Top.Mail.Ru

Проектирование объектов капитального строительства как правовой процесс

Данная статья посвящена проблемам такой актуальной и в то же время неоднозначной теме, как проектирование. Вопросы проектирования являются основополагающими на начальном этапе реализации инвестиционного проекта строительства. Как будет выстроена цепочка взаимоотношений по проектированию, как правильно будут прописаны условия в договоре – от всего этого зависит итог выполнения работ по разработке проектной документации.
Проектирование объектов капитального строительства – очень разнообразная и неоднозначная сфера деятельности, влекущая множество вопросов для юристов. Проблемы возникают с правовым регулированием и статусами участников процесса проектирования, а также с правовой квалификацией данной деятельности.

Отставание норм Гражданского кодекса РФ1 от современных обычаев делового оборота в области проектирования влечет возникновение спорных ситуаций.

Для избежания споров между субъектами проектирования необходимо проанализировать действующее законодательство РФ, технические рекомендательные нормы и судебную практику.

Определение проектирования как вида деятельности

Проектирование – от франц. задуматься, загадать, сообразить, предположить к исполнению; составлять для сего записку, чертеж и прочее2. Выполнение работ по проектированию разделяется на два этапа:

  1. Стадия «Проект». Это разработка проектной документации.
  2. Стадия «Рабочая документация 3.

В отдельных случаях возможно одностадийное проектирование – стадия «Рабочий проект» 4. Проектирование, так же как и иные сферы хозяйственной деятельности, регламентировано ГК РФ 5. Выполнение работ по проектированию определяется договором подряда на выполнение проектных и изыскательских работ 6. Однако норм ГК РФ не достаточно для регулирования вопросов проектирования в современном мире.

С правовой точки зрения отношения в процессе проектирования имеют три составляющих:

  1. подрядные отношения, возникающие между заказчиком и проектировщиком, результатом которых будет являться материальный объект (назовем его материальный носитель) – разработанная проектная документация;
  2. авторские отношения, возникающие между заказчиком и автором чертежей, результатом которых будет интеллектуальный объект, охраняемый авторским правом (рисунок, чертеж и проч.);
  3. услуги по ведению авторского надзора 7.

Взаимоотношения между автором – разработчиком проектной документации и заказчиком/инвестором

Для выстраивания оптимальной схемы взаимоотношений по вопросам строительства, в которых участвует проектная организация, необходимо помнить, что кроме права собственности к заказчику проектной документации должен перейти и определенный объем прав, связанный с этой документацией, например, исключительные права на нее. В случае если к заказчику/инвестору не перейдут исключительные права на проектную документацию, заказчик/инвестор не сможет совершить с документацией как с объектом авторских прав никаких законных действий.

То есть по договору подряда заказчик/инвестор будет собственником материального носителя – бумаги, на которой изображен чертеж, или электронного носителя, переделка которых без ведома автора будет невозможна по причинам, указанным выше.

Заказчику/инвестору строительства в этом случае важнее всего получить «на руки» саму проектную документацию в собственность, а также приобрести исключительные права автора на нее. Это достигается путем заключения прямых договоров между автором – разработчиком проектной документации и заказчиком/инвестором строительства или заключением трехсторонних договоров между автором – разработчиком проектной документации, заказчиком и инвестором строительства с указанием на то, что право собственности на проектную документацию, а также исключительные права автора остаются у инвестора строительства или как у инвестора строительства, так и у автора – разработчика проектной документации.

Лучше всего заключать трехсторонние договоры между инвестором – плательщиком по договору (в этом случае он становится приобретателем), заказчиком как надзорным и принимающим органом и проектировщиком. При отсутствии инвестора платежную функцию можно возложить на заказчика. Тогда заказчик станет собственником проектной документации, если иное не будет прописано в договоре между заказчиком и инвестором. Трехсторонняя схема, приведенная выше, является оптимальной. Если заказчик является привлеченным лицом, то оплата проектировщику осуществляется инвестором; в случае если инвестор по каким-либо причинам отложит платеж или вообще откажется платить, заказчик будет ответчиком за неисполнение обязательств перед автором. Автор же при этом рискует, так как если разработанная им проектная документация перейдет к третьему для него лицу – инвестору, у автора уменьшается возможность защиты своих исключительных прав. Кроме того, инвестор, не являясь стороной в этом договоре, лишается полноценных прав на вмешательство в процесс проектирования. При варианте с трехсторонней схемой все становится на свои места и риски сторон минимизируются.

Передача исключительных прав автора к заказчику/инвестору строительства

Для «правильной» передачи автором исключительных прав на проектную документацию необходимо заключить договор об отчуждении исключительных прав автора.

Кстати

Договор об отчуждении исключительных прав автора является разновидностью авторского договора и заключается в случае если стороны – автор и заказчик – договорились о том, что автор передаст заказчику определенный объем своих исключительных прав, в том числе:

  1. воспроизведение произведения, то есть изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме, в том числе в форме звуко- или видеозаписи, изготовление в трех измерениях одного и более экземпляров двухмерного произведения и в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения. При этом запись произведения на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, также считается воспроизведением, кроме случая, когда такая запись является временной и составляет неотъемлемую и существенную часть технологического процесса, имеющего единственной целью правомерное использование записи или правомерное доведение произведения до всеобщего сведения;
  2. распространение произведения путем продажи или иного отчуждения его оригинала или экземпляров;
  3. публичный показ произведения, то есть любая демонстрация оригинала или экземпляра произведения непосредственно либо на экране с помощью пленки, диапозитива, телевизионного кадра или иных технических средств, а также демонстрация отдельных кадров аудиовизуального произведения без соблюдения их последовательности непосредственно либо с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения;
  4. импорт оригинала или экземпляров произведения в целях распространения;
  5. прокат оригинала или экземпляра произведения;
  6. публичное исполнение произведения, то есть представление произведения в живом исполнении или с помощью технических средств (радио, телевидения и иных технических средств), а также показ аудиовизуального произведения (с сопровождением или без сопровождения звуком) в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его представления или показа либо в другом месте одновременно с представлением или показом произведения;
  7. сообщение в эфир, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения (включая показ или исполнение) по радио или телевидению (в том числе путем ретрансляции), за исключением сообщения по кабелю. При этом под сообщением понимается любое действие, посредством которого произведение становится доступным для слухового и (или) зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой. При сообщении произведений в эфир через спутник под сообщением в эфир понимается прием сигналов с наземной станции на спутник и передача сигналов со спутника, посредством которых произведение может быть доведено до всеобщего сведения независимо от его фактического приема публикой. Сообщение кодированных сигналов признается сообщением в эфир, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией эфирного вещания или с ее согласия;
  8. сообщение по кабелю, то есть сообщение произведения для всеобщего сведения по радио или телевидению с помощью кабеля, провода, оптического волокна или аналогичных средств (в том числе путем ретрансляции). Сообщение кодированных сигналов признается сообщением по кабелю, если средства декодирования предоставляются неограниченному кругу лиц организацией кабельного вещания или с ее согласия;
  9. перевод или другая переработка произведения. При этом под переработкой произведения понимается создание производного произведения (обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки и тому подобного). Под переработкой (модификацией) программы для ЭВМ или базы данных понимаются любые их изменения, в том числе перевод такой программы или такой базы данных с одного языка на другой язык, за исключением адаптации, то есть внесения изменений, осуществляемых исключительно в целях функционирования программы для ЭВМ или базы данных на конкретных технических средствах пользователя или под управлением конкретных программ пользователя;
  10. практическая реализация архитектурного, дизайнерского, градостроительного или садово-паркового проекта;
  11. доведение произведения до всеобщего сведения таким образом, что любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (доведение до всеобщего сведения).

В этом случае необходимо знать, что исключительные права не могут быть объектом купли-продажи, поэтому следует заключать авторский договор об отчуждении авторских прав 8.

В настоящее время для упрощения процедуры оформления документов чаще всего заключают один договор – договор подряда, в котором предусматривают объем исключительных прав, передаваемый авторомподрядчиком заказчику/инвестору, а также стоимость указанных исключительных прав. Однако следует отметить, что данный практический подход противоречит законодательству. Здесь имеет место несоответствие ст. 758 ГК РФ и в целом главе 37 ГК РФ. По договору подряда выполняется техническая работа по изображению чертежей в соответствии с утвержденными техническими строительными нормами и правилами. К исключительным правам автора это не имеет никакого отношения. По договору подряда к заказчику переходит только материальный носитель. Но п. 3 ст. 421 ГК РФ предусмотрен так называемый смешанный вид договора, в котором могут содержаться элементы иных договоров. Так, можно представить, что когда заказчик поручает проектировщику разработать проектную документацию, – это подрядные отношения; защитить (согласовать) проектную документацию в органах экспертизы – это оказание услуг, а приобрести у автора его исключительные права на готовое произведение – это авторские отношения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что в случае появления в договоре подряда иных «неподрядных» отношений договор будет считаться смешанным и подлежать исполнению в соответствии с действующим законодательством РФ. Автор представляет разработанный им в процессе своей профессиональной деятельности образец договора. Следует иметь в виду, что при разработке данного договора автор исходил из приоритета интересов заказчика.

Пример 1

Разграничение ответственности между участниками проектирования

При рассмотрении вопросов разграничения ответственности необходимо обозначить вопросы, возникающие между генеральным проектировщиком и субпроектировщиками (субподрядчиками), а также смежниками 9. Здесь важно предусмотреть грани ответственности за разработку, надзор и просмотр проектной документации между генеральным проектировщиком и субпроектировщиками 10. В данных договорах четко по пунктам должны быть указаны работы, выполняемые каждым из участников проектирования, а также четко выстроен механизм взаимодействия смежников с генеральным проектировщиком 11.

На практике очень часто возникает ситуация, при которой заказчик вообще уходит от назначения генерального проектировщика, то есть заключает договор на разработку основных разделов проектной документации, включая инженерные сети, а также заключает договоры с иными проектными организациями на разделы, не указанные в объеме работ основного проектировщика. Возникает конфликтная ситуация, когда внешний план сетей делает одна организация-проектировщик, а внутренний план сетей – другая. При этом получается, что «завод» сетей, то есть точки ввода сетей, делать некому. В этом случае обе проектные организации начинают кивать на договор, мол, ни в одном из них такойэтот объем работ не прописан. А для заказчика это чревато подписанием дополнительного соглашения об изменении объема работ и как следствие – финансовыми потерями.

Другое дело, если на объекте есть генеральный проектировщик, который самостоятельно подбирает субподрядчиков и отвечает перед заказчиком/инвестором за всех третьих лиц, участвующих в проектировании. Кроме того, отпадает вопрос с авторством, так как генеральный проектировщик самостоятельно сопровождает проектную документацию в экспертной организации, у него есть все исключительные права на это, а значит, заказчик/инвестор освобожден от возможных судов со смежниками в случае отсутствия их согласия на переработку разработанной ими проектной документации.

Проектная документация – это объект интеллектуальной собственности

Использование термина «собственность» в понятии «интеллектуальная собственность» является весьма спорным, так как с юридической точки зрения права на интеллектуальные объекты, то есть, объекты интеллектуальной собственности, не могут быть приравнены к правам вещной собственности. Таким образом доказывается, что объекты творческой деятельности относятся к объектам гражданских прав, но не являются объектами права собственности. Подобного мнения придерживается ряд авторов 14.

Интеллектуальная собственность – тонкая и весьма неустойчивая материя. По мере развития научно-технического прогресса, внедрения разного рода инноваций, расширения и уточнения законодательной базы, изменений рыночной каньюктуры и т.д. содержание ее постоянно меняется. Отсюда сам институт интеллектуальной собственности надо воспринимать как сложную, изменяющуюся, постоянно пополняемую систему правовых, институциональных норм.

Сдача-приемка проектной документации

Вопросы приемки проектной документации требуют особого внимания.

Главный вопрос – как правильно сдать или принять проектную документацию, чтобы в последующем можно было предъявлять претензии?

Заказчикам необходимо обратить внимание на то, чтобы в договоре было прописано, как подрядчик передает проектную документацию: если по разделам, то в каком порядке; если в конце проектирования, то заказчик должен внимательно составить акт приема-передачи разработанной проектной документации. Данный акт подписывается совместно с актом сдачи-приемки выполнения работ, так как по смыслу это два разных акта. В первом случае заказчик проверяет полный комплект разделов проектной документации. Тут надо обратить внимание на количество буклетов и страниц в буклетах, а также наличие электронных носителей. Второй же акт сдачи-приемки выполненных работ – это подтверждение того, что работы выполнены в срок и в соответствии с условиями договора. Здесь можно не описывать детально, какие именно разделы (буклеты) проектной документации переданы заказчику.

Проектировщик должен настаивать на том, чтобы заказчик обязательно расписался в получении детально описанного перечня проектной документации. В противном случае ненадлежащий заказчик может отказаться от оплаты в связи с недосказанностью получения проектной документации.

Сноски 14

  1. Под отставанием норм ГК РФ понимается отсутствие вопросов, касающихся взаимодействия при отсутствии прямых договоров генерального проектировщика с субпроектировщиками – раз- работчиками разделов проектной документации, момента окончания проектирования, перехода исключительных прав автора и их стоимости, а также вопросов авторского надзора. Вернуться назад
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. – Изд. ОЛМА-ПРЕСС. – М., 2002, с. 392. Вернуться назад
  3. Стадия «Рабочая документация» представляет собой подробно изложенные (просчитанные и начерченные) чертежи, выполненные в точности с утвержденной в установленном законом порядке стадии «Проект» и предназначенные для непосредственного строительства объекта. Вернуться назад
  4. Стадия «Рабочий проект» возможна при проектировании, в случаях, указанных специально в СНиП. Вернуться назад
  5. Правовая регламентация работ по проектированию отражена в параграфе 4 главы 37 ГК РФ. Вернуться назад
  6. По договору на выполнение проектных работ проектировщик обязуется по заданию заказ- чика разработать техническую документацию, а заказчик обязуется принять и оплатить их результат (ст. 758 ГК РФ). Вернуться назад
  7. Авторский надзор в практике принимают за услугу, подтверждением является Решение Арбитражного суда Новгородской области от 29.01.2007 г. по делу № А44-2860/2006-16, а также постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 14.09.2007 г. по этому же делу. Указанное решение и постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда оставлено без изменения. Вернуться назад
  8. Исключительные права не могут являться объектами предмета договора купли-продажи, так как они не осязаемы и могут подлежать только отчуждению в соответствии со 1234 ГК РФ. Вернуться назад
  9. Смежниками обычно именуют проектировщиков, выполняющих отдельные разделы проектной документации по прямым договорам с заказчиком и/или инвестором. Вернуться назад
  10. Заказчик может повлиять на договоры, заключаемые генеральным проектировщиком с субпроектировщиками, только путем заключения трехсторонних договоров между ука- занными сторонами или путем указания в договоре с генеральным проектировщиком пункта о согласовании текстов всех субподрядных договоров с заказчиком. Вернуться назад
  11. При выборе заказчиком/инвестором схемы отношений, где участвуют смежники, заказ- чик/инвестор должен прописать в договоре обязанность генерального проектировщика взаимодействовать с третьими лицами – контрагентами заказчика/инвестора в рамках процесса проектирования. Вернуться назад
  12. Kamil Idris. Intellektual property a power tool for economik growth. WIPO 2003; Шершеневич Г.Ф. Авторское право на литературное произведение. – Казань 1891, с. 74; Конторович Я.А. Авторское право на литуратурные, музыкальные, художественные и фотографические произведения. Систематический комментарий к З-ну 20-го марта 1911 года с историче- ским очерком и объяснениями на законодательных мотивах, литературных источниках, иностранных законодательствах и судебной практике Пг. 2916, с. 45. Вернуться назад
  13. Калятин В.О. Интеллектуальная собственность (исключительные права). – М., 2000, с. 12. Вернуться назад
  14. Коршунов Н.М. Интеллектуальная собственность. – Изд. НОРМА, М., 2006; Дозорцев В.А. Понятие исключительного права. – Изд. Юридический мир, М., 2000, № 3, 6, с. 48; Защи- та авторских и смежных прав по законодательству России. – М., 2002, с. 48; Авдонин Р.В. Содержание авторских прав в российском гражданском праве//Дис. на соиск. ученой степени канд. юридич. наук. – СПб., 2006, с. 50. Вернуться назад
Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Использование объектов культурного наследия в коммерческих целях

Многие предприниматели каждый день используют объекты культурного наследия в своей деятельности, но не задумываются ни о своих обязанностях по их защите, ни о возможной ответственности за нарушение законодательства. И такое незнание, к сожалению, слишком дорого обходится. Объясняется это тем, что введение некоторых законодательных требований прошло практически незаметно, многие о них не в курсе! Причем в судебные тяжбы могут быть вовлечены не только частные структуры, но и государственные органы, и общественные организации. Мы восполним этот пробел, объяснив на примерах значимых судебных дел, какие именно постройки относятся к объектам культурного наследия (ОКН), права и обязанности владельцев и арендаторов ОКН (в отношении памятников архитектуры преимущественно коммерческого назначения), а также нюансы ответственности за несоблюдение охранного режима ОКН.

Как взыскать неустойку с застройщика. Пошаговая инструкция

В условиях перманентного экономического кризиса застройщики все чаще нарушают сроки строительства объектов. С одной стороны, дольщик может войти в трудное положение застройщика и закрыть глаза на небольшую просрочку сдачи объекта. С другой стороны, наиболее пострадавшая сторона – ​это все-таки дольщик, который вложил свои (а чаще – ​заемные) средства и, очевидно, рассчитывал получить недвижимость к строго определенному времени. Смиряться с таким положением дел дольщикам не стоит, поэтому читайте, как получить от застройщика компенсацию за просрочку сдачи объекта. В вашем распоряжении будут также образцы претензии к застройщику и иска к нему о взыскании неустойки, заявлений: о выдаче исполнительного листа и о его предъявлении для взыскания, о возбуждении исполнительного производства, т. е. все, что нужно для успешного взыскания с застройщика неустойки.

Новые главы ГК РФ о недвижимости

C 1 сентября 2022 года первая часть ГК РФ дополнена двумя новыми главами: гл. 6.1 «Недвижимые вещи» и гл. 17.1 «Право собственности и другие вещные права на здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, помещения и машино-места». Цель изменений – ​закрепить единые правила владения, пользования и распоряжения недвижимостью. Мы подготовили обзор основных положений новых глав с комментариями эксперта. Поймете, как эти новшества соотносятся с ранее сложившейся судебной практикой. Рассказываем, какие признаки здания и сооружения теперь закреплены в законе, как определяется помещение, в чем различия между ними; каков порядок образования помещений и машино-мест, как теперь на законодательном уровне решается вопрос с их образованием в объектах незавершенного строительства; как регламентированы вопросы общего имущества, возникновения права собственности при создании объектов недвижимости. Также будете в курсе, как происходит прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое помещение.

История одного дела, или Как противостоять захвату дороги

В новостях то и дело можно прочитать о том, как дороги общего пользования оказываются в частных руках, из-за чего страдают остальные собственники близлежащих земель. Автор делится опытом ведения судебного дела, в котором жители одной из деревень Московской области столкнулись как раз с такой ситуацией, когда в частную собственность была неправомерно передана часть земельного участка, по которой проходила дорога общего пользования. Новый владелец сразу же оградил спорный участок забором, лишив всех возможности пользоваться дорогой, а также перекрыв проход в лес. Причем проблема оказалась глубже, чем можно было подумать на первый взгляд. Поэтому адвокат предостерегает читателей от опасности для местных жителей выкупа частным лицом муниципальных земель подобного рода, а также своим примером демонстрирует, как этому можно при необходимости противостоять. В статье также приведен текст ходатайства с вопросами для землеустроительной экспертизы.

Как стать собственником имущества в силу приобретательной давности

По закону лицо, которое владеет чужим или бесхозным имуществом, по истечении определенного времени может стать его собственником. Но для этого придется обратиться в суд и доказать, что владение было добросовестным, открытым, непрерывным, и лицо относилось к имуществу как к своему собственному. Анализ судебной практики показывает, что сделать это бывает очень сложно. Когда можно обращаться с иском в суд? Кого привлекать в качестве ответчика и заинтересованного лица? Какие доказательства приводить? Ответы на эти и другие вопросы – в нашей статье.

Когда заказчик может отказаться от договора строительного подряда

Споры между заказчиками и исполнителями договоров строительного подряда – обычное дело. И это не удивительно, ведь стоимость работ обычно значительна для обеих сторон. Но, несмотря на обширную судебную практику, вопросов, касающихся договора строительного подряда, на практике возникает очень много. Один из главных – в каких случаях заказчик может отказаться от договора? Ответ на него вы найдете в статье.

Использование объектов культурного наследия в коммерческих целях

Многие предприниматели каждый день используют объекты культурного наследия в своей деятельности, но не задумываются ни о своих обязанностях по их защите, ни о возможной ответственности за нарушение законодательства. И такое незнание, к сожалению, слишком дорого обходится. Объясняется это тем, что введение некоторых законодательных требований прошло практически незаметно, многие о них не в курсе! Причем в судебные тяжбы могут быть вовлечены не только частные структуры, но и государственные органы, и общественные организации. Мы восполним этот пробел, объяснив на примерах значимых судебных дел, какие именно постройки относятся к объектам культурного наследия (ОКН), права и обязанности владельцев и арендаторов ОКН (в отношении памятников архитектуры преимущественно коммерческого назначения), а также нюансы ответственности за несоблюдение охранного режима ОКН.

История одного дела, или Как противостоять захвату дороги

В новостях то и дело можно прочитать о том, как дороги общего пользования оказываются в частных руках, из-за чего страдают остальные собственники близлежащих земель. Автор делится опытом ведения судебного дела, в котором жители одной из деревень Московской области столкнулись как раз с такой ситуацией, когда в частную собственность была неправомерно передана часть земельного участка, по которой проходила дорога общего пользования. Новый владелец сразу же оградил спорный участок забором, лишив всех возможности пользоваться дорогой, а также перекрыв проход в лес. Причем проблема оказалась глубже, чем можно было подумать на первый взгляд. Поэтому адвокат предостерегает читателей от опасности для местных жителей выкупа частным лицом муниципальных земель подобного рода, а также своим примером демонстрирует, как этому можно при необходимости противостоять. В статье также приведен текст ходатайства с вопросами для землеустроительной экспертизы.