные послабления. Таким образом, в настоящее время при выпуске биржевых облигаций к эмитентам предъявляются следующие требования (далее – Требования).
Требования к эмитентам при выпуске биржевых облигаций
1. Размещение биржевых облигаций осуществляется путем открытой подписки на торгах фондовой биржи.
Данное требование практически не ограничивает эмитентов, желающих выпустить биржевые облигации, так как доля выпусков облигаций, размещенных путем открытой подписки на фондовой бирже, в последние годы составляет примерно 95–98% от общего количества эмиссий корпоративных облигаций, которые в настоящее время находятся в обращении на российском рынке ценных бумаг.
2. Эмитентом биржевых облигаций является хозяй ственное общество, государственная корпорация или международная финансовая орг анизация, если в котировальный список фондовой биржи, осуществляющей допуск таких облигаций к торг ам, уже включены акции и (или) облигации указанных эмитентов.
В определенной степени ограничением является то, что компания должна подать заявление на допуск к торгам в процессе размещения своих биржевых облигаций только на ту фондовую биржу, которая осуществила ранее листинг акций или облигаций данной компании. Уже в процессе обращения биржевые облигации могут быть допущены к торгам также на других фондовых биржах. Но в этом случае депозитарий, осуществляющий операции по итогам сделок с ценными бумагами на другой фондовой бирже, должен зарегистрироваться в качестве номинального держателя у депозитария, осуществляющего обязательное централизованное хранение сертификатов биржевых облигаций.
Федеральный закон от 30.12.2008 г. № 320-ФЗ существенно расширил круг потенциальных эмитентов биржевых облигаций. До принятия поправок эмитентом таких облигаций могли выступать только открытые акционерные общества, однако в настоящее время почти половина компаний (свыше 40%), которые обращают свои облигации на фондовом рынке, созданы в форме обществ с ограниченной ответственностью. Теперь таким компаниям, а также закрытым акционерным обществам, государственным и муниципальным унитарным предприятиям предоставлена возможность более быстрого размещения облигационных займов, минуя процедуру государственной регистрации выпуска ценных бумаг. Однако следует еще раз сделать акцент на том, что данная категория хозяйственных обществ должна по крайне мере зарегистрировать один выпуск облигаций по стандартной схеме, предусмотренной законодательством, и пройти процедуру листинга на фондовой бирже.
3. Эмитент биржевых облигаций существует не менее трех лет и имеет надлежащим обр азом утвержденную годовую бухг алтерскую отчетность за два завершенных финансовых года.
Следует отметить, что еще несколько лет назад многие компании создавали специализированные дочерние общества (как правило, общества с ограниченной ответственностью) именно для привлечения заемных средств посредством размещения облигаций. Поэтому в 2005–2007 гг. на российском фондовом рынке была представлена достаточно большая доля корпоративных облигаций, эмитированных «молодыми» компаниями. Однако в настоящее время количество эмитентов со сроком существования менее трех лет существенно снизилось.
4. Облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости либо номинальной стоимости и процента от номинальной стоимости.
Данное требование отличает биржевые облигации от облигаций, эмитированных по стандартной процедуре, тем, что последние дают право на получение от эмитента их номинальной стоимости или иного имущественного эквивалента, а также могут предусматривать право на получение фиксированного процента от номинальной стоимости облигации либо иные имущественные права.
5. Срок исполнения обязательств по облигациям не может превышать трех лет с начала их размещения.
Поправки, касающиеся увеличения срока обращения облигаций, были внесены также Федеральным законом от 30.12.2008 г. № 320-ФЗ. До этого срок...