Top.Mail.Ru
Проверка деятельности компании органами МВД вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные эмоции. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

В конце прошлого века редкая организация не была осчастливлена визитом крепких мужчин в масках и с оружием. Милицейские проверки мало отличались от рейдерских атак не только внешне, но и по сути: спасти бизнес после «визитов» удавалось далеко не всем. Те времена постепенно уходят в прошлое, «маски-шоу» становятся довольно редким явлением, тем не менее проверка деятельности компании органами МВД до сих пор вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные ассоциации. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.

Как закон регламентирует милицейские ревизии

Прежде чем определиться с основными принципами и способами защиты компании при проведении проверок органами МВД, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения. Верховенство в ней принадлежит Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Особое внимание хотелось бы обратить на положения Конституции, закрепляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также положения о неприкосновенности жилища. Нарушение данных видов неприкосновенности возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.

Следующие по юридической силе действия в данной системе правоотношений являются кодексы, а именно: Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Так, в Уголовном кодексе преступления, по факту которых могут проводиться указанные проверки, закреплены статьями 158–204. В их перечень входят: незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок процессуальных действий при проведении данных проверок по факту уголовных преступлений.

Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Глава 14 КоАП РФ определяет такие виды правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена и др. Также КоАП РФ устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях.

Главой 6 Налогового кодекса установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении выездных налоговых проверок.

Ниже по иерархии располагаются Федеральные законы: Закон РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», Закон РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».

Специальными нормами являются инструкции, утвержденные приказами МВД РФ. Их две:

  1. Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная приказом МВД РФ от 16.03.2004 г. № 177. Она регулирует порядок проверок, связанных с обнаружением налоговых преступлений. Данная инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений.
  2. Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная приказом МВД России от 02.08.2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636). Она регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере. Данная инструкция адресована Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, входящему в состав Департамента экономической безопасности МВД России.

Процедура проведения проверок

Проверки и ревизии в целом проводятся по единому алгоритму.

1-й шаг. Вынесение уполномоченным должностным лицом (в большинстве случаев – начальником ОВД или его заместителем) органа внутренних дел постановления о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности по форме, приведенной в приложении № 1 к Инструкции № 636 (Пример 1).

Пример 1

Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636, и именно им следует руководствоваться организациям и индивидуальным предпринимателям при появлении сотрудников милиции с подобным постановлением на руках. В постановлении определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке1. Инструкция допускает, что проверки могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствуют формулировки в формах актов, приведенных в приложениях № 5 и № 6 к Инструкции № 636. На стадии вынесения постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих.

2-й шаг. Регистрация вынесенного постановления в специальном журнале, реквизиты которого предусмотрены в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636.

3-й шаг. Предъявление копии постановления и служебных удостоверений организации или индивидуальному предпринимателю (в служебном удостоверении должно быть четко указано, что проверяющий является сотрудником УБЭП2).

4-й шаг. Проведение проверки с составлением протокола3 и описи изымаемых документов в срок не более 30 дней и фиксация хода проверки на носители информации (видео- и аудиозапись, фото- и киносъемка).

5-й шаг. Составление акта проверки по ее...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

10 обсуждаемых изменений законодательства в 2023 году

Уходящий год традиционно богат на изменения, причем как глобальные, так и не очень. Мы выбрали 10 наиболее интересных и обсуждаемых изменений в законодательстве, которые вступили в силу в уходящем 2023 году. И расположили их в хронологическом порядке, подобрав те, которые затронули самые разные сферы – ​от налогов и взносов до штрафов.

Внесудебное банкротство гражданина

Объясняем, что представляет собой внесудебное банкротство гражданина и как им можно воспользоваться, в какие сроки заявление о несостоятельности по такой процедуре будет рассмотрено, какие последствия повлечет и когда в результате должник будет считаться освобожденным от долгов. Анализируем права должника и кредиторов, даем советы и тем, и другим, как лучше поступить в конкретных ситуациях. Приводим образцы оформления заявления гражданина о внесудебном банкротстве, списка кредиторов. Узнаете, как быть кредиторам, не учтенным в списке кредиторов в рамках внесудебного банкротства, какие есть полномочия у МФЦ, как противостоять незаконным действиям должника, а также о тенденциях правоприменительной практики в данной сфере, в том числе по спорам о признании незаконными действий МФЦ по возбуждению внесудебного банкротства и возврату заявления о возбуждении банкротства.

Что можно скрыть при раскрытии отчетности

Федеральные стандарты позволяют раскрывать информацию об отчетности в ограниченном объеме, а контролирующие органы соглашаются ограничить доступ к ней на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности (bo.nalog.ru). Объясняем, что можно скрыть от пользователей отчетности и как это сделать законно. Приводим наглядную таблицу о том, как можно сократить пояснения к отчетности; образцы документов: приказа об ограничении раскрытия информации, заявления в Минфин России о предоставлении выписки из перечня подпадающих под ограничительные меры лиц, заявления в ИФНС России о сокрытии информации, содержащейся в ГИРБО.

Запрет иностранных заимствований. Что изменилось?

Закон о чистоте русского языка принят. Еще на стадии рассмотрения проекта вокруг него сложилось много шумихи и мифов. Писали, что закон запрещает чиновникам говорить на иностранных языках, бизнесу – использовать латиницу, а простому народу – ​ругаться нецензурными словами. Рассказываем, действительно ли так страшны нововведения, кому их надо соблюдать и есть ли ответственность за их нарушение.

Что смягчит административную ответственность

При решении вопроса о привлечении к административной ответственности и назначении наказания согласно ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП РФ учитываются не только характер совершенного правонарушения, имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, но и наличие обстоятельств, отягчающих и (или) смягчающих ответственность. И последние особенно интересны, поскольку их можно самостоятельно «генерировать» даже на стадии рассмотрения дела, в отличие, скажем, от популярных оснований освобождения от административной ответственности – малозначительности правонарушения (ст. 2.9) и крайней необходимости (ст. 2.7) – которые «цементируются» в момент совершения правонарушения. Расскажем, что такое смягчающие обстоятельства, когда нарушитель может к ним апеллировать, на что упирать в ходе судебного заседания. Поясним, какие действия суды признают содействием в рассмотрении дела об административном правонарушении.

Роспотребнадзор может прийти к вам

Что проверяют сотрудники Роспотребнадзора? На какие области распространяются полномочия этого контролирующего органа? В какие организации может прийти проверяющий? Как проходит проверка? Что не могут делать проверяющие, а на что имеют право? Какие нарушения допускают контролеры во время проверок? И, наконец, какие решения могут принять сотрудники Роспотребнадзора по итогам проверки?

Ответственность руководителя организации

Российское законодательство содержит немало норм, на основании которых руководитель организации может быть привлечен к ответственности. Такие положения есть и в трудовом праве, и в гражданском, административном и в уголовном законодательстве. В статье приведены меры ответственности для руководителя, регламентированные разными кодексами. Кроме того, рассказано о том, как организовать процедуру передачи дел между бывшим и новым руководителями, чтобы не повесить на себя чужие грехи, но и своих оправдательных документов не утерять. Приведены примеры из судебной практики о привлечении к ответственности руководителей организаций.

Судебные споры, связанные с мобилизацией

В конце сентября в нашей стране были начаты мобилизационные мероприятия, связанные с призывом на военную службу в Вооруженные Силы РФ. Несмотря на небольшой промежуток времени, уже появилась судебная практика, которую мы проанализировали и выделили интересные споры. В частности, о том, в какой суд обращаться в конкретной ситуации; что именно можно оспаривать: направление повестки или решение военкомата; когда требуется доверенность для обращения в суд. Комментируем также споры, связанные с отсрочкой от призыва, оспариваем решения призывной комиссии и заключения военно-врачебной комиссии. Даем рекомендации, как поступить в сложных ситуациях.