Top.Mail.Ru

Взыскание долгов: используем возможности

Закон дает компании право бороться за свое имущество и настаивать на взыскании средств с должников вплоть до момента их полной ликвидации. Это и административные меры, и судебные споры, и банкротство. Но лучше все же не «выбивать» долги, а предотвращать их появление.

Среди множества способов управления дебиторской задолженностью можно выделить несколько основных:

  • предупреждение образования дебиторской задолженности;
  • претензионно-исковая работа;
  • взыскание задолженности через судебные органы;
  • исполнительное производство;
  • банкротство должника.

Приведенный выше список мер дает представление о хронологическом порядке взыскания дебиторской задолженности с недобросовестного контрагента. Рассмотрим эти способы последовательно.

Предупреждение образования дебиторской задолженности

Чтобы дебиторская задолженность не появлялась у фирмы спонтанно, необходимо внедрить систему предупреждения ее образования. Для этого следует провести необходимые работы, создать ряд регламентирующих документов и в дальнейшем не отклоняться от выбранной схемы работы.

Кредитная политика

У всех сотрудников фирмы должно быть общее понимание, кого можно рассматривать в качестве контрагента, а кого – ни в коем случае. Для этого необходимо создать единый документ – кредитную политику. Максимальное количество разногласий в отношении «личности» контрагентов приходится на финансовые отделы и отделы продаж, поэтому в процессе написания вышеуказанного документа целесообразно привлекать сотрудников этих двух структурных подразделений и учитывать их мнение.

Кредитная политика должна отражать следующие аспекты деятельности компании:

  • порядок расчета кредитных лимитов для различных категорий покупателей;
  • порядок применения и использования кредитных лимитов;
  • методы оценки надежности контрагента;
  • порядок определения общего лимита дебиторской задолженности для фирмы в целом;
  • порядок претензионной работы с должниками.

Ранжирование контрагентов

Это один из ключевых процессов предупреждения образования просроченной дебиторской задолженности. Именно благодаря ему (разумеется, при условии грамотного построения) фирма изначально может выявить тех контрагентов, которые могут стать недобросовестными должниками с большой долей вероятности.

Методы оценки надежности контрагента можно разделить на формальные и неформальные.

Формальные методы

При использовании таких методов ранжирования контрагента анализ его надежности проводится на основании бухгалтерских и юридических документов. Обязательное предоставление соответствующих документов необходимо оговорить с контрагентом заранее, чтобы в последствии не столкнуться с непониманием с его стороны и ненужными конфликтами. Если контрагент отказывается представить для анализа свои бухгалтерские или юридические документы, то фирме стоит задуматься о целесообразности сотрудничества с таким «любителем секретов». На практике компании часто сталкиваются с проблемой, когда контрагент не хочет предоставлять запрашиваемые документы, основываясь на заявлениях вроде: «Вы НАМ не доверяете?» В подобных ситуациях компании лучше отказаться от сотрудничества. Бизнес – это не место для риторических вопросов, и если один из участников процесса этого не понимает, то работать с ним не стоит.

Если же контрагент представил документы, необходимо обратить внимание на показатели его финансово-хозяйственной деятельности. В частности:

  • коэффициенты ликвидности;
  • коэффициенты деловой активности;
  • показатели структуры капитала и эффективности бизнеса.

Соответственно, чем лучше данные показатели, тем более высокий кредитный рейтинг можно присвоить контрагенту.

Неформальные методы

Под неформальными методами понимается сбор иной информации о контрагенте, отличной от финансовой и правовой. Этим может заниматься служба безопасности (СБ) либо сотрудники линейных подразделений, например, отдела продаж. Также фирма может обратиться за помощью к специальному агентству, которое окажет помощь в сборе информации о контрагенте.

В качестве сведений, имеющих существенное значение для определения надежности контрагента, может выступать любая доступная (и недоступная) информация. Но особое внимание надо обратить на следующее:

  • кто является реальным собственником компании;
  • наличие споров с налоговыми органами и контрагентами (можно проверить по сайтам арбитражных судов);
  • историю контрагента (можно проверить по сайту компании или с помощью поисковых серверов);
  • наличие дочерних предприятий и филиалов;
  • реальные источники финансирования компании;
  • наличие внешнеэкономической деятельности.

Классификация дебиторской задолженности по срокам

Дебиторская задолженность может подразделяться на:

  • текущую;
  • долгосрочную;
  • просроченную;
  • безнадежную.

Благодаря установлению такой классификации фирма может проводить эффективную оценку оборотных активов и правильно оценивать их состояние. Вышеприведенное деление, установленное в кредитной политике, упрощает процесс мониторинга задолженности как с точки зрения изменения ее величины, так и в разрезе контрагентов. Это позволяет вовремя выявить рост задолженности, определить «виновника» и вовремя принять соответствующие меры. Например, разорвать отношения с контрагентом, который регулярно попадает в разряд злостных неплательщиков.

Чтобы деятельность по предупреждению дебиторской задолженности не превратилась в «сизифов труд», критерии, по которым проводится оценка надежности контрагента, должны быть четко определены в кредитной политике.

Как составить договор с контрагентом

Чтобы у контрагента был стимул не нарушать такое существенное условие договора, как своевременная оплата, целесообразно включить в него пункты, устанавливающие штрафные санкции за просрочку исполнения обязательства. Например, в этом качестве могут выступать следующие «карательные» условия:

Обязанность должника возместить убытки (ст. 393 ГК РФ)

Фрагмент документа

Гражданский кодекс РФ

Статья 393 «Обязанность должника возместить убытки»

1. Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства.

2. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.

Статья 15 «Возмещение убытков»

2. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Например, если в результате несвоевременного погашения дебиторской задолженности фирма будет вынуждена привлечь заемные средства для финансирования, чтобы выдать сотрудникам заработную плату, сумму процентов по кредиту можно отнести к убыткам и востребовать с должника.

Неустойка (ст. 330 ГК РФ)

Фрагмент документа

Гражданский кодекс РФ

Статья 330 «Понятие неустойки»

1. Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

Статья 394 «Убытки и неустойка»

1. Если за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства установлена неустойка, то убытки возмещаются в части, непокрытой неустойкой.

Законом или договором могут быть предусмотрены случаи: когда допускается взыскание только неустойки, но не убытков; когда убытки могут быть взысканы в полной сумме сверх неустойки; когда по выбору кредитора могут быть взысканы либо неустойка, либо убытки.

На первый взгляд, в договоре следует предусматривать и полное возмещение убытков, и неустойку. Но необходимо учитывать, что такие «драконовские» меры могут отпугнуть от фирмы клиентов, причем не только из числа потенциальных неплательщиков, но и тех, кто нарушать условия договора не собирался, просто не хочет брать на себя заведомо кабальные обязательства (в этом случае на выручку и приходит ранжирование контрагентов). Целесообразно действовать следующим образом.

  • предусмотреть в договоре с контрагентом возмещение убытков исходя из реальных рыночных цен;
  • ввести в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Реверсивные обязательства

Что такое реверсивные (обратные) обязательства при прекращении гражданско-правового договора, когда они возможны. Какие правила к ним применяются. На что могут рассчитывать стороны в случае банкротства продавца (поставщика) в части обратных обязательств. Почему для реверсивных обязательств важен баланс интересов сторон договора и когда продавец (поставщик) может потребовать от покупателя возмещения стоимости износа имущества за время его использования последним. Даем советы, что включить в договор, чтобы обезопасить свои интересы в случае его расторжения и возникновения реверсивных обязательств.

Как борются с навязыванием потребителям дополнительных услуг

На практике компании сплошь и рядом навязывают потребителям дополнительные платные услуги с целью получения максимальной выручки. Между тем потребитель не должен быть ограничен в выборе заказываемых услуг и всегда вправе отказаться от получения тех платных услуг, которые не представляют для него интереса. Объясняем, как потребителю защищать себя в подобных случаях и какие правовые инструменты для этого можно использовать. В частности, разбираем разные ситуации с навязыванием дополнительных медуслуг (в том числе когда речь идет о платных услугах при обращении за медпомощью в рамках ОМС) и услуг страхования. Статья поможет и компаниям, которые оказывают потребителям услуги, – ​избежать рисков привлечения к ответственности по основаниям, по которым судебной практикой уже давно выработаны свои подходы.

Риски криптовалютных операций

Несмотря на то что вопросы оборота криптовалюты в нашей стране прямо не урегулированы законом, она под запрет не подпадает. Не установлено законодательством и ограничений на владение «криптой». А вот использовать ее как средство платежа в России нельзя. Вместе с тем в судебной практике то и дело встречаются споры, из которых становится ясно, в каких делах информация о криптокошельках важна; почему нельзя взыскать упущенную выгоду и вернуть «входной» НДС, если вы занимаетесь майнингом криптовалюты. Автор анализирует судебную практику, предостерегая от рисков.

Оспаривание встречных требований в делах о банкротстве

От банкротства не защищена ни одна компания. Поэтому так важно еще на стадии заключения хозяйственных договоров просчитывать риски оспаривания сделок в случае несостоятельности. Особое внимание следует уделять встречным требованиям. Разъясняем, в чем отличие зачета от сальдирования, какие доказательства нужно собирать кредиторам и должникам, чтобы в дальнейшем успешно защитить свою позицию в суде. Рассказываем о свежей позиции Верховного Суда РФ, касающейся допустимости проведения зачета после возбуждения дела о банкротстве, и рисках, с этим связанных.

Ошибка в договоре: что делать?

Какова правовая природа ошибок, допускаемых в договорах? Какие ошибки наиболее часто встречаются при заключении договора? Какие последствия влечет ошибка вследствие введения в заблуждение и по неосторожности? Чем отличается опечатка от других видов ошибок? Как избежать ошибок в договорах и как их не допустить? Об этом читайте в статье.

Условие об оплате: как правильно прописать в договоре

Порядок оплаты по гражданско-правовому договору – ​это согласованный сторонами способ расчетов за выполнение обязательств. Условие об оплате является одним из ключевых в договоре. Поэтому важно уделить ему особое внимание на этапе оформления сделки. В статье разбираем различные формулировки условий договора об оплате, в том числе об авансировании, коммерческом кредите, постоплате, расчетах наличными и абонентской плате.

Как изменить договор, если изменились обстоятельства

При заключении договора предвидеть изменение обстоятельств в будущем не всегда возможно: пандемия, санкции, экономический кризис, резкое изменение курса валюты, банкротство контрагента или неисполнение им обязательств по договору может здорово подорвать исполнение договора, обнулить к нему интерес на прежних условиях. В ряде случаев законом предусмотрена возможность изменения или расторжения договора, в т. ч. в связи с существенным изменением обстоятельств (ст. 451 ГК РФ). Как это сделать и потребуется ли обращаться в суд – ​читайте в этой статье. Узнаете и о том, в каких случаях о последствиях мер, применяемых властями в связи с распространением коронавирусной инфекции, можно говорить как о форс-мажоре.

Договор взаимного оказания услуг

В данной статье раскрывается понятие договора «взаимного оказания услуг», рассматривается соотношение такого договора с бартерными сделками. Вы узнаете, как правильно оформить договор, какие условия должны в нем содержаться, как происходит отчет о выполнении обязательств по договору. Кроме того, наше издательство с удовольствием представляет образец договора взаимного оказания услуг, который использует в своей деятельности.