Достаточно часто налоговые инспекторы пытаются заставить налогоплательщиков погасить задолженность, образовавшуюся перед бюджетом, возможность взыскания которой налоговыми органами была утрачена как во внесудебном так и в судебном порядке. Рассмотрим позицию чиновников и арбитражную практику по следующим вопросам: условия признания налоговой задолженности безнадежной, начисление пени после истечения пресекательного срока требования налога, отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом сумм, на которые инспекция утратила право на взыскание, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения просроченной недоимки, наличие в карточках лицевого счета долгов, нереальных к взысканию.
В данной статье рассмотрены случаи признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию и дальнейшее ее списание. Автор обратил особое внимание на следующие спорные вопросы, связанные с истечением пропуска сроков давности взыскания: прекращение обязанности по уплате налогов и сборов, исключение спорных сумм из карточки лицевого счета, правомерность отражения в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения «старой» недоимки.
Порядок списания безнадежных долгов
Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата или взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального либо юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном (п. 1 ст. 59 НК РФ):
- Правительством Российской Федерации – по федеральным налогам и сборам;
- Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями – по региональным и местным налогам.
Аналогичные правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).
Порядок списания безнадежной задолженности утвержден постановлением Правительства от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление № 100).
Итак, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в следующих случаях (п. 1 Постановления № 100):
- ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
- смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.
Ранее возникало множество вопросов о правомерности указанного списка. Решение вопроса нашло отражение в определении Конституционного Суда. Арбитры решили, что Правительство было вправе включить в Постановление № 100 исчерпывающий перечень условий для списания безнадежной к взысканию недоимки (определение Конституционного Суда от 19.05.2009 г. № 757-О-О).
Вместе с тем Минфин в письме от 26.12.2008 г. № 03-01-10/5-148 отметил, что нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки безнадежной к взысканию.
Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 01.01.2001 г., был утвержден приказом Минфина от 15.06.2005 г. № 72н (далее - Приказ № 72). В данном приказе подробно указан состав документов, необходимых для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию.
Для организаций
Минфин в письме от 26.05.2008 г. № 03-01-03/3-63 отметил, что налоговое законодательство не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих компаний. Ведь в соответствии с Постановлением № 100 решение о списании налоговой задолженности принимается только в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством организаций.
Отметим, что при ликвидации организации в порядке банкротства безнадежной к взысканию признается задолженность, не погашенная за счет конкурсной массы (п. 2 Приказа № 72).
Между тем многие предприятия воспользовались предоставленной государством возможностью реструктуризации задолженности1 и в настоящее время погасили или значительно сократили свои долги перед бюджетом. Причем при выполнении установленных условий реструктуризации и при досрочном погашении задолженности у организаций возникало право на списание соответствующих сумм по пеням и штрафам. Что же касается предложения о списании...