Подводя итог работы Госдумы за 2008 г. в части совершенствования трудового законодательства, можно констатировать, что усилия законотворческой деятельности не отвечают насущным потребностям, порожденным реалиями создавшихся отношений между работником и работодателем. Именно сейчас, когда работодатель вынужден оптимизировать расходы с помощью сокращения рабочих мест, законодательство нуждается в установлении эффективных социальных гарантий для лиц, потерявших работу.
Со дня введения в действие ТК РФ (01.02.2002 г.) законодатель ежегодно увеличивает количество изменений и дополнений, вносимых в его содержание. Прошедший 2008 г. не стал исключением. Правительство РФ теперь не является исполнителем воли законодателя о дополнении норм ТК РФ; расширены полномочия Федеральной инспекции труда. Достаточно ли предпринятых законодателем мер для эффективного правового регулирования в условиях кризиса?
Значение изменений законодательства
В ч. 3 и ч. 4 ст. 5 ТК РФ указан способ преодоления коллизий, возможных при несоблюдении законодателем правил юридической техники, не обеспечивающей совершенствование законотворчества и не позволяющей эффективно использовать изданные законы. Из ст. 5 ТК РФ следует, что нормы трудового права, содержащиеся в иных федеральных законах, должны соответствовать ТК РФ, а в случае противоречий между ТК РФ и иным федеральным законом, содержащим нормы трудового права, применяется ТК РФ. Кроме того, в данной статье определено следующее: если вновь принятый федеральный закон, содержащий нормы трудового права, противоречит ТК РФ, то он применяется при условии внесения в ТК РФ соответствующих изменений. Как видим, в трудовом законодательстве применяется норма-исключение из общего доктринального темпорального (перекрытого временем) правила. Иными словами, если какой-либо вновь изданный федеральный закон содержит нормы трудового права и вносит изменение в действующее правовое регулирование конкретного вида (подвида) трудового отношения, это не означает его приоритета перед нормой, содержащейся в ТК РФ.
В свою очередь, согласно требованиям ч. 2 ст. 422 ТК РФ, законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ на момент введения в действие ТК РФ, подлежат приведению в соответствие с Кодексом. Кроме того, в ч. 1 ст. 423 ТК РФ содержится правило, согласно которому до приведения в соответствие с ТК РФ законов и иных нормативных правовых актов, не отмененных с введением в действие ТК РФ, они действуют и применяются на территории РФ постольку, поскольку не противоречат ТК РФ.
К примеру, законодатель до сих пор не привел в соответствии с ТК РФ ряд норм Закона об образовании, следовательно, они не могут быть признаны действующими, а в указанных ТК РФ случаях – применимыми.
Различие между актом, не подлежащим применению в целом или в отдельной его части, и актом, недействительным или недействующим в целом или в отдельной его части
Различие в правовых последствиях для акта, признанного неприменяемым, недействительным или недействующим полностью или в части, является сейчас довольно дискуссионным вопросом, который, прежде всего на уровне Конституции РФ, не имеет однозначного решения (см., например, ч. 2 ст. 4, ч. 2 ст. 15, ч. 2 ст. 120, ч. 6 ст. 125 и др.). Поэтому если, например, подзаконные и локальные акты, стоящие в юридической иерархии ниже федерального закона и не создающие ему конкуренцию, ухудшают, а не улучшают положение работника, то они признаются неприменимыми в трудовых отношениях (например, ч. 4 ст. 8 ТК РФ). Однако такие акты законодатель формально не лишает юридической силы, а указывает только на их неприменимость в определенных случаях, что требует при разрешении трудового спора отражения этого факта в мотивировочной части решения юрисдикционного органа, рассматривавшего данный спор.