Проверка деятельности компании органами МВД вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные эмоции. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.
В конце прошлого века редкая организация не была осчастливлена визитом крепких мужчин в масках и с оружием. Милицейские проверки мало отличались от рейдерских атак не только внешне, но и по сути: спасти бизнес после «визитов» удавалось далеко не всем. Те времена постепенно уходят в прошлое, «маски-шоу» становятся довольно редким явлением, тем не менее проверка деятельности компании органами МВД до сих пор вызывает у владельцев и руководителей бизнеса не самые приятные ассоциации. Чтобы уверенно смотреть в глаза проверяющим, необходимо в полной мере знать их полномочия, а также собственные права и обязанности.
Как закон регламентирует милицейские ревизии
Прежде чем определиться с основными принципами и способами защиты компании при проведении проверок органами МВД, необходимо ознакомиться с нормативно-правовой базой, регламентирующей порядок их проведения. Верховенство в ней принадлежит Конституции РФ и общепризнанным принципам и нормам международного права. Особое внимание хотелось бы обратить на положения Конституции, закрепляющие тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, а также положения о неприкосновенности жилища. Нарушение данных видов неприкосновенности возможно лишь в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Следующие по юридической силе действия в данной системе правоотношений являются кодексы, а именно: Уголовный кодекс РФ и Уголовно-процессуальный кодекс РФ. Так, в Уголовном кодексе преступления, по факту которых могут проводиться указанные проверки, закреплены статьями 158–204. В их перечень входят: незаконное предпринимательство, производство, приобретение, хранение, перевозка в целях сбыта или сбыт немаркированных товаров и продукции, которые подлежат обязательной маркировке, легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных другими лицами преступным путем, незаконное получение кредита; недопущение, ограничение или устранение конкуренции, незаконное использование товарного знака, неправомерные действия при банкротстве; уклонение от уплаты налогов и (или) сборов и т.д. Уголовно-процессуальный кодекс РФ определяет порядок процессуальных действий при проведении данных проверок по факту уголовных преступлений.
Кодекс РФ об административных правонарушениях устанавливает виды административных правонарушений в области предпринимательской деятельности. Глава 14 КоАП РФ определяет такие виды правонарушений, как осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии); осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией); незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена и др. Также КоАП РФ устанавливает порядок производства по делам об административных правонарушениях.
Главой 6 Налогового кодекса установлен порядок взаимодействия налоговых органов и органов внутренних дел при проведении выездных налоговых проверок.
Ниже по иерархии располагаются Федеральные законы: Закон РФ № 1026-1 от 18.04.1991 «О милиции», Закон РФ № 144-ФЗ от 12.08.1995 «Об оперативно-розыскной деятельности», Закон РФ № 2202-1 от 17.01.1992 «О прокуратуре Российской Федерации».
Специальными нормами являются инструкции, утвержденные приказами МВД РФ. Их две:
- Инструкция о порядке проведения проверок организаций и физических лиц при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, утвержденная приказом МВД РФ от 16.03.2004 г. № 177. Она регулирует порядок проверок, связанных с обнаружением налоговых преступлений. Данная инструкция адресована подразделению Департамента экономической безопасности МВД России, занимающемуся расследованием налоговых преступлений.
- Инструкция о порядке проведения сотрудниками милиции проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, утвержденная приказом МВД России от 02.08.2005 г. № 636 (далее – Инструкция № 636). Она регулирует порядок проведения проверок и ревизий, связанных с обнаружением иных преступлений в финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой сфере. Данная инструкция адресована Управлению по борьбе с экономическими преступлениями, входящему в состав Департамента экономической безопасности МВД России.
Процедура проведения проверок
Проверки и ревизии в целом проводятся по единому алгоритму.
1-й шаг. Вынесение уполномоченным должностным лицом (в большинстве случаев – начальником ОВД или его заместителем) органа внутренних дел постановления о проведении проверки финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности по форме, приведенной в приложении № 1 к Инструкции № 636 (Пример 1).
Перечень уполномоченных должностных лиц содержится в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636, и именно им следует руководствоваться организациям и индивидуальным предпринимателям при появлении сотрудников милиции с подобным постановлением на руках. В постановлении определяется состав сотрудников милиции, которые будут участвовать в проверке1. Инструкция допускает, что проверки могут проводиться и одним сотрудником милиции, о чем свидетельствуют формулировки в формах актов, приведенных в приложениях № 5 и № 6 к Инструкции № 636. На стадии вынесения постановления также решается вопрос о привлечении специалистов и сотрудников правовых подразделений ОВД с целью включения их в состав проверяющих.
2-й шаг. Регистрация вынесенного постановления в специальном журнале, реквизиты которого предусмотрены в приложении № 2 к приказу МВД России от 02.08.2005 г. № 636.
3-й шаг. Предъявление копии постановления и служебных удостоверений организации или индивидуальному предпринимателю (в служебном удостоверении должно быть четко указано, что проверяющий является сотрудником УБЭП2).
4-й шаг. Проведение проверки с составлением протокола3 и описи изымаемых документов в срок не более 30 дней и фиксация хода проверки на носители информации (видео- и аудиозапись, фото- и киносъемка).
5-й шаг. Составление акта проверки по ее...