Top.Mail.Ru

Хроники алкогольного кризиса: что ждет нас завтра

Миновал ли пик алкогольного кризиса? Каковы причины его возникновения? Чем грозит отсутствие алкоголя для бизнесменов? Не постигнет ли такая же участь другие отрасли? В статье автор отвечает на эти и другие вопросы.

И нет конца и края этой эпопее

С начала 2006 года вся страна внимательно следит за развитием так называемого алкогольного кризиса. Одни видят в его причинах халатность чиновников, другие, наоборот, целенаправленное введение «сухого закона», третьи говорят о попытках властей подобным образом провести укрупнение алкогольного бизнеса страны. Вспомним ключевые моменты развития этой ситуации.

1 января 2006. Вступает в силу закон № 107-ФЗ от 27.07.2005 г. Согласно этому нормативному акту ежегодные ставки акцизов по алкогольной и спиртосодержащей продукции увеличиваются. Началась перемаркировка российского алкоголя. Предприниматели обязаны с этого дня изъять из продажи алкоголь со старыми акцизными марками. Однако «Госзнак» еще не успел напечатать нужное количество новых акцизов. Порядок же продажи и учета этих марок Минфин утвердил только к 17 января 2006 года. В итоге два месяца российская алкогольная промышленность была полностью парализована.

Весна 2006. Вводится запрет на ввоз алкоголя с территории Молдовы и Грузии. С прилавков исчезают грузинские и молдавские вина.

29 июня 2006. Правительство подписывает постановление «О маркировке алкогольной продукции, ввезенной на таможенную территорию РФ по 31 марта 2006 года включительно и маркированной акцизными марками, выданными по 31 декабря 2005 года включительно». Документ разрешает импортерам заменить старые марки на новые до 29 декабря 2006 года. Но сначала Федеральная таможенная служба должна провести инвентаризацию продукта, и только затем импортеры получают право приобрести у налоговиков новые акцизные марки и наклеить их на бутылки.

1 июля 2006. Старые акцизные марки на алкогольной продукции считаются недействительными. После этого импортный алкоголь исчезает из продажи и отправляется на перемаркировку. Переклеить акцизные марки можно только на специальных лицензированных оптовых складах. Российские производители с этим быстро справились, но их объемов не хватило, чтобы заполнить розницу.

Затем к проблемам с перемаркировкой добавились неполадки в новой системе учета алкогольной продукции — Единой государственной автоматизированной информационной системе (ЕГАИС). Новый закон обязует всех импортеров отмечать свою продукцию в этой автоматизированной системе учета, которой оборудованы все оптовые склады. ЕГАИС создавался для того, чтобы отслеживать движения алкоголя с помощью штрих-кода, нанесенного на акцизные марки, и бороться таким образом с фальсификатами.

В упомянутом законе говорится, что с 1 июля 2006 года для приобретения федеральных специальных марок или акцизных марок организации, помимо прочих документов, должны представлять копии сертификатов соответст­вия технических и программных средств фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в ЕГАИС.

Надо заметить, что к августу систему контроля установили только 2 490 организаций. Но на деле оформить документы на продукцию по новой системе практически невозможно: она постоянно зависает и выходит из строя. Также до сих пор законодатели не разъяснили, какой орган будет выдавать эти документы.

Справка

Правила функционирования ЕГАИС:

  • Единая информационная система содержит сведения, представленные организациями, осуществляющими производство и оборот (за исключением розничной продажи) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, организации, находящейся в ведении Министерства финансов РФ и осуществляющей изготовление федеральных специальных и акцизных марок, а также информацию, представленную федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, необходимую для осуществления государственного контроля.
  • Территориальный налоговый орган или уполномоченный таможенный орган, используя технические средства единой информационной системы, не позднее трех дней с даты передачи организацией заявки о фиксации направляет ей по телекоммуникационным каналам связи в электронном виде подтверждение о фиксации или уведомление об отказе в фиксации.
  • Организации вправе уточнять информацию, предоставленную ими в единую информационную систему.
  • Основанием для отказа организации в уточнении информации, содержащейся о ней в единой информационной системе, является выявление территориальным налоговым органом или уполномоченным таможенным органом недостоверной информации, а также наличие сведений о налоговой проверке или проверке, проводимой правоохранительными органами.
  • При выявлении несоответствия сведений об алкогольной продукции, нанесенных на федеральную специальную или акцизную марку, информации, содержащейся в единой информационной системе, достоверной считается информация, содержащаяся в единой информационной системе.

24 июля 2006. Дефицит акцизных марок удалось преодолеть к середине лета. По сообщению Федеральной таможенной службы, таможенники России к 24 июля стали полностью обеспечены акцизами для выдачи импортерам алкогольной продукции.

Изначально планировалось полностью выйти из кризиса к началу августа. Но на деле эти прогнозы не сбылись. Без новых акцизных марок осталось около 95 процентов спиртного, которое было завезено в Россию еще до начала этой реформы. Его общая стоимость равна 300 миллионам долларов.

Боевые потери

Такие целенаправленные удары по алкогольному бизнесу привели к большим финансовым потерям как со стороны производителей, так и со стороны российского бюджета. Точной цифры убытков импортеры назвать не берутся. Но известно: счет идет на сотни миллионов долларов.

Российский же бюджет за время алкогольного кризиса понес потери в сумме 5 миллиардов рублей. По данным Росстата, производство спиртных напитков в январе 2006 года сократилось на 95,8 процентов. Российский рынок лишился 55 процентов импортных напитков за счет запрета на поставки алкоголя из Молдавии и Грузии.

Причины кризиса: тройной удар

Как показало внутреннее расследование, одна из основных причин алкогольного кризиса — это законодательная недоработанность реформы. Например, законопроект «О госрегулировании производства и оборота алкогольной продукции» за время рассмотрения в Госдуме несколько раз менялся. И последняя его редакция не была согласована между ведомствами. А министерства были в корне не согласны с некоторыми пунктами закона, обсуждения затягивались на месяцы. Несвоевременно вышли подзаконные акты. И, несмотря на все это, бизнесмены, связанные с поставками и реализацией алкоголя, должны были приступить к исполнению новых правил. Например, начать перемаркировку, хотя самих акцизных марок еще не существовало в природе.

Немаловажную роль в создании кризиса сыграла и новая система учета алкогольной продукции — ЕГАИС. Если опустить погрешности в разработке самой системы, то разработчики закона как минимум не учли временные и материальные затраты на внедрение ЕГАИС. В бюджете 2006 года вообще не было заложено средств на эту систему. В итоге запуск системы назначили на 1 января 2006 года, а механизм ее действия нигде не прописали. Не была готова к этой дате и программная поддержка ЕГАИС. Причем система была запущена в действие сразу, без тестового «прогона». Из-за постоянных сбоев в ее работе импортеры три недели не могли наносить штрих-код на акцизные марки.

Третья причина на фоне первых двух кажется не такой уж и устрашающей. С 1 июля по новому закону реализаторами алкогольной продукции могут быть только юридические лица. Для алкогольного бизнеса малых городов это была последняя «капля».

Ситуация в регионах

Проблема с поступлением алкоголя на рынок является всероссийской, однако в каждом субъекте кризис развивался по-своему.

В Южном регионе на прилавках магазинов осталось одно пиво. Причина простая — этот напиток единственный, в котором не содержится этиловый спирт, а значит, под акцизы он не попадает. Впрочем, предпринимателям и держателям ларьков пока не до акцизов. Сейчас они в срочном порядке проходят перерегистрацию. Вопрос в том, останутся ли они вообще на алкогольном рынке. Пока сохранить за собой этот сектор удалось немногим. Число предпринимателей — реализаторов алкоголя в малых городах сократилось втрое.

Похожая обстановка складывается и в Новосибирской области. Там с конца июня вступил в силу закон о лицензировании розничной продажи алкоголя. По новому закону юридические лица обязаны до 1 октября подтвердить свою лицензию. Для этого необходимо сформировать уставный капитал. К началу осени это смогла сделать только 10-я часть предпринимателей. Маловероятно, что к нужной дате эта цифра существенно увеличится.

В Петербурге после неудачного запуска ЕГАИС объем продаж спиртных напитков сократился на 85 процентов. Ежемесячно денежные потери поставщиков составляют около 200 миллионов долларов.

В августе налоговики провели рейды в Оренбургской области. По итогам недельных объездов у продавцов было изъято 210 литров незаконного алкоголя. Нарушения были найдены в 99 процентах торговых точек. В число нарушений входит и отсутствие новых акцизных марок.

В наиболее выгодном положении находится Московский регион. Основное количество импортного алкоголя сейчас оседает в Москве. И лишь спустя месяц после ввоза партии спиртного поступают в глубь России.

Нижегородский завод шампанских вин понес убытки от простоя во время кризиса. Руководство предприятия обратилось в суд и потребовало от государства возместить 9 миллионов рублей убытков. Арбитражный суд Москвы иск отклонил. В бизнес-кругах считают, что судебные органы не захотели давать повод остальным производителям поступить так же.

В Смоленске найдены фальшивые акцизные марки. Проверяющие в одном из магазинов обнаружили несколько бутылок водки с поддельными акцизными марками. У всех был одинаковый порядковый номер и отсутст­вовали сведения о производителе.

Кому при кризисе жить хорошо

Акцизная неразбериха оказалась на руку пивным компаниям. По большому счету их продукция — единственная, которая осталась на магазинных полках. По подсчетам Росстата, за первое полугодие 2006 года продажи пива выросли на 9,7 процента. Эта тенденция продолжится до тех пор, пока неработающий ЕГАИС будет «задерживать» остальные алкогольные напитки на складах.

По мнению главного санитарного врача Геннадия Онищенко, алкогольный кризис благотворно сказался на здоровье россиян. Наши сограждане достаточно сдержанно отреагировали на алкогольный кризис и не вышли с акциями протеста в защиту вина. Кроме того, с начала 2006 года смертность от алкогольного отравления сократилась в России на 20 процентов.

По данным Всемирной организации здравоохранения, Россия входит в тройку самых «пьющих» стран. В среднем в год у нас потребляется 10,58 литра спиртного на человека. Нашу страну обгоняют лишь Франция и Германия.

Однако не все разделяют оптимизм господина Онищенко. Например, коммунисты видят в отсутствии вина и другую сторону. В то время как с полок магазинов исчезло некачественное спиртное, выросла подпольная торговля дешевым самогоном и «паленой» водкой. Пока складывается такая ситуация: легальные производители терпят убытки, а «черный рынок» эта реформа не только не затронула, но и даже помогла его развитию. Поэтому чего больше от кризиса, вреда или пользы, — вопрос спорный.

Выход из кризиса: чем выше градус, тем дороже

Сократить национальное пьянство поможет не «сухой» закон, а дифференцированное повышение цен. Медики утверждают, что к тяжелым заболеваниям (например, циррозу) приводит употребление крепких алкогольных напитков. Поэтому наиболее логичным кажется повышение цены именно на такие напитки. Здесь Россия может опереться на опыт своих западных соседей — Финляндии и Швеции. В этих странах именно такие экономические меры позволили уменьшить число больных алкоголизмом и снизить уровень смертности.

Чтобы хорошо регулировать оборот алкогольной продукции, коммунисты требуют восстановить государственную монополию на алкоголь.

Федеральная таможенная служба вместе с Минфином предлагают перевести ЕГАИС в тестовый режим. ФНС также пошла навстречу предпринимателям. Налоговики разрешили российским производителям посылать документацию в ФНС курьерской почтой. Однако даже такой «шаг навстречу» импортерам не покажется слишком привлекательным. В любом случае, чтобы привезти алкоголь на российский рынок, им придется не один раз побывать в налоговой и таможенной службах.

Что ждать в будущем?

Восстановить ассортимент спиртного в продаже получится не раньше нового года. Однако в первую очередь эти волнения отразятся на стоимости алкогольных напитков. По самым скромным прогнозам цена вырастет на 20 процентов. Причем подорожает не только эксклюзив, но и вино дешевых марок и даже слабоалкогольные коктейли. Налоговые ставки на последние поднимутся в два раза.

Осенью ожидается «алкогольный» всплеск на «черном рынке». Сюда, скорее всего, попадут те партии спиртного, которые к 1 июля не успели свезти на оптовые склады для перемаркировки.

В официальной продаже стоит ожидать появления вновь завезенных европейских вин и коньяка. Импортеры текилы и рома более сдержаны и не спешат возвращаться на послекризисный рынок. Массового ввоза этих напитков придется подождать до 2007 года.

Справка

С 1 января 2007 ставка акциза составит на:

  • спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) — 23 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового;
  • спиртосодержащую парфюмерно-косметическую продукцию в металлической аэрозольной упаковке и спиртосодержащую продукцию бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке — 0 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах;
  • алкогольную продукцию (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) и спиртосодержащую продукцию (за исключением спиртосодержащей парфюмерно-косметической продукции и спиртосодержащей продукции бытовой химии в металлической аэрозольной упаковке) — 162 руб. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащегося в подакцизных товарах;
  • вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с содержанием этилового спирта не более 6% объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта, — 2 руб. 20 коп. за 1 литр; вина шампанские, игристые, газированные, шипучие — 10 руб. 50 коп. за 1 литр;
  • пиво с нормативным (стандартизированным) содержанием объемной доли спирта этилового до 0,5% включительно — 0 руб. за 1 литр, свыше 0,5 и до 8,6% включительно — 2 руб. 07 коп. за 1 литр, свыше 8,6% — 7 руб. 45 коп. за 1 литр;
  • табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный, за исключением табака, используемого в качестве сырья для производства табачной продукции, — 300 руб. за 1 кг;
  • сигары — 17 руб. 75 коп. за 1 штуку, сигариллы — 217 руб. за 1 000 штук, сигареты с фильтром — 100 руб. за 1 000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 115 руб. за 1000 штук, сигареты без фильтра, папиросы — 45 руб. за 1 000 штук + 5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 60 руб. за 1 000 штук

(Федеральный закон «О внесении изменений в главу 22 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», принятый Государственной Думой 8 июля 2006 г.).

Как видим, в новом году подобная реформа ожидается и на сигаретном сегменте рынка. Ставка налога на сигареты увеличится с 1 января 2007 года на 30 процентов. Причем в основном подорожают дешевые сигареты, которые сегодня стоят до 10 рублей.

Кроме того, в скором времени на рынке аудио- и видеопродукции будет введена система, аналогичная ЕГАИС. Пробный вариант системы контроля в настоящее время запущен на территории Санкт-Петербурга.
Эксперты опасаются, что с началом будущего года нашу страну может постичь кризис на рынке сигарет и видеопродукции. Поэтому запасаться сигаретами и компакт-дисками стоит уже сейчас. Как говорится, на всякий пожарный случай…

Оценить статью
s
В избранное

Выбери свой вариант доступа

Получать бесплатные
статьи на e-mail
Подписаться на
журнал на почте
Подписаться на
журнал сейчас

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Для того, чтобы оставить комментарий, необходимо авторизоваться

Комментарии 0

Рекомендовано для вас

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Какие документы запросит Роскомнадзор на проверке по персданным

Штрафы за неправильную обработку персональных данных растут, ответственность постоянно ужесточается (планируется введение уголовной). А это значит, что пора тщательно проверить, все ли документы в компании, касающиеся персданных, оформлены правильно. Автор подробно разъясняет, какие документы должны быть в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как их составить, чтобы избежать гигантских штрафов.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?