Продолжаем освещать проблему защиты чести и деловой репутации в случае оскорбления в сети Интернет. Вы узнаете, как можно потребовать публикации опровержения, а также все подробности судебного разбирательства: сроки исковой давности, особенности доказывания факта публикации порочащей информации и нюансы возмещения убытков и компенсации морального вреда.
Продолжаем освещать проблему защиты чести и деловой репутации в случае оскорбления в сети Интернет. Рассмотрим нюансы опровержения порочащей информации, а также особенности доказывания при защите своих интересов в суде.
Опровержение в СМИ. Право на ответ
В соответствии с п. 1 и 7 ст. 152 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, а юридическое лицо – сведений, порочащих его деловую репутацию. При этом законодательство не предусматривает обязательное предварительное обращение с таким требованием к ответчику, в том числе и в случае, когда иск предъявлен к редакции средства массовой информации, в котором были распространены указанные выше сведения.
Вместе с тем гражданин вправе обратиться с требованием об опровержении таких сведений непосредственно к редакции соответствующего средства массовой информации, а отказ в опровержении либо нарушение установленного законом порядка опровержения могут быть обжалованы в суд (ст. 43–45 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»). Право на опровержение имеют также законные представители гражданина (юридического лица), если сам гражданин (юридическое лицо) не имеет возможности потребовать опровержения.
Если редакция средства массовой информации не располагает доказательствами того, что распространенные им сведения соответствуют действительности, она обязана опровергнуть их в том же средстве массовой информации. При представлении текста опровержения в редакцию СМИ он подлежит распространению при условии его соответствия требованиям Закона о СМИ. Редакция радио-, телепрограммы, обязанная распространить опровержение, может предоставить гражданину или представителю юридического лица, потребовавшему этого, возможность зачитать собственный текст и передать его в записи.
Порядок опровержения предусмотрен ст. 44 Закона о СМИ. Так, в опровержении должно быть указано, какие сведения не соответствуют действительности, когда и как они были распространены данным средством массовой информации.
Опровержение в периодическом печатном издании должно быть набрано тем же шрифтом и помещено под заголовком «Опровержение», как правило, на том же месте полосы, что и опровергаемое сообщение или материал....