• Журнал «Юридический справочник руководителя» август 2010
  • Рубрика В фокусе

В каких условиях работаем: анализ экологической обстановки мегаполиса и правоприменительной практики по охране окружающей среды

  • 0 комментариев
  • 12680 просмотров
В 2010 году Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы отмечает десятилетний юбилей. Посмотрим, какова сегодня экологическая обстановка в столице и какие меры принимают столичные экологи для того, чтобы и людям, и животным, и растениям было комфортно существовать в крупнейшем российском мегаполисе.


В Москве действует 8 основных природоохранных законодательных актов. Это законы города Москвы: «О защите зеленых насаждений», «Об особо охраняемых природных территориях в городе Москве», «О государственном экологическом контроле в городе Москве», «Кодекс города Москвы об административных правонарушениях», «Об экологическом мониторинге в городе Москве», «Об отходах производства и потребления в городе Москве», «О схеме развития и размещения особо охраняемых природных территорий», «О комплексном природопользовании в городе Москве», «О городских почвах». Рассмотрим, как данная нормативная база регулирует отношения природопользователей, органов государственной власти в вопросах охраны окружающей природной среды, рационального использования природных объектов города Москвы.

Государственный экологический контроль

Государственный экологический контроль остается основным механизмом охраны окружающей среды в городе. К объектам контроля относятся земли, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы; объекты хозяйственной и иной деятельности, способной оказать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду (кроме объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому контролю).

К сведению
Свернуть Показать

В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. № 939-ПП специально уполномоченным органом в области государственного экологического контроля в городе является Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. В рамках своих полномочий Департамент осуществляет государственный контроль:

  • за охраной атмосферного воздуха;
  • за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов);
  • за использованием и охраной водных объектов;
  • в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания;
  • в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий регионального значения;
  • за выполнением требований по созданию и охране зеленых насаждений;
  • за соответствием нефтепродуктов экологическим требованиям;
  • за качеством и безопасностью почвогрунтов и их компонентов, используемых на территории города.

Функции по осуществлению экологического контроля возложены на Управление государственного экологического контроля Департамента, которое состоит из шести отделов экологического контроля административных округов и подразделений Департамента, координирующих их деятельность (отдел экологического контроля за отходами производства и потребления, сектор по охране атмосферного воздуха и сектор по охране водных объектов).

Государственный экологический контроль осуществляют государственные инспекторы города Москвы по охране природы – инспекторы Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы. Помимо собственных проверок, эти инспекторы регулярно участвуют в совместных проверках с Управлением по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей природной среды ГУВД по городу Москве, прокуратурами города, а также другими контролирующими органами исполнительной власти.

Обращения, заявления, информация о фактах возникновения угрозы либо причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде и т.д. поступают в Департамент от граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из СМИ. Вся информация проверяется государственными инспекторами г. Москвы по охране природы.

Динамика правоприменительной практики за 2004–2009 гг.

Как видно, с 2008 г. резко возрос размер санкций, наложенных за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды. В первую очередь это связано с вступлением в силу с 1 января 2008 г. Кодекса Москвы об административных правонарушениях. Кодекс объединил все нормы ответственности, предусмотренные столичным законодательством, и существенно ужесточил ответственность за нарушения природоохранного законодательства. Физические лица несут ответственность в виде штрафа в размере от 2 тыс. руб. до 5 тыс. руб.; должностные лица – от 10 тыс. руб. до 50 тыс. руб.; юридические – от 100 тыс. руб. до 400 тыс. руб.

Кроме того, из таблицы видно, что в 2009 г. сократилось количество проверок. Это связано с вступлением в силу Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля». Документ существенно изменил порядок осуществления государственного контроля. Во многом повторяя нормы Федерального закона от 08.08.2001 г. № 134-ФЗ, новый закон в большей степени конкретизировал понятия и процедуры контроля, уточнил и конкретизировал обязанности должностных лиц органов контроля. Дополнительно в закон включен ряд новых положений, регламентирующих процедуру проведения проверок. Установлены специальные, более жесткие нормы, регламентирующие защиту прав хозяйствующих субъектов.

Одновременно в целях сокращения административных барьеров при осуществлении предпринимательской деятельности на территории Москвы, а также в целях реализации Указа Президента РФ от 15.05.2008 г. № 797 «О неотложных мерах по ликвидации административных ограничений при осуществлении предпринимательской деятельности» и Закона города Москвы от 26.11.2008 г. № 60 «О поддержке и развитии малого и среднего предпринимательства в городе Москве» в 2009 г. в Москве проведение плановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства в рамках регионального государственного контроля (надзора) на основании указа мэра Москвы от 10.02.2009 г. № 8-УМ «Об организации регионального государственного контроля (надзора) в городе Москве в 2009 году» было приостановлено.

План проведения проверок Департамента опубликован на сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации. До конца 2010 г. планируется проверить 547 организаций, расположенных на территории города Москвы. С января по апрель 2010 г. инспекторы Департамента провели 207 проверок, 1145 обследований. По их результатам выявлено 433 нарушения. Общая сумма наложенных на нарушителей штрафов составила 13 млн 232 тыс. рублей.

Административная ответственность за нарушение природоохранного законодательства наступает в соответствии либо с Кодексом об административных нарушениях Российской Федерации, либо применяются нормы Кодекса города Москвы об административных правонарушениях. Статистика правоприменительной практики 2009 г. свидетельствует, что нарушители привлекались к административной ответственности по следующим статьям:

  • Кодекса об административных нарушениях Российской Федерации:
    • Ст. 8.1. «Несоблюдение экологических требований при планировании, технико-экономическом обосновании проектов, проектировании, размещении, строительстве, реконструкции, вводе в эксплуатацию, эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов»;
    • Ст. 8.2. «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами»;
    • Ст. 8.21. «Нарушение правил охраны атмосферного воздуха»;
    • Ст. 8.13. «Нарушение правил охраны водных объектов»;
    • Ст. 8.35. «Уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений»;
    • Ст. 8.41. «Невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду».
  • Кодекса города Москвы об административных правонарушениях:
    • Ст. 4.1. «Нарушение порядка ведения государственного кадастра особо охраняемых природных территорий в городе Москве»;
    • Ст. 4.2. «Нарушение режимов охраны и использования особо охраняемых природных территорий в городе Москве, а также их охранных зон»;
    • Ст. 4.4. «Нарушение экологических требований при эксплуатации очистных сооружений и сетей ливневой канализации»;
    • Ст. 4.5. «Сброс или поступление иным способом загрязняющих веществ на рельеф местности»;
    • Ст. 4.7. «Сброс или размещение снега вне специально отведенных мест хранения и удаления»;
    • Ст. 4.8. «Нарушение правил применения материалов, используемых в качестве противогололедных»;
    • Ст. 4.9. «Ввоз и использование почвогрунтов, не соответствующих экологическим требованиям»;
    • Ст. 4.12. «Нарушение требований в области охраны окружающей среды при осуществлении градостроительной и иных видов деятельности»;
    • Ст. 4.13. «Пролив бетона (бетонного раствора, бетонных смесей) либо просыпание сыпучих материалов во время их транспортировки»;
    • Ст. 4.14. «Нарушение правил обустройства строительных площадок пунктами мойки колес автомобильного транспорта либо установками для сухой очистки колес сжатым воздухом в зимний период»;
    • Ст. 4.16. «Невыполнение требований по проведению компенсационного озеленения»;
    • Ст. 4.17. «Нарушение правил создания и содержания зеленых насаждений»;
    • Ст. 4.18. «Повреждение зеленых насаждений»;
    • Ст. 4.19. «Незаконное уничтожение зеленых насаждений»;
    • Ст. 4.22. «Невыполнение условий порубочного билета»;
    • Ст. 4.23. «Осуществление пересадки зеленых насаждений без разрешения на пересадку либо невыполнение условий разрешения на пересадку зеленых насаждений»;
    • Ст. 4.24. «Невыполнение обязанностей по организации и осуществлению локального экологического мониторинга»;
    • Ст. 4.28. «Производство работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов и реконструкции зеленых насаждений с нарушениями условий размещения информационных щитов»;
    • Ст. 4.32. «Осуществление деятельности без утвержденных индивидуальных условий комплексного природопользования»;
    • Ст. 4.33. «Неосуществление раздельного сбора отходов»;
    • Ст. 4.35. «Нарушение требований по транспортированию и (или) размещению отходов строительства и сноса»;
    • Ст. 4.36. «Нарушение порядка ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы»;
    • Ст. 4.38. «Несоблюдение установленных в заключении органа исполнительной власти города Москвы, осуществляющего государственное управление в области охраны окружающей среды, требований и условий»;
    • Ст. 4.39. «Нарушение правил и требований в области охраны окружающей среды»;
    • Ст. 4.40. «Непредставление экологической информации (сведений)»;
    • Ст. 4.41. «Размещение транспортных средств на территории, занятой зелеными насаждениями»;
    • Ст. 4.42. «Нарушение экологических требований по обустройству мест временного хранения отходов»;
    • Ст. 4.43. «Нарушение требований к информационным щитам на строительных площадках города Москвы»;
    • Ст. 4.44. «Осуществление хозяйственной и иной деятельности в границах особо охраняемой природной территории в отсутствие охранного обязательства либо с нарушением условий охранного обязательства»;
    • Ст. 4.46. «Нарушение условий производства подготовительных, земляных, строительных и иных работ в ночное время, повлекшее превышение допустимого уровня шума»;
    • Ст. 4.47. «Неправомерный въезд, передвижение либо размещение транспортного средства на особо охраняемой природной территории»;
    • Ст. 4.48. «Нарушения в области охраны и рационального использования городских почв»;
    • Ст. 4.49. «Невыполнение в срок законного предписания государственного инспектора города Москвы по охране природы».

При выявлении экологических правонарушений, ответственность за которые предусмотрена Уголовным кодексом РФ, инспекторы Департамента рассчитывают размер вреда, нанесенного окружающей среде. После этого материалы направляются в Управление по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД города Москвы для возбуждения уголовных дел, проведения расследований и привлечения нарушителей к уголовной ответственности, а также в Межрайонную природоохранную прокуратуру Москвы для осуществления прокурорского надзора.

Оперативная экологическая служба

За 6 лет работы оперативной экологической службы «Горячая линия» получено и рассмотрено свыше 20 тысяч обращений. По статистике, наибольшее количество жалоб – о повреждении зеленых насаждений и загрязнении атмосферного воздуха (29% и 20% соответственно). Часто поступают обращения о парковке автотранспорта на газонах, о загрязнении территории мусором, о загрязнении водоемов. Жители также жалуются на нарушения, допущенные при ведении строительных работ, на незаконную установку гаражей типа «ракушка», на недопустимые условия содержания животных и пр. С 2008 г., благодаря внедрению новой оперативной системы, поступившая информация оперативно передается в дежурную часть 02.

С марта 2010 г. «горячая линия» Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы расширила свои полномочия и теперь работает в режиме круглосуточной информационно-справочной группы. Теперь у москвичей и хозяйствующих субъектов появилась возможность не только заявить о проблемах, связанных с состоянием окружающей среды в столице, но и получить компетентные ответы по вопросам, которые входят в ведение Департамента.

Сотрудники Информационно-справочной группы могут оформить заявку консультационного характера и отправить ее в соответствующий отдел для получения заявителем квалифицированного ответа по вопросам:

  • обращения с отходами производства и потребления (раздельный сбор отходов, утилизация, нормативные документы и т.п.);
  • создания, содержания и охраны зеленых насаждений (уборка листвы, покос газона, содержание цветников, обрезка и кронирование зеленых насаждений, оформление разрешительной документации на вырубку древесно-кустарниковой, в т.ч. аварийных, сухо стойных, порослевых деревьев и кустарников, изъятие травяного покрова, пометки зеленых насаждений при проведении работ по вырубке и т.п.);
  • охраны и содержания зеленых насаждений (уборка листвы, покос газона и т.п.);
  • состояния окружающей среды на территории города (экологическая обстановка районов и т.п.);
  • природных территорий, особо охраняемых природных территорий и мероприятий, которые там проводятся;
  • законодательной базы города в сфере защиты окружающей среды;
  • городских мероприятий по охране окружающей среде (конкурсы, соревнования, семинары и т.п.);
  • реконструкции и ремонта существующих озелененных и природных территорий и создания новых объектов озеленения в рамках городских программ;
  • состояния городских водоемов, возможности и безопасности купания в водоемах, использования родниковой воды;
  • вывода промышленных предприятий из г. Москвы, строительства и реконструкции промышленных и производственных объектов и предприятий, реорганизации промышленной зоны;
  • намерений по строительству, реконструкции и иной градостроительной деятельности (наличие заключения Департамента на материалы предпроектных и проектных предложений) гражданского строительства;
  • наличия либо отсутствия порубочных билетов и разрешений на пересадку деревьев и кустарников, заключений по дендрологической части на объекты инженерных коммуникаций.

Ежемесячно сотрудники информационно-справочной службы дают примерно 150 консультаций.

Озеленение города

Площадь озелененных территорий в Москве составляет примерно 1/3 территории города1. К объектам озеленения общего пользования относятся бульвары, парки, скверы, сады, долины рек, лесные массивы. К объектам ограниченного пользования – территории учреждений, больниц, озелененные территории жилых кварталов и пр. Существуют и участки специального назначения (техзоны, санитарно-защитные зоны, кладбища и пр.). Всего в Москве в состав территорий общего пользования входят 120 парков (2372 га), 272 бульвара (1327,18 га) и 392 сквера (640 га).

О том, насколько важна сохранность деревьев и кустарников для жителей города, свидетельствует, например, статистика обращений в оперативную экологическую службу «Горячая линия» Департамента. Так, в 2009 г. наибольшее число обращений (711) поступало именно по вопросам вырубки и повреждения зеленых насаждений. По каждому такому обращению проводилась проверка.

Напомним, контроль за вырубкой зеленых насаждений, за проведением компенсационного озеленения в натуральной форме, а также за производством работ по вырубке в соответствии с установленными требованиями осуществляет Департамент, ОАТИ Правительства Москвы и ГУВД г. Москвы. Контроль за соответствием проведения вырубки зеленых насаждений разрешительной документации и условиям выданных порубочных билетов осуществляет Департамент.

Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы осуществляет свою деятельность в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами РФ и города Москвы в области охраны окружающей среды2.

При выявлении нарушений природоохранного законодательства при осуществлении вырубки зеленых насаждений, проведении компенсационного озеленения, а также нарушений условий согласования вырубки зеленых насаждений либо невыполнения условий компенсационного озеленения материалы о выявленных нарушениях передаются на рассмотрение комиссии по административным правонарушениям, при необходимости – ГУВД города Москвы и Московской региональной природоохранной прокуратуре.

Граждане и организации, самовольно, без специального разрешения вырубающие или повреждающие здоровые зеленые насаждения (не сухостой), причиняют вред окружающей среде. По закону этот вред должен компенсироваться. Так, строительная компания, получив земельный участок под строительство торгового комплекса, не дожидаясь получения разрешительной документации, начала осваивать участок с вырубки 211 деревьев и 200 кустарников. Такое противоправное поведение не могло остаться безнаказанным. С компании был взыскан крупный административный штраф. Кроме того, арбитражный суд по иску департамента обязал нарушителя выплатить стоимость вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды в размере 14 134 750 руб. А в отношении должностного лица компании-нарушителя было возбуждено уголовное дело.

Закон города Москвы № 17 «О защите зеленых насаждений», действующий с 1999 г., обязывает к компенсации вырубленных деревьев. В соответствии со ст. 4 компенсационное озеленение является обязательным во всех случаях повреждения или уничтожения зеленых насаждений. Такое озеленение производится в ближайший сезон, подходящий для высадки деревьев, но не позднее года с момента, когда специально уполномоченный орган по защите зеленых насаждений был проинформирован о повреждении или уничтожении зеленых насаждений. В случае уничтожения зеленых насаждений компенсационное озеленение производится на том же участке земли, где они были уничтожены, причем количество растений и занимаемая ими площадь не должны уменьшаться, либо на другом участке земли, но в том же административном округе в двойном размере (как по количеству растительности, так и по площади).

Несмотря на возможность компенсационного озеленения, Департамент не раз обращался к Правительству Москвы с просьбой об отмене строительства объектов капитального строительства с целью сохранения сложившихся и озелененных территорий. Благодаря таким обращениям, например, удалось сохранить 760 деревьев, которые произрастают на территории «Парка по Кавказскому бульвару» (на этой территории планировалось строительство развлекательного центра). 355 деревьев и игровые детские площадки сохранены по ул. Днепровская, вл. 27–29 (планировалось строительство жилого дома).

Столичные экологи уделяют внимание и, казалось бы, незначительным потерям зеленым насаждений. Например, вмешательство Департамента позволило сохранить 40 деревьев в Соловьином проезде (планировалось строительство магазина).

Общая площадь особо охраняемых природных территорий (ООПТ) города свыше 17,5 тыс. га. Это национальный парк «Лосиный остров», 10 природно-исторических парков, 7 заказников и 100 памятников природы. В 2009 г. образованы 6 ООПТ общей площадью 230 га. В этом году статус особой охраны получат еще 10 природных территорий общей площадью около 1,3 тыс. га.

В 2009 г. завершилась инвентаризация всех сторонних землепользователей на ООПТ. Их более тысячи. Общая площадь, которую занимают такие пользователи, – около 8 тыс. га.

С 310 землепользователями, занимающими площадь 7,5 тыс. га, чья деятельность соответствует режиму ООПТ, заключаются охранные обязательства. По 194 земельным участкам оформляются земельно- имущественные отношения и будут заключаться охранные обязательства.

С ООПТ в ближайшее время предстоит вывести более 700 сторонних землепользователей, занимающих свыше 760 га площади ООПТ (гаражи и автостоянки, занимающие площадь более 260 га, склады и коммерческие организации, занимающие почти 500 га земель ООПТ).

Уже приняты судебные решения по выводу 63 объектов, которые размещаются почти на 30 га природных территорий. Это 9 гаражей и более 30 «ракушек», 2 ресторана в парке «Москворецкий» и Битцевском лесу, 10 автомобильных сервисов, 7 складских помещений и бетонный завод, расположенный в заказнике «Долина реки Сетунь».

В 2009 году на основании исполнительных документов, выданных по вступившим в силу решениям судов, снесены 12 объектов (ресторан «Витязь», складское помещение сетевого магазина «Сток», размещавшиеся на территории Битцевского леса, автостоянка «Радуга» с природного заказника «Долина реки Сетунь» и др.). Материалы еще по 20 объектам общей площадью 45 га переданы в суды.

Состояние атмосферного воздуха

Москва – крупный мегаполис с многочисленными источниками загрязнения. Как известно, уровень загрязнения атмосферного воздуха зависит от многих факторов: погодных условий, особенностей рельефа и застройки, выбросов промышленных предприятий и автотранспорта. На долю последнего приходится примерно 90% всех выбросов. Итоги многолетнего мониторинга свидетельствуют, что «эпицентрами» загрязнения в первую очередь являются крупные автотрассы (особенно в «часы пик»). В районах, находящихся под влиянием выбросов объектов теплоэнергетики, уровень загрязнения воздуха выше в среднем на 7% по сравнению с жилыми территориями. Существуют и территории, где качество воздуха соответствует всем нормативам, а также «оазисы», где воздух приближается к природным условиям. Уровень загрязнения воздуха рядом с магистралями в 1,2–1,7 раз выше, чем во дворах, и в 1,6–1,8 раз выше, чем на особо охраняемых природных территориях.

Несмотря на рост количества автотранспорта и увеличение выбросов предприятий энергетического комплекса, по данным экологического мониторинга в 2009 г., состояние атмосферного воздуха не ухудшилось.

Произошло это благодаря в т.ч. следующим мерам:

  • приобретению и использованию городом автотранспорта с улучшенными экологическими характеристиками (Евро-3 и выше): только в 2009 г. городом было закуплено 560 автобусов экологического класса 3;
  • использованию альтернативных видов топлива. Так, с 2009 г. более 100 единиц грузовых автомобилей экологического класса 5 в качестве моторного топлива используют КПГ. На маршрутах Северного административного округа работают 132 автобуса экологического класса 4 на КПГ;
  • использованию электромобилей. Например, ГУП «Мосавтохолод» для обслуживания социально-значимых объектов (детские сады, школы, больницы и др.) на московских ООПТ использует электромобили;
  • запрету въезда в центральную часть города грузового автотранспорта, не соответствующего по экологическим характеристикам требованиям экологического класса ниже 2. В результате выбросы снизились на 24,8 тыс. тонн;
  • стимулированию использования жителями города малолитражных автомобилей. В 2009 г. более 3,1 тыс. москвичей приобрели малолитражные автомобили. Результат – снижение выбросов на 1,3 тыс. тонн. Распоряжением Правительства Москвы от 12.11.2009 г. № 2926-РП эксперимент продолжен до реализации 6 тыс. топливных карт;
  • введению повышенных экологических требований к реализуемому на территории Москвы моторному топливу. С 2007 г. введены требования на уровне Евро-3. С 2011 г. планируется введение экологических показателей на уровне экологического класса 4.

По результатам проверок, которые проводит Департамент на столичных АЗС, выявляются компании, реализующие топливо, не отвечающее установленным требованиям. Нарушители пополняют «Черный список АЗС», опубликованный на сайте Департамента, и несут административную ответственность. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 4.10 КоАП г. Москвы оборот нефтепродуктов, не соответствующих экологическим требованиям, установленным правовыми актами города Москвы, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере 400 тыс. руб. Согласно примечанию к ст. 4.10 КоАП г. Москвы под оборотом нефте продуктов понимается их транспортировка, прием, поставка, хранение, реализация (продажа, заправка).

Пример 1
Свернуть Показать

Специалисты Департамента провели плановую выездную проверку одной из зеленоградских АЗС на предмет соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды. В ходе проверки был произведен отбор проб моторного топлива. В соответствии с Протоколом испытаний проба дизельного топлива Евро не соответствовала экологическим требованиям, установленным постановлением Правительства Москвы от 28.12.2004 г. № 952-ПП, по концентрации серы (505 мг/кг при норме не более 350 мг/кг).

Департамент возбудил дело об административном правонарушении и провел административное расследование. По ходатайству компании-владельца АЗС была назначена и проведена повторная экспертиза контрольной пробы топлива в независимой лаборатории. Выводы этой экспертизы также свидетельствовали, что проба не соответствует экологическим требованиям. Показатель концентрации серы составил 513 мг/кг.

Постановлением должностного лица компания была привлечена к административной ответственности в виде взыскания штрафа в размере 400 000 руб.

Законность и обоснованность этого постановления подтвердил арбитражный суд.

Для оперативного выявления ночных и сверхнормативных выбросов промышленных предприятий в Москве реализуется программа организации прямых автоматизированных инструментальных измерений выбросов загрязняющих веществ на организованных источниках выбросов (трубах) предприятий («системах локального экологического мониторинга»). Системы обеспечивают непрерывный автоматический контроль основных характеристик выбросов загрязняющих веществ. К началу 2010 г. системы созданы и функционировали на 50 промышленных предприятиях, в т.ч. на 3 мусоросжигательных заводах и 5 ТЭЦ. В 2009 г. выявлено свыше 40 фактов сверхнормативных несанкционированных выбросов. Однако количество фактов несанкционированных сверхнормативных выбросов в 2009 г. по сравнению с 2008 г. сократилось в 2 раза.

К сведению
Свернуть Показать

Система экологического мониторинга

В Москве создана и успешно функционирует современнейшая система экологического мониторинга. Отслеживать состояние окружающей среды и определять экологическую эффективность выполняемых природоохранных и градостроительных мероприятий специалисты могут в режиме реального времени.

Система экологического мониторинга включает следующие подсистемы мониторинга:

  • атмосферного воздуха,
  • выбросов промышленных предприятий,
  • водных объектов,
  • почв,
  • опасных геоэкологических процессов,
  • зеленых насаждений,
  • уровней шума.

Для хранения, обработки и предоставления данных экологического мониторинга, в соответствии с предписаниями законодателя, создана автоматизированная информационная система «Единый городской фонд данных экологического мониторинга».

В фонд данных входят:

База данных о загрязнении атмосферного воздуха по результатам работы автоматических станций контроля загрязнения атмосферы (АСКЗА).

В эту базу включаются полные ряды непрерывных 20-минутных значений концентраций более чем по 20 загрязняющим веществам и метеопараметрам. Такие данные поступают с 35 автоматических станций контроля загрязнения атмосферы. Измерения осуществляются в круглосуточном режиме с 1995 г.

База данных 10-секундных измерений основных метеорологических условий, влияющих на условия формирования загрязнения атмосферного воздуха и скорости и направления переноса загрязненных воздушных масс.

База данных о загрязнении водных объектов.

В базу включаются результаты регулярных отборов проб воды в Москве-реке и малых реках. Главную водную артерию столицы постоянно «тестируют» на содержание в воде 27 загрязняющих веществ, причем пробы отбираются в 13 контрольных створах. 14 контрольных створов размещены на малых реках.

База данных о загрязнении атмосферного воздуха по результатам рейдов передвижной экологической лаборатории.

Включаются сведения о концентрации 10–20 загрязняющих веществ в атмосферном воздухе. Территорий, с которых поступают данные для этой базы, более 500. Дополнительно специалистами ежегодно обследуются при различных метеоусловиях свыше 100 территорий.

База данных об уровнях шума на территориях города Москвы.

Содержит данные об уровнях шума на 257 территориях, прилегающих к промышленным предприятиям, автотрассам, железнодорожным линиям и т.д. Дополнительно проводится мониторинг на 500 территориях, прилегающих к строительным площадкам. В базу включаются также результаты измерений на автоматической станции контроля авиашума. В непрерывном режиме круглосуточно измеряется уровень звука при пролете авиасудов, фиксируется тип пролетающего судна и траектория его полета.

База данных по результатам прямых инструментальных измерений выбросов промышленных предприятий.

В эту базу включаются данные 20-минутных значений содержания основных загрязняющих веществ в выбросах 53 объектов.

База данных о загрязнении почв города Москвы.

Данные по 18 показателям поступают в результате регулярных измерений на 1333 постоянных площадках наблюдения.

В Москве также созданы такие информационные ресурсы, как Экологическая карта города Москвы, Реестр зеленых насаждений и Кадастр отходов.

Экологическая карта – это геоинформационный ресурс. В его состав входят тематические картографические слои по следующим направлениям:

  • физико-географическая характеристика территории,
  • градостроительное зонирование,
  • источники негативного воздействия на природные среды,
  • посты мониторинга состояния природных сред.

В состав экологической карты также входят расчетные модели загрязнения атмосферного воздуха. Это позволяет проводить прогнозные оценки экологической эффективности различных градостроительных решений.

Данные экологического мониторинга являются открытыми и доступными.

Почва

В 2009 г. специалисты проанализировали 815 проб почвогрунтов на 518 объектах озеленения и благоустройства города. Половина проб соответствовала установленным экологическим требованиям. В остальных случаях выявлялись повышенное содержание органического вещества и несоответствие нормативам по содержанию питательных веществ (фосфор и калий). При превышенных нормах по тяжелым металлам и бензапирену принимались меры по удалению загрязненных грунтов с объектов озеленения.

Департаментом формируется паспорт городских почв и разрабатывается их реестр и порядок ведения электронной почвенной карты города. В этом году будет также сформирована база данных по методам реабилитации городских почв.

Должностные лица Департамента, являющиеся государственными инспекторами города Москвы по охране природы, при исполнении должностных обязанностей в пределах своих полномочий имеют право в установленном порядке в т.ч.:

  • производить расчеты размера вреда, причиненного окружающей среде,
  • предъявлять требования о возмещении вреда в соответствии с законодательством и иными нормативными правовыми актами РФ и города Москвы и утвержденными в установленном порядке методиками и таксами3.

В соответствии с п. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством. П. 1 ст. 78 этого же закона предусматривает, что размер такого вреда определяется в соответствии с таксами и методиками, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда.

Ст. 19 Закона г. Москвы от 04.07.2007 г. № 31 «О городских почвах» также устанавливает обязанность физических и юридических лиц возместить в полном объеме причинный ими вред городским почвам.

Даже незначительные, на взгляд обывателей, предпринимателей и менеджеров, действия по «благоустройству территорий» могут обернуться большими неприятностями.

Пример 2
Свернуть Показать

При проведении проверки соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды в отношении спортивного комплекса, располагающегося на особо охраняемой природной территории, государственный инспектор г. Москвы по охране природы установил несанкционированный факт запечатывания территории. В отсутствие положительного заключения уполномоченного органа исполнительной власти города Москвы около комплекса появились 5 площадок (4 × 4 м) из плитки и дорожки из плитки (шириной 0,8 м и общей длиной 50 м). Постановлением должностного лица общество было признано виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования, ответственность за которое предусмотрена ст. 4.48 Закона города Москвы № 45 от 21.11.2007 г. «Кодекс города Москвы об административном правонарушениях». Нарушителю было назначено административное наказание в виде штрафа в размере 300 тыс. руб.

Кроме того, арбитражный суд удовлетворил иск Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы о взыскании с нарушителя суммы вреда, причиненного окружающей среде, в размере 1 519 800 руб. Сумма вреда рассчитывалась в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 22.07.2008 г. № 589-ПП «Об утверждении Методики оценки размера вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения, захламления, нарушения (в том числе запечатывания) и иного ухудшения качества городских почв».

Случаи, подобные этому, не редкость. Недавно по иску Департамента суд обязал возместить вред в размере 727 193 руб. 61 коп., причиненный городским почвам деградацией земель обществом, которому принадлежало летнее кафе, незаконно размещенное в природно-историческом парке Москвы. В тот раз без согласованной в установленном порядке проектной документации в парке появилось капитальное строение кафе площадью 150,09 кв. м, 5 беседок общей площадью 71,55 кв. м и плиточные дорожки общей площадью 46,845 кв. м.

Вред, причиненный городским почвам, – изменение их состояния, приводящее к частичной или полной утрате способности почв выполнять экологические функции. Такой вред причиняется в результате неправомерных действий (бездействия) при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, в т.ч. в результате неправомерного запечатывания территории. Это установлено п. 18 ст. 1 Закона г. Москвы от 04.07.2007 г. № 31 «О городских почвах». Согласно п. 11 ст. 1 указанного закона деградация городских почв – изменение их состояния, выражающееся в снижении или утрате способности почв выполнять экологические функции. Такая деградация является следствием загрязнения, захламления, нарушения и иного ухудшения качества городских почв, вызванных хозяйственной и иной антропогенной деятельностью либо природными явлениями на территории города Москвы.

Ст. 6, 8 Федерального закона «Об охране окружающей среды» относят к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ:

  • деятельность по осуществлению государственного контроля в области охраны окружающей среды на объектах хозяйственной и иной деятельности независимо от форм собственности, находящихся на территории субъекта РФ,
  • предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения соответствующего законодательства.

В другом случае суд удовлетворил иск Департамента о возмещении строительной компании вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, в размере 11 070 213 руб. 00 коп. Столь крупный вред был причинен, поскольку без соответствующих согласований строительная компания провела на территории ООПТ земляные работы (выкопаны несколько траншей, а также была повреждена корневая система 14 деревьев, растущих вдоль одной из траншей).

Как и в предыдущем случае, на нарушителя был наложен административный штраф в размере 300 тыс. руб. На этот раз ответственность наступила в соответствии со ст. 4.2 Закона города Москвы № 45 от 21.11.2007 г. «Кодекса города Москвы об административном правонарушениях» за нарушение режимов охраны и использования особо охраняемой природной территории в городе Москве.

Пример 3
Свернуть Показать

В 2009 г. Департамент получил полномочия в сфере недропользования и ведет разработку проекта закона города о недропользовании. Документ урегулирует правоотношения по охране недр, подземных вод как источника водоснабжения. В нем будут предусмотрены меры по предотвращению оползней и карстовых провалов. Проект установит ответственность за загрязнение недр, активизацию опасных геологических процессов вследствие хозяйственной деятельности и закрепит обязанность виновной стороны по возмещению допущенного ущерба.

Уровень шума

Мониторинг уровня шума осуществляет круглосуточная акустическая служба, которая ежедневно обследует уровни шума от автотранспорта и промышленных предприятий. Отдельный мониторинг осуществляется в отношении строительных объектов.

Постоянный контроль уровня шума на жилых территориях, прилегающих к строительным площадкам, позволяет выявлять нарушения производства строительных работ в ночное время. Недобросовестные строители несут административную ответственность в виде штрафов. У предприятийнарушителей также отзываются разрешения на производ ство работ в ночное время. Кроме того, в столице сформирован «черный список» генподрядных организаций-нарушителей шумового режима. Им впоследствии отказывают в согласовании распорядительных документов на производство работ в ночное время.


Сноски

Свернуть Показать
  1. 16605,47 га – комплексы природных озелененных территорий и 17526,6 га – особо охраняемые природные территории.Вернуться назад

  2. В т.ч. в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Законом города Москвы от 05.05.1999 г. № 17 «О защите зеленых насаждений», Положением о Департаменте природопользования и охраны окружающей среды города Москвы, утвержденным постановлением Правительства Москвы от 19.11.2002 г. № 939-ПП.Вернуться назад

  3. П. 5.6.8 Положения о Департаменте.Вернуться назад

на
Электронная подписка за 8400 руб. Печатная версия за YYY руб.

  нет голосов

Нет комментариев
Свернуть форму комментария Комментировать

  • Добавить
Закрыть
Закрыть

  • Отправить
Закрыть

Подписка


на журналы


Все поля обязательны.
Закрыть

Задать вопрос для интервью
  • Отправить
9 Мая – Всероссийский праздник День победы.