Не секрет, что информация сегодня ценится очень дорого. Умение добывать нужные сведения – это почти искусство. Но еще более важной задачей является охрана своей информации, обеспечение ее конфиденциальности и недоступности для конкурентов. Важно не просто предпринять меры по обеспечению сохранности коммерческой тайны, но и сделать это, не выходя за рамки закона.
Проблема конфиденциальности информации в период мирового экономического кризиса становится все более актуальной, так как сокращение штата работников, снижение зарплат, невыплата премий толкают людей искать другие источники дохода, не всегда легальные. При этом задачей собственников российских компаний является охрана коммерческой информации правовыми способами.
Режим коммерческой тайны
В российском законодательстве отношения, связанные с хранением, охраной и передачей такой информации, регламентированы Федеральным законом от 29.07.2004 г. № 98-ФЗ «О коммерческой тайне» (далее – Закон № 98-ФЗ). Отдельные нормы, связанные с данным понятием, закреплены в Гражданском кодексе РФ, Трудовом кодексе РФ, Таможенном кодексе РФ, Кодексе РФ об административных правонарушениях, Федеральном законе «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 г. № 2124-1(ред. от 25.12.2008 г., с изм. от 09.02.2009 г.) и прочих нормативно-правовых актах.
Согласно ст. 3 Закона № 98-ФЗ под коммерческой тайной понимается конфиденциальность информации, позволяющая ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду. Под режимом коммерческой тайны понимаются правовые, организационные, технические и иные меры по охране конфиденциальности информации, составляющей коммерческую тайну, принимаемые ее обладателем.
В качестве субъектов, отношения которых регулируются Законом № 98-ФЗ, выступают участники рынка товаров и услуг, включая государство.
Такими участниками, согласно доктрине коммерческого права, являются:
- а) организации, изготавливающие товары для реализации;
- б) организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие товары, материалы, комплектующие изделия для использования в производственном процессе;
- в) организации оптовой торговли, розничной торговли, общественного питания;
- г) иные организации, участвующие в торговле или оказывающие услуги по продвижению товаров на рынке.
Кроме них, в торговом обороте участвуют индивидуальные предприниматели, субъекты Российской Федерации, территориальные и муниципальные образования, некоммерческие организации, организации с иностранными инвестициями, а также иностранные юридические лица и граждане.
Право на отнесение информации к коммерческой тайне, на определение перечня и состава такой информации принадлежит обладателю этой информации (п. 1 ст. 4 Закона № 98-ФЗ).
При этом согласно п. 3 указанной статьи информация, составляющая коммерческую тайну, полученная от ее обладателя на основании договора или на другом законном основании, считается полученной законным способом. Имеются в виду так называемые независимые открытия.
Практика показала, что большинство отдельных компонентов любой конфиденциальной информации могут быть свободно получены из открытых источников (Интернет, справочники и т.д.). Выяснить наверняка, скопировал ли конкурент ваши ресурсы или же составил их самостоятельно, занимаясь штудированием справочников и рассылкой предложений по электронной почте, при отсутствии доказательств факта его несанкционированного «проникновения» в инфраструктуру вашей организации практически невозможно.
Примером тому может служить следующее дело1.
В данном постановлении суд дал оценку доводам ЗАО «А.Д.Д.» и ООО «А.Д.Д. Дистрибуция» об использовании их бывшими сотрудниками сведений о поставщиках, составляющих коммерческую тайну. Учредив собственную компанию – ООО «АЕГЭ», указанные лица заключали уже от своего имени договоры поставки с поставщиками компании, в которой раньше работали.
Материалами дела подтверждалось, что при заключении договоров с контрагентами ООО «АЕГЭ» использовало в качестве источников информации сведения справочника «Транспорт и экспедирование в России» издания Максимова (выпуск № 6, 2006 г.), а также сайты данных организаций в сети Интернет.
В связи с тем, что информация о поставщиках является открытой и общедоступной, суд признал, что сведения, использованные ООО «АЕГЭ» при заключении вышеназванных договоров, не отвечают критериям, согласно которым информация составляет коммерческую тайну. Следовательно, данная информация не попадает под действие режима коммерческой тайны.
Суд сделал выводы, согласно которым главным требованием режима коммерческой тайны является неизвестность информации третьим лицам, отсутствие свободного доступа к охраняемой информации, то есть обеспечение ее владельцем условий конфиденциальности. Эта информация должна иметь действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу того, что она не известна никому, кроме ее обладателя. При этом информация теряет свой статус коммерческой тайны в случае, если она становится общедоступной, в частности, если данная информация была опубликована или представлена в Интернете.