Top.Mail.Ru

Налоговые последствия арендных отношений

Арендные отношения пока не обеспечены четкой законодательной базой, что ведет к частому возникновению споров. Основные сложности вызывает необходимость государственной регистрации договора аренды и учет расходов на съем помещения в целях налогообложения.

Законодательство вокруг арендных отношений пока нельзя назвать устоявшимся. Большинство споров по ним связано с учетом расходов на аренду при расчете налога на прибыль. В этой статье мы попробуем обозначить самые крупные «камни» налоговых «преткновений».

«Срочный» вопрос

В соответствии с пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса договор аренды, заключенный на срок не менее одного года, подлежит обязательной государственной регистрации. Понятие года определено в информационном письме Президиума ВАС от 11.01.2002 г. № 66.

Пример 1

Сроки действия следующих договоров аренды признаются равными году:

  • с 01.01.2009 г. по 31.12.2009 г.;
  • с 01.07.2008 г. по 30.06.2009 г.;
  • с 11.10.2008 г. по 10.10.2009. г.

Судебно-арбитражная практика

Если арбитры признают незарегистрированный договор аренды нежилого помещения незаключенным, это не освобождает арендатора от оплаты за пользование помещением (постановление ФАС ЗСО от 17.06.2008 г. № Ф04-3620/2008(6538-А45-28) и определение ВАС от 25.08.2008 г. № 10486/08).

Справка

В законодательстве отсутствуют какие-либо специальные нормы о государственной регистрации договоров аренды нежилых помещений, однако поскольку такое помещение неразрывно связано со зданием или сооружением, в котором оно находится (информационное письмо президиума ВАС от 01.06.2000 г. № 53), то к нему полностью применимы правила пункта 2 статьи 651 Гражданского кодекса.

Правила государственной регистрации аренды недвижимого имущества прописаны в Федеральном законе от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

По мнению чиновников, затраты по оплате арендных платежей по договорам, заключенным на год и более, уменьшают прибыльную базу, только если договор был зарегистрирован (письма Минфина от 12.07.2006 г. № 03-03-04/2/172, УФНС по г. Москве от 18.02.2008 г. № 20-12/015152.2). Они объясняют это тем, что в соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса полученные доходы налогоплательщик может уменьшить на сумму затрат, подтвержденных документами, оформленными в соответствии с законодательством.

Тем не менее Налоговый кодекс не связывает отнесение арендных платежей в состав расходов в целях налогообложения прибыли с наличием государственной регистрации договора аренды (постановление ФАС Северо-Западного округа от 07.03.2008 г. № А56-19124/2007).

Еще одно обстоятельство, указывающее на правоту налогоплательщика в данной ситуации: Гражданский кодекс не применяется к налоговым отношениям, если иное прямо не предусмотрено законодательством (п. 3 ст. 2 ГК РФ).

Период до сделки

По общему правилу договор вступает в силу и становится обязательным для сторон с момента его заключения (п. 1 ст. 425 ГК РФ). Между тем стороны вправе установить, что условия договора применяются к их отношениям, возникшим еще...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Три новые позиции ФНС России: реконструкция, дробление бизнеса, вычет по НДС

ФНС России продолжает анализировать противоречивую практику территориальных налоговых органов по актуальным вопросам, готовя обзоры, которые не только обязательны для нижестоящих налоговиков, но и полезны для налогоплательщиков. На этот раз мы разберем три вопроса, которые вызывают довольно много споров, – ​это расчет недоимки по НДС и налогу на прибыль при приобретении товаров у реальных продавцов (поставщиков), но через сомнительных контрагентов; учет налогов, уплаченных участниками схемы дробления бизнеса, у основного налогоплательщика; а также особенности расчета трехлетнего срока на заявление налогового вычета по НДС в случае гражданского спора.

Последствия приостановки договоров об избежании двойного налогообложения

Указом Президента РФ от 08.08.2023 № 585 было приостановлено действие отдельных положений международных договоров РФ по вопросам налогообложения. Всего приостановлено 38 соглашений с «недружественными» странами, среди которых практически все страны Евросоюза, США, Южная Корея, Япония и другие. Анализируем, как это влияет на предпринимательскую деятельность. Даем ответы на наиболее часто возникающие вопросы: что означает приостановление соглашений об избежании двойного налогообложения? когда оно начало действовать? есть ли послабления для налогоплательщиков в связи с таким приостановлением? на что обратить внимание при выплате доходов иностранным организациям? и пр.

Налоговые риски договора простого товарищества

Простое товарищество представляет собой довольно эффективную форму объединения предпринимателей, позволяющую им не только соединить усилия для извлечения прибыли, но и регулировать налоговую нагрузку товарищей. В статье говорим о преимуществах договора, а также налоговой выгоде. Анализируем судебную практику. Даем советы, как избежать претензий налоговиков и снизить их внимание к себе, в частности почему так важно экономически обосновать целесообразность работы в рамках данного договора.

Вещи с логотипом компании: учет для целей налогообложения

В целях поддержания положительного имиджа компания может выдавать своим сотрудникам для обязательного ношения предметы с логотипом компании (например, значки, галстуки, платки и пр.). Можно ли учесть затраты на их приобретение в расходах по налогу на прибыль и будут ли при передаче таких аксессуаров сотрудникам возникать объекты обложения НДС, НДФЛ и страховыми взносами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Как составить жалобу в вышестоящий налоговый орган. Работающий образец

Не секрет, что компании редко бывают довольны работой налоговых инспекций. Задвоение налогов и объектов обложения, завышение налоговой базы, неприменение положенных по закону льгот – ​вот далеко не полный перечень нарушений, которые допускают налоговики. В частных беседах наиболее откровенные инспекторы подтверждают, что подобные нарушения далеко не единичны. Дескать, всему виной некорректная работа программного обеспечения. При этом не каждый юрист, руководитель или бухгалтер знает, что делать в такой ситуации. Разъясняем, как действовать, если налоговая инспекция нарушила права компании. Спойлер: самый эффективный способ – ​составить жалобу (по нашему образцу) в управление ФНС России.

ТОП-10 обстоятельств, смягчающих ответственность налогоплательщика

Налоговый кодекс РФ не содержит исчерпывающего перечня смягчающих обстоятельств. В нем есть положение, в соответствии с которым суд или налоговый орган, рассматривающие дело, могут признать смягчающими «иные обстоятельства». В связи с этим между компаниями и налоговыми инспекциями возникает немало споров по поводу того, являются ли те или иные обстоятельства смягчающими. Мы подобрали наиболее популярные основания, которые позволяют снизить штраф как минимум вдвое, а порой даже в сотни и в тысячи раз.

Переплата по налогам. Правила зачета

Практика показывает, что у многих организаций возникает переплата по налогам. Основных причин может быть две: либо организация сама переплатила налоги, либо излишние суммы взыскала налоговая инспекция. И в том и в другом случае компания вправе зачесть переплату в счет предстоящих платежей по этому же или по другим налогам. Узнаем, как это сделать.