Под влиянием миграционных процессов законодательство в России постепенно меняется. Снимаются бюрократические формальности, препятствующие появлению иностранных работников на российском рынке труда, упрощаются процедуры привлечения их к трудовой деятельности. В качестве своеобразного «подарка» работодателям, использующим труд мигрантов, можно расценивать принятый в мае текущего года Федеральный закон № 86-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». О том, как после принятия данного документа изменился основной закон, регулирующий положение иностранных работников в нашей стране, вы узнаете, прочитав наш материал.
Каждый год на заработки в Россию приезжают более трех миллионов иностранных работников. Именно такую цифру называют в Федеральной миграционной службе. Вместе с тем не все из иностранцев имеют легальные основания жить и трудиться на территории Российской Федерации. Исправить ситуацию поможет принятый весной текущего года Федеральный закон № 86-ФЗ. Документ внес изменения в регулирование труда отдельных категорий иностранных работников: высококвалифицированных специалистов и тех, кто приезжает в Россию на безвизовой основе для работы по найму у российских граждан.
На особом положении
Для того чтобы работодатель мог на законных основаниях привлекать к труду иностранных работников, он обязан не только проверять у них наличие индивидуальных разрешений на работу, но и иметь собственное (выданное в установленном порядке) разрешение на привлечение и использование иностранных работников. В противном случае ему обеспечены неприятности. Статья 18.15 КоАП РФ предусматривает в качестве санкции за отсутствие такого документа штраф от 25 000 до 50 000 руб. (для должностных лиц), от 250 000 до 800 000 руб. (для юридических лиц). Последним также грозит административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В этой связи заслуживает внимание новелла, включенная Федеральным законом № 86-ФЗ в статью 13 Федерального закона № 115-ФЗ. Согласно ей работодатель и заказчик работ (услуг) (далее – работодатель) имеют право привлекать и использовать иностранных работников без соответствующего разрешения в случае, если указанные работники прибыли в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы или являются высококвалифицированными специалистами (далее – специалисты) (п. 4.5). Это нововведение значительно упрощает порядок взаимоотношений работодатель – иностранный работник. Стоит отметить и еще один момент, который наверняка заинтересует организации, использующие труд иностранцев: теперь на высококвалифицированных специалистов из-за рубежа не будет распространяться квота на выдачу приглашений для въезда в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квота на выдачу разрешений на работу (п. 2 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
Рассмотрим подробнее правовые аспекты пребывания и трудовой деятельности в России вышеуказанных категорий иностранных работников в свете последних изменений, внесенных в Федеральный закон № 115-ФЗ.
Кто вправе привлекать «классных» специалистов? Приглашать на работу высококвалифицированных специалистов могут только работодатели, перечисленные в подп. 1 п. 5 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ. Это:
- российские коммерческие организации;
- российские научные организации;
- образовательные учреждения профессионального образования;
- учреждения здравоохранения;
- иные организации, осуществляющие научную, научно-техническую и инновационную деятельность, экспериментальные разработки, испытания, подготовку кадров в соответствии с государственными приоритетными направлениями развития науки, технологий и техники России;
- аккредитованные в установленном порядке на территории России филиалы иностранных юридических лиц. Однако привлекать такого рода специалистов работодатели вправе при наличии двух условий. Первое – если в течение двух лет до дня подачи соответствующего ходатайства организация не подвергались административному наказанию за незаконное привлечение к трудовой деятельности иностранных работников. Второе – если не имеет на момент подачи ходатайства неисполненных постановлений о назначении административного наказания за совершение указанных административных правонарушений.
Как распознать специалиста?
Статья 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ в качестве высококвалифицированного специалиста называет иностранного гражданина, имеющего соответствующий опыт работы (навыки или достижения в конкретной области), который вправе претендовать в России на заработную плату от двух и более миллионов рублей за период, не превышающий одного года (п. 1).
При этом работодатель вправе сам оценивать компетентность и уровень квалификации специалиста. И, соответственно, нести определенные риски в случае неудачного выбора. Для оценки можно использовать достоверные и проверяемые сведения, подтверждающие наличие у кандидата определенного опыта, профессиональных знаний и навыков. В том числе сведения о трудовой деятельности, включая отзывы от прошлых работодателей. Работодатель вправе опираться также и на данные, полученные от рекрутинговых компаний, на результаты различных профессиональных конкурсов, в которых иностранный работник принимал участие.
Документы, которые должен представить работодатель в органы ФМС для оформления cпециалисту разрешения на работу, а также приглашения на въезд в Россию:
- ходатайство (форма утверждена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 487);
- трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), вступление в силу которых связано с получением данным специалистом разрешения на работу;
- письменное обязательство оплатить расходы, связанные с возможным административным выдворением за пределы Российской Федерации или депортацией привлекаемого работника;
- копию свидетельства о государственной регистрации юридического лица либо выписку из государственного реестра филиалов иностранных юридических лиц, аккредитованных в России, в случае если в качестве работодателя выступает филиал иностранного юридического лица.
Разрешение на работу
Теперь поговорим подробнее о разрешении на работу для привлекаемого специалиста. Оно выдается органом ФМС на срок действия заключенного им трудового или гражданско-правового договора (далее – трудовой договор) с приглашающим работодателем, но не более чем на три года. Причем указанный срок может быть неоднократно продлен, но не более чем на три года для каждого такого продления (см. п. 12, 17–19 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
Если трудовой договор расторгается досрочно, специалист должен в течение 30 рабочих дней найти другого работодателя и получить новое разрешение на работу. При этом срок действия имеющегося у него разрешения, а также срок действия визы и вида на жительство продлевается на период рассмотрения ходатайства работодателя, с которым специалист заключил новый трудовой договор.
05.08.2010 г. Джоанна М. (гражданка США) раньше срока, предусмотренного трудовым договором, уволилась из компании «Софит», где работала в должности финансового аналитика. Причина для увольнения имела сугубо личный характер. А уже 20.08.2010 г. (через 10 рабочих дней) между иностранной гражданкой и руководством ООО «Алые паруса» была достигнута договоренность о том, что она прията в штат организации в качестве эксперта по финансовым вопросам. 23.08.2010 г. новый работодатель подал в орган ФМС ходатайство о выдаче для Джоанны разрешения на работу. Таким образом, старое разрешение на работу и виза, на основании которой гражданка США находится на территории России, автоматически продлеваются до 13.09.2010 г. Так как срок рассмотрения ходатайства о привлечении специалиста должен составлять не более четырнадцати рабочих дней со дня его поступления в орган ФМС (п. 9 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ).
Словарь кадрового специалистаВиза – разрешение на въезд в Российскую Федерацию, выезд из Российской Федерации и транзитный проезд через ее территорию по действительным документам, удостоверяющим личность иностранного гражданина. Вид на жительство – документ, выданный иностранному гражданину или лицу без гражданства в подтверждение их права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также их права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию. Вид на жительство, выданный лицу без гражданства, является одновременно и документом, удостоверяющим его личность.
В случае же если специалист не заключил новый трудовой договор либо если ходатайство вновь найденного работодателя ФМС отклонено, в течение тридцати рабочих дней он и члены его семьи обязаны покинуть территорию Российской Федерации.
Работодатель должен:
- застраховать специалиста по договору добровольного медицинского страхования (обеспечение медицинского страхования в данном случае является одним из основных условий трудового договора);
- в течение тридцати дней со дня получения специалистом разрешения на работу представить в орган ФМС сведения о постановке данного специалиста на учет в налоговых органах Российской Федерации;
- ежеквартально уведомлять орган ФМС о выплатах заработной платы специалистам, а также о случаях расторжения трудовых договоров с ними и о предоставлении таким специалистам отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года.
Сам себе режиссер
Иностранный гражданин, желающий попасть в категорию «высококвалифицированных специалистов», жить и трудиться на территории Российской Федерации, может и не ждать приглашения от конкретного работодателя. Он вправе сам заявить о себе и в этом качестве предложить свои услуги на российском рынке труда. Для этого специалисту следует обратиться в представительство ФМС в своей стране (либо в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации) с соответствующим ходатайством. В документе должны быть отражены сведения, подтверждающие опыт его работы, навыки или достижения в конкретной области, а также согласие на внесение этих сведений в банк данных и на представление потенциальным работодателям на территории Российской Федерации.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (введена Федеральным законом № 86-ФЗ). Статья 18.2 «Ведение банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности. Форма оказания государственной финансовой поддержки»
Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет формируемый в рамках государственной информационной системы миграционного учета банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности, в который вносятся сведения о документах, выдаваемых иностранным гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом. Порядок ведения банка данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности и перечень сведений, подлежащих внесению в него в соответствии с настоящим Федеральным законом, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Сведения, представленные специалистом, размещаются на официальном сайте ФМС. При этом Российская Федерация не несет ответственности за их достоверность. В том случае, если кандидатура соискателя заинтересует кого-то из российских работодателей и возникнет необходимость его поездки в Россию, специалисту будет оформлена обыкновенная деловая виза для въезда. Срок действия такой визы – тридцать суток. При этом у соискателя на руках должно быть письменное предложение о въезде в Россию от потенциального работодателя. А вот приглашение (обычно необходимое для выдачи визы) в данном случае не требуется. Для оформления деловой визы специалист должен подтвердить наличие у него средств для проживания в Российской Федерации и выезда из страны по окончании установленного срока.
В случае если орган ФМС удовлетворит ходатайства работодателя о привлечении иностранца в качестве специалиста, выданная ему обыкновенная деловая виза аннулируется и одновременно оформляется обыкновенная рабочая виза.
Расплата за необязательность
Работодатель должен строго соблюдать правила и нормы, в соответствии с которыми он имеет право привлекать к трудовой деятельности иностранных специалистов. В противном случае ситуация может обернуться против него. В п. 26 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ сказано, что работодатель, по собственной вине не исполнивший принятых на себя обязательств перед специалистом, вправе вновь привлекать подобных работников не ранее чем через два года со дня, когда соответствующие нарушения стали известны органу ФМС.
В июле 2010 г. ООО «Полимер» заключило трудовой договор с Иоганом М., гражданином Бельгии, прибывшим в нашу страну по приглашению работодателя. В соответствии с трудовым договором иностранец должен был работать в качестве ведущего аналитика в одном из структурных подразделений. Однако фактически он выполнял нагрузку не только по своей должности, но и за временно отсутствующего сотрудника. При этом заработная плата выплачивалась специалисту только по основной должности. Возражения Иогана по данному поводу работодатель не принял. 05.08.2010 г. специалист досрочно расторг трудовой договор с компанией и в этот же день обратился в орган ФМС с письменной жалобой на недобросовестного работодателя. 12.08.2010 г. генеральный директор ООО «Полимер» направил в миграционную службу (где рассматривалось обращение иностранного работника) новое ходатайство о привлечении на работу другого специалиста, а именно – Роберта Ш., гражданина Великобритании. В ответ генеральный директор получил письменное уведомление о том, что его ходатайство оставлено без рассмотрения по существу и что с новым ходатайством он вправе обратиться в орган ФМС не ранее 05.08.2012 г.
Итак, мы рассмотрели, каким образом изменилось миграционное законодательство в отношении труда иностранных работников, отнесенных к категории «высококвалифицированные специалисты». Теперь поговорим о другой категории иностранцев.
О «патентованных» помощниках
Эти работники не обладают высоким квалификационным статусом и прибыли в нашу страну в порядке, не требующем получения визы. Цель их пребывания – работа по трудовому или гражданско-правовому договору (далее – договор) у физических лиц для удовлетворения личных, домашних и иных подобных нужд нанимателей. В соответствии с п. 1 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ, чтобы осуществлять такую деятельности, иностранные граждане должны иметь соответствующий патент (форма документа утверждена постановлением Правительства РФ от 30.06.2010 г. № 487). Для того чтобы получить такой патент, им необходимо обратиться в территориальный орган ФМС с соответствующей просьбой и представить документы, перечисленные в п. 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ. В частности, письменное заявление, документ, удостоверяющий личность, миграционную карту.
Срок действия документа
Территориальный орган ФМС не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина заявления о выдаче патента обязан выдать этот документ или уведомление об отказе в его выдаче. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Время его действия может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не должен составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи. Например, если иностранный работник подал заявление в орган ФМС 05.08.2010 г., то не позднее 19.08.2010 г. должна последовать реакция миграционной службы, то есть она либо выдаст документ иностранному работнику, либо откажет в его выдаче. При положительном решении патент может быть выдан как минимум до 19.09.2010 г., как максимум – до 19.11.2010 г. Этот документ, как мы отмечали выше, может неоднократно продлеваться на срок до трех месяцев (допустим, с 19.11.2010 г. до 19.02.2011г. и т.п.). При этом в любом случае документ будет действителен только до 19.08.2011 г.
Важно отметить, что действие патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа. При этом иностранному работнику не требуется специально обращаться в территориальные органы ФМС. В ином случае действие патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи документа иностранный работник вправе обратиться в территориальные органы ФМС за получением нового.
Может возникнуть и такая ситуация. Допустим, иностранный работник не предпринимает никаких мер для того, чтобы продлить имеющийся у него патент или получить новый, а срок его временного пребывания на территории нашей страны истекает (п. 2 ст. 5 и ст. 5.1 Федерального закона № 115-ФЗ). В этом случае он обязан выехать из России по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента.
Фрагмент документа
Федеральный закон от 25.07.2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Пункт 11 статьи 13
Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
- в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
- в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц;
- при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1, 2 и 4 пункта 9 и пунктом 9.1 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Фотография на память...
Выше мы рассказали об изменениях в Федеральный закон № 115-ФЗ, которые вступают в силу с 01.07.2010 г. Но есть и норма с отлагательным периодом действия. Так, п. 4.6 ст. 13 указанного закона вступает в силу лишь с 01.01.2013 г. Суть ее в следующем.
По общему правилу (если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации) иностранный гражданин, прибывший в нашу страну в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу должен быть «подвергнут» фотографированию. Также иностранец подлежит обязательной государственной дактилоскопической регистрации. В последующем полученные сведения должны быть включены в банк данных об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности (ст. 18.2 Федерального закона № 115-ФЗ). Важно отметить, что это положение не распространяется на иностранных работников, получающих разрешение на работу в соответствии со ст. 13.2 указанного закона. То есть на высококвалифицированных специалистов.
Итак, мы рассмотрели основные изменения, внесенные в Федеральный закон № 115-ФЗ. Однако коррекции, связанной с регулированием труда иностранных работников, подверглись и другие законодательные акт Российской Федерации. Их полный перечень представлен ниже.
Федеральным законом № 86-ФЗ также внесены изменения в следующие нормативные правовые акты:
- Федеральный закон от 15.08.1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;
- Федеральный закон от 25.07.1998 г. № 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»;
- Бюджетный кодекс Российской Федерации;
- Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая);
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.