Top.Mail.Ru
Достаточно часто налоговые инспекторы пытаются заставить налогоплательщиков погасить задолженность, образовавшуюся перед бюджетом, возможность взыскания которой налоговыми органами была утрачена как во внесудебном так и в судебном порядке. Рассмотрим позицию чиновников и арбитражную практику по следующим вопросам: условия признания налоговой задолженности безнадежной, начисление пени после истечения пресекательного срока требования налога, отражение в справке о состоянии расчетов с бюджетом сумм, на которые инспекция утратила право на взыскание, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения просроченной недоимки, наличие в карточках лицевого счета долгов, нереальных к взысканию.
В данной статье рассмотрены случаи признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию и дальнейшее ее списание. Автор обратил особое внимание на следующие спорные вопросы, связанные с истечением пропуска сроков давности взыскания: прекращение обязанности по уплате налогов и сборов, исключение спорных сумм из карточки лицевого счета, правомерность отражения в справке о состоянии расчетов с бюджетом спорной задолженности, зачет излишне уплаченного налога в счет погашения «старой» недоимки.

Порядок списания безнадежных долгов

Недоимка, числящаяся за отдельными налогоплательщиками, уплата или взыскание которой оказались невозможными в силу причин экономического, социального либо юридического характера, признается безнадежной и списывается в порядке, установленном (п. 1 ст. 59 НК РФ):

  • Правительством Российской Федерации – по федеральным налогам и сборам;
  • Исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, местными администрациями – по региональным и местным налогам.

Аналогичные правила применяются при списании безнадежной задолженности по пеням и штрафам (п. 2 ст. 59 НК РФ).

Порядок списания безнадежной задолженности утвержден постановлением Правительства от 12.02.2001 г. № 100 «О порядке признания безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, а также задолженности по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам» (далее - Постановление № 100).

Итак, признаются безнадежными к взысканию и списываются недоимка, а также задолженность по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам в следующих случаях (п. 1 Постановления № 100):

  • ликвидации организации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • признания банкротом индивидуального предпринимателя в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» - в части задолженности, не погашенной по причине недостаточности имущества должника;
  • смерти или объявления судом умершим физического лица - по всем налогам и сборам, а в части поимущественных налогов - в размере, превышающем стоимость его наследственного имущества, либо в случае перехода наследства к государству.

Ранее возникало множество вопросов о правомерности указанного списка. Решение вопроса нашло отражение в определении Конституционного Суда. Арбитры решили, что Правительство было вправе включить в Постановление № 100 исчерпывающий перечень условий для списания безнадежной к взысканию недоимки (определение Конституционного Суда от 19.05.2009 г. № 757-О-О).

Вместе с тем Минфин в письме от 26.12.2008 г. № 03-01-10/5-148 отметил, что нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления могут быть установлены иные основания признания недоимки безнадежной к взысканию.

Порядок принятия решения о признании безнадежными к взысканию и списания недоимки и задолженности по пеням и штрафам по федеральным налогам и сборам, в том числе по суммам налоговых санкций за нарушения законодательства о налогах и сборах, которые до введения в действие Налогового кодекса взимались в бесспорном порядке и по которым решение налогового органа было вынесено до 01.01.1999 г., а также задолженности по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды, числящейся за организациями по состоянию на 01.01.2001 г., был утвержден приказом Минфина от 15.06.2005 г. № 72н (далее - Приказ № 72). В данном приказе подробно указан состав документов, необходимых для признания налоговой задолженности безнадежной к взысканию.

Для организаций

Минфин в письме от 26.05.2008 г. № 03-01-03/3-63 отметил, что налоговое законодательство не предусматривает возможности списания задолженности по налогам и сборам, пеням и штрафам с действующих компаний. Ведь в соответствии с Постановлением № 100 решение о списании налоговой задолженности принимается только в отношении ликвидированных в соответствии с законодательством организаций.

Отметим, что при ликвидации организации в порядке банкротства безнадежной к взысканию признается задолженность, не погашенная за счет конкурсной массы (п. 2 Приказа № 72).

Между тем многие предприятия воспользовались предоставленной государством возможностью реструктуризации задолженности1 и в настоящее время погасили или значительно сократили свои долги перед бюджетом. Причем при выполнении установленных условий реструктуризации и при досрочном погашении задолженности у организаций возникало право на списание соответствующих сумм по пеням и штрафам. Что же касается предложения о списании...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

Как оспорить штраф за непредставление документов налоговикам

Налоговая проверка может привести к штрафу по ст. 126 НК РФ за непредставление запрошенных налоговиками документов. И ладно бы, если размер штрафа окажется незначительным. Но встречаются и многомиллионные суммы. На основе анализа судебной практики рассмотрения налоговых споров мы подобрали четыре аргумента, которые помогают успешно оспаривать штрафы или хотя бы снижать их размеры. Сможете пополнить свою «копилку» судебных актов по делам, разрешенным в пользу налогоплательщиков, и использовать приведенные нами аргументы на практике в случае налоговых споров по схожим обстоятельствам.