На страницах нашего журнала мы не раз рассматривали проблемы, связанные с госзаказом на поставки товара, выполнение работ и оказание услуг. В № 5 за2009г. раскрывались ошибки, которые допускают заказчики при проведении торгов, в № за 2009 г. описывались нарушения госзаказчиков при оформлении документов. Однако потерпеть фиаско при участии в конкурсе можно не только по вине заказчика, зачастую участники сами совершают ошибки. В статье рассказывается о самых типичных нарушениях, допускаемых при подаче заявок на участие в торгах, а также о том, как их избежать.
Вопреки расхожему мнению начинающих участников торгов, вопросам, связанным с оформлением заявок на участие в запросе котировок, конкурсе или аукционе, заказчики уделяют очень большое внимание. Небрежно оформленные заявки, отсутствие необходимых документов, некоторые технические ошибки очень часто становятся непреодолимым препятствием на пути к госзаказу. Причем многие ошибки являются безусловным основанием для отклонения заявки еще на этапе ее рассмотрения.
Отсутствие подписей и документов, подтверждающих полномочия
Тривиальное, но, увы, одно из самых распространенных упущений, которые допускают участники торгов при подготовке заявок, – отсутствие подписи/печати уполномоченного лица на одном или нескольких документах, входящих в состав заявки. Кроме того, часто заявки оказываются непрошитыми.
Типичный пример: заявка на участие в конкурсе, предложение о цене государственного контракта и предложения о качестве и сроках оказываемых услуг (приложения 1, 2, 3 заявки) не были подписаны участником размещения заказа, что противоречило конкурсной документации и ч. 1 ст. 25 Федерального закона № 94-ФЗ от 21.07.2005 г. «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Заявка была обоснованно отклонена заказчиком. Сходный случай: документация аукциона предусматривала, что все страницы представленных в составе заявки документов (кроме нотариально заверенных копий) должны были визироваться руководителем или уполномоченным лицом и скрепляться печатью. Один из участников аукциона прошил, пронумеровал и скрепил печатью свою заявку на 25 листах. Но два листа не были скреплены печатью и не были завизированы. Как и в первом случае, заявка была отклонена.
Пренебрежение требованиями заказчиков о необходимости представлять только прошитые заявки также не редкость.
ООО подало заявки на участие в открытом аукционе на выполнение работ по капитальному ремонту нежилых помещений в муниципальных учреждениях. Вопреки требованиям аукционной документации, последние три листа обеих заявок (копии благодарственных писем) не были заверены печатью и подписью должностного лица, подписавшего заявку. Кроме того, заявки скреплялись с помощью франкировального аппарата, но листы не прошивались. Прошивочная нить была продернута через отверстия переплета, не скрепляя листы.
Аукционная комиссия отказала в допуске ООО к аукционам, поскольку на копиях представленных документов отсутствовали печати и подписи. Комиссия Московского УФАС России, изучив представленные доказательства, поддержала вывод аукционной комиссии заказчика о необходимости отклонения заявок ООО.
Похожие ошибки в оформлении документов допускают многие участники торгов, представляя, например, скрепленные металлической скобкой в углу, непрошитые, непронумерованные документы или сшивают листы заявки при помощи скоросшивателя, но не опечатывают на последнем листе. Уже потом, в своих жалобах на «незаконные» решения комиссий заказчиков, предприниматели и организации указывают, что выбрали метод сшивания листов по своему усмотрению. Однако при помощи подобных аргументов добиться признания жалобы обоснованной затруднительно, если, конечно, в документации торгов четко прописано, например, что все листы заявки и ее тома должны прошиваться и нумероваться, что заявка и том заявки должны содержать опись входящих документов, скрепляться печатью и подписываться участником размещения заказа или уполномоченным лицом.
В таких случаях представление даже безупречно оформленных документов, скрепленных только при помощи скоросшивателя, будет расцениваться как неисполнение требования заказчика к оформлению заявки, предоставление заявки в виде разрозненных листов и непрошитой. Если же соответствующие требования не вошли в документацию торгов или в ней прямо указано, что отдельные документы могут не прошиваться, не визироваться, не нумероваться и пр., действия заказчиков, отклонивших заявки из-за якобы неправильного оформления, являются незаконными.
В информационной карте конкурса было указано, что форма № 3 (проект государственного контракта) не прошивается, не нумеруется, не подписывается, не скрепляется печатью, не визируется уполномоченным лицом. Отказывая ОАО в допуске к участию в торгах, комиссия заказчика в протоколе рассмотрения заявок указала на несоответствия заявки требованиям документации торгов. В обосновании этого решения в протоколе указывалось: «Проект государственного контракта с приложениями к нему», «Расчет стоимости», «Техническое задание» не прошиты в конкурсную заявку, не подписаны уполномоченным представителем участника размещения заказа, отсутствует печать организации...».
От антимонопольного органа заказчик получил предписание о необходимости произвести повторную процедуру рассмотрения всех представленных заявок на участие в открытом конкурсе.
Нарушение требований к нумерации страниц
Нарушение требований к нумерации страниц также может повлечь для участника неблагоприятные последствия.
При проведении Департаментом городского заказа капитального строительства города Москвы открытого аукциона на поставку оборудования для оснащения объектов капитального строительства города Москвы ввода 2008 г. не было допущено к участию в аукционе ООО из-за несоответствия заявки требованиям документации об аукционе. В соответствии с ней все документы, входящие в состав заявки на участие в аукционе, и приложения к ней должны быть сшиты в единую книгу, которая должна содержать сквозную нумерацию листов, должны быть скреплены печатью на обороте с указанием количества страниц. В заявках, представленных ООО, отсутствовала нумерация на листах № 1, следовательно, неверно было указано и количество страниц на обороте последних листов заявок. Правомерность отказа в допуске к участию в аукционе была подтверждена впоследствии Московским УФАС России, рассмотревшим жалобу ООО.
При проведении других торгов заявка участника была отклонена в связи с несоответствием конкурсной документации из-за того, что все страницы, включая нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ, пронумерованы карандашом с лицевой стороны в правом верхнем углу. В документации конкурса было указано, что «при нумерации заявки на участие в конкурсе номера на оригиналах официальных документов, выданных участнику размещения заказа третьими лицами и содержащими печать, проставляются простым карандашом на обороте страницы в левом нижнем углу».
Закон о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд предусматривает, что заявки на...