В сложившейся ситуации, которая характеризуется массовыми сокращениями персонала, нежданный визит трудового инспектора может произойти в любой момент. Чем может быть спровоцирован его визит? Каковы границы его полномочий? Как работодателю вести себя во время проверки? Мы постарались ответить на эти вопросы.
Любой работодатель должен быть готов к тому, что рано или поздно его посетит трудовая инспекция. К сожалению, в сложившейся ситуации, которая характеризуется массовыми сокращениями персонала, нежданный визит может произойти в любой момент. Поговорим о том, по какому поводу может прийти инспектор, в чем заключаются его полномочия и каковы действия работодателя при проведении контрольных мероприятий.
Правовая база
Законодательство предоставляет трудовой инспекции широкие контрольно-надзорные полномочия в сфере трудовых отношений. Подробно они описаны в главе 57 Трудового кодекса РФ. Так, трудовые инспекторы имеют право проводить проверки и обследования, запрашивая при этом у работодателей документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст. 356, 357 ТК РФ). Трудовая инспекция также является органом, уполномоченным на рассмотрение дел об административных правонарушениях. Это означает, что при обнаружении каких-либо нарушений в сфере труда инспектор может привлечь работодателя к административной ответственности в установленном законом порядке.
Виды проверок
Трудовая инспекция проводит как плановые, так и внеплановые проверки (ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)», далее – Закон № 134-ФЗ).
Существуют ограничения на плановые «трудовые» проверки: их можно проводить не чаще, чем один раз в два года, а субъектов малого предпринимательства – не ранее чем через три года с момента государственной регистрации (п. 4 ст. 7 Закона № 134-ФЗ).
Что касается внеплановых проверок, то они могут проводиться в связи:
- с жалобами работников на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействием) работодателей;
- с получением иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков нарушений в сфере труда или угрозы наступления таких нарушений.
Внепланово проверяется также исполнение работодателями ранее выданных предписаний. Такие проверки носят целевой характер и направлены на контроль исполнения работодателем требований об устранении выявленных нарушений.
В октябре 2007 года государственными инспекторами по охране труда Кировской области проведено несколько внеплановых проверок, в ходе которых установлено, что из 12 ранее выданных предписаний выполнены полностью 4, остальные предписания исполнены частично или вообще не выполнялись. Из 253 выявленных нарушений законодательства об охране труда устранены 158. За допущенные нарушения законодательства об охране труда виновные лица были привлечены к административной ответственности в виде штрафа1.
Гострудинспекция проводит как самостоятельные проверки, так и взаимодействует с иными контрольными органами. По информации Роструда РФ, в 2007 году доля таких проверок в общем объеме составила до 30%2. Следует отметить, что чаще всего совместные проверки проводятся с органами прокуратуры и соцстраха.
Повод для визита
Основанием для проведения проверки служит распоряжение (приказ) государственного инспектора по труду.
В распоряжении указываются:
- номер и дата распоряжения (приказа) о проведении мероприятия по контролю;
- наименование органа государственного контроля (надзора);
- фамилия, имя, отчество и должность лица (лиц), уполномоченного на проведение мероприятия по контролю;
- наименование юридического лица или фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, в отношении которых проводится мероприятие по контролю;
- цели, задачи и предмет проводимого мероприятия по контролю;
- правовые основания проведения мероприятия по контролю, в том числе нормативные правовые акты, обязательные требования которых подлежат проверке;
- дата начала и окончания мероприятия по контролю.
Распоряжение должно быть подписано руководителем территориальной трудовой инспекции или его заместителем и заверено гербовой печатью.
Пункт 5 данного перечня указывает на то, что круг полномочий трудового инспектора при конкретной проверке определяется в самом распоряжении. Например, если предмет проверки – соблюдение порядка выплаты заработной платы (так называемая тематическая проверка), то проверять соблюдение норм охраны труда инспектор не вправе. Это прямо вытекает из статьи 8 Закона № 134-ФЗ, в которой установлен запрет на проверку выполнения норм, не относящихся к цели визита, и требование о предоставлении документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не относятся к предмету проверки.
Если же в распоряжении указано, что проверка включает мероприятия по надзору и контролю за соблюдением трудового законодательства в целом (включая законодательство об охране труда), это означает, что трудовой инспектор проводит комплексную проверку у работодателя. При этом не имеет значения, какая проводится проверка – плановая или внеплановая. Заметим, что плановые проверки обычно носят комплексный...