Top.Mail.Ru
Всякое юридическое лицо должно иметь свое фирменное наименование. Причем закон устанавливает свои правила для различных организационно-правовых форм: ООО, ОДО, АО, кредитных и страховых организаций, ломбардов, ­унитарных предприятий, ипотечных агентов и товариществ. Как защитить фирменное наименование от посягательств других компаний? Когда можно требовать частичного или полного запрета на использование фирменного наименования? Когда возникает исключительное право на фирменное наименование и когда прекращается? Что делать, если фирменное наименование не соответствует новым правилам, указанным в Гражданском кодексе и вступившим в действие в 2008 году?
Каждое юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму (п. 1 ст. 54 ГК РФ). Общество, являющееся коммерческой организацией, должно иметь свое фирменное наименование (п. 4 ст. 54 ГК РФ). Требования к фирменному наименованию прописаны в Гражданском кодексе и других законах. При этом на территории Российской Федерации действует исключительное право на фирменное наименование, включенное в единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ) (п. 1 ст. 1475 ГК РФ).

Фирменное наименование в соответствии с законом

Любое юридическое лицо обязано иметь полное фирменное наименование (и вправе иметь сокращенное) на русском или иностранном языке (п. 3 ст. 1473 ГКРФ). При этом наименование должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно само наименование организации, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности (п. 2 ст. 1473 ГК РФ). Кроме того, наименование на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов России (п. 3 ст. 1473 ГК РФ).

Надо иметь в виду, что в фирменное наименование компании нельзя включать полные или сокращенные официальные наименования (п. 4 ст. 1473 ГК РФ):

  • Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
  • федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
  • международных и межправительственных организаций;
  • общественных объединений.

Также нельзя использовать обозначения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали.

Имейте в виду, что наименование должно соответствовать требованиям федеральных законов, регулирующих деятельность юридических лиц определенных организационно-правовых форм (письмо УФНС по г. Москве 28.04.2008 г. № 09-14/041192).

Общества с ограниченной ответственностью

Фирменное наименование общества с ограниченной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» (п. 2 ст. 87 ГК РФ). Сокращенное наименование должно содержать полное или сокращенное наименование общества и слова «с ограниченной ответственностью» или аббревиатуру ООО (п. 1 ст. 4 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ).

Общества с дополнительной ответственностью

Фирменное наименование общества с дополнительной ответственностью должно содержать наименование общества и слова «с дополнительной ответственностью» (п. 2 ст. 95 ГК РФ).

Акционерные общества

Фирменное наименование акционерного общества должно содержать...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Как заблокировать сайт, на котором размещен сворованный контент

Сайты компаний в сети Интернет уже давно стали эффективным маркетинговым инструментом. В связи с этим наполнение сайта, или, как принято его называть – ​контент, является важным нематериальным активом. Украсть такой актив несложно – ​злоумышленнику достаточно просто его скопировать и разместить на собственном сайте. Некоторые воры и вовсе создают дубликаты сайтов конкурентов, таким образом вводя в заблуждение потребителей. Но действующее законодательство позволяет бороться с воровством контента. Расскажем как. Приведем образцы досудебной претензии, заявления в Роскомнадзор об ограничении доступа к сайту, формулировок для иска.

Часть четвертая ГК РФ: Пленум ВС РФ разъясняет

Недавно вышло масштабное постановление, в котором Пленум ВС РФ разъяснил применение четвертой части ГК РФ. Рассмотрим основные положения этого документа. В частности, выясним, почему фотография не является интеллектуальной собственностью гражданина; как правообладатель может наказать лицензиата, который не использует полученный объект интеллектуальной собственности; могут ли сайты, не зарегистрированные как СМИ, свободно использовать произведения; что такое «цитирование фотографий» и можно ли наказать тех, кто им занимается.

Географическое указание – новый объект интеллектуальных прав

С 27 июля 2020 г. вступят в силу поправки в часть 4 ГК РФ, которая обогатится новым объектом интеллектуальных прав – ​средством индивидуализации товаров – ​географическим указанием. Оно позволит обратить внимание потребителя на связь товара с определенной местностью (регионом). Можно подумать, что введение нового объекта интеллектуальных прав излишне. Ведь уже сейчас ГК РФ предусматривает такое средство индивидуализации, как наименование места происхождения товара. Однако не все так просто, и между ними есть существенная разница. Разберемся, в чем она состоит, зачем может понадобиться охрана нового объекта и как его можно использовать.

Товарный знак банкрота. Ценный актив или бесполезная картинка?

В статье мы рассмотрим резонансное дело о судьбе товарного знака компании-банкрота, изменившее сложившуюся судебную практику. Последовавшее за этим разъяснение Пленума ВС РФ только усугубило проблему. Итак, могут ли кредиторы рассчитывать на хорошие деньги от продажи товарного знака должника? И стоит ли покупать такой актив? Узнаем из статьи.

Использование товарных знаков в рекламе

В современных рыночных условиях конкуренция товаров, по сути, заменена конкуренцией товарных знаков. Ведь потребителю приходится выбирать из однородной продукции, маркированной разными товарными знаками. Поэтому производитель, который рекламирует свой товар, акцентирует внимание именно на товарном знаке. Поговорим о том, что нужно учитывать при использовании своего товарного знака в рекламных материалах и можно ли включать в рекламу чужие знаки.

Товарный знак: инструкция по применению

Как показывает практика, большинство российских компаний для маркировки выпускаемой продукции (выполняемых работ, оказываемых услуг) используют товарные знаки (знаки обслуживания). Однако далеко не все считают нужным регистрировать свои знаки. Выясним, для чего нужна регистрация знаков, какие преимущества она дает правообладателю и какую выгоду получит компания после регистрации?

Недобросовестная конкуренция: обзор практики

Автор статьи на примерах объясняет, какие формы недобросовестной конкуренции существуют; каковы последствия отсутствия конкуренции; как действовать в случае, когда участники товарного рынка ведут себя недобросовестно; как продвигать и рекламировать свою продукцию, не нарушая принципов добросовестной конкуренции. Об этом и многом другом читайте в статье.

Новостные сообщения – объекты авторских прав?

Российское законодательство, следуя принципам международного частного права, не признает новости объектами авторских прав и не представляет им юридической защиты. Вместе с тем создаваемые журналистами новостные тексты являются литературными произведениями, исключительные права на которые принадлежат таким журналистам. Копирование новостей, представленных на веб-сайте, без переработки, без указания ссылки на первоисточник и размещение на ином сайте – все это является нарушением авторских прав. В статье рассматриваются такие вопросы, как перечень и содержание прав авторов в отношении создаваемых ими новостных сообщений, а также меры юридической ответственности и способы защиты нарушенных авторских прав.