Top.Mail.Ru

Чем ценна информация кадровой службы для бухгалтерии

Документы, которые готовит кадровая служба, казалось бы, для своих целей, имеют большое значение для бухгалтерии. Если разобраться, то они могут снизить налоговые риски, участвовать в минимизации налогообложения и напрямую оказывать влияние на размер доходов как работодателя, так и работников. О каких документах идет речь, рассказано в материале нашего автора.
Кадровую службу можно назвать двоюродной сестрой бухгалтерии, т.к. их работа весьма взаимосвязана. Оказывается, кадровики по многим перекрестным с бухгалтерами вопросам могут обеспечить минимизацию налоговых и судебных рисков, которые связаны с достоверностью и прозрачностью некоторых исконно кадровых документов.

Как известно, оценка надлежащего исполнения требований законодательства по любому виду деятельности осуществляется на основании документов, являющихся своего рода «соломкой» для компании. Есть ли она у вас, того ли качества, выявляется только при проверке, которая может начаться в любой момент.

Так, прошлогодний кризис многим компаниям, которых коснулись проверки, показал их слабые места, одно из которых связано с главным ресурсом предприятия – работниками. Именно они, в отличие от безмолвных документов, в случае необходимости могут давать показания, приводить доводы и свидетельства.

Начинается оформление документов по каждому работнику в кадровой службе, а продолжается в бухгалтерской. Поэтому проверяющие, начиная с 2010 года, по вполне законным основаниям объединяются в группы, специализирующиеся на трудовом и бухгалтерском (налоговом) законодательстве, но преследуют при этом абсолютно разные цели. В любом случае главное для них – найти нарушения, предъявить их для исправления, иногда выставляя при этом серьезные штрафные санкции.

Не является секретом и тот факт, что подписанные работником и работодателем те или иные документы, изначально оформляемые в кадровой службе, редко устраивают и проверяющих, и бухгалтерских работников. И причин для этого достаточно.

Два (и три, и четыре) в одном

Так сложилось, что основные документы, хранящиеся в кадровой службе, представляют интерес для:

  • во-первых, руководства, которое должно сохранить бизнес при наименьших издержках и с точки зрения зарплаты, и с точки зрения штрафных санкций проверяющих органов;
  • во-вторых, кадровой службы, которая отвечает за наличие обосновывающих кадровую политику предприятия документов;
  • в-третьих, бухгалтерии предприятия, так как на движении кадров основан показатель затрат на оплату труда и они составляют заметную часть расходов практически любого предприятия. Кроме того, кадровые вопросы тесно связаны с бухгалтерским и налоговым учетом. А точное понимание того, какие налоги и как необходимо уплачивать, позволяет в значительной степени планировать расходы и оптимизировать их;
  • в-четвертых, трудовой и налоговой инспекции.

Речь идет прежде всего о локальных нормативных положениях (актах) по кадрам и социальным вопросам конкретного предприятия.

Под локальными нормативными актами понимаются разрабатываемые и принимаемые органами управления предприятия в соответствии с их компетенцией, определенной действующим законодательством и уставом, внутренние документы, устанавливающие нормы (правила) общего характера, предназначенные для регулирования управленческой, финансовой, коммерческой, производственно-хозяйственной, кадровой и иной функциональной деятельности предприятия.

Классический набор пакета кадровика предполагает, что в наличии имеются следующие локальные нормативные акты: коллективный договор, Положение о системе оплаты и стимулировании труда, Положение о премировании, Положение о персонале, Правила внутреннего трудового распорядка, Положение о системе обучения персонала, Положение о социальных гарантиях, льготах и компенсациях, Положение о доплатах и надбавках, Положение об удержаниях, Положение об отпусках и т.д.

Разрабатывает акты компетентный орган управления – специально созданная для этого комиссия из числа администрации, представителей трудового коллектива и выборного профсоюзного органа (если таковой на предприятии имеется). Одними из главных участников при составлении проектов таких актов являются, конечно же, кадровики. Однако зачастую кадровики не сильны в правовой и нормативной базе по бухгалтерскому и налоговому учету. Поэтому к работе над созданием внутренних положений по труду, по нашему мнению, должны активно привлекаться бухгалтерия и расчетный отдел. Последние, штудируя издания по бухгалтерскому и налоговому учету в части вознаграждений работникам, в свою очередь лучше узнают трудовое законодательство.

Коллективный договор

Роль и значение коллективного договора на предприятии определяются его содержанием. Для кого важен и нужен коллективный договор: для налоговика, трудовика, предприятия или самих работников? Ответ на вопрос можно найти в его определении, данном в главе 7 Трудового кодекса РФ.

Коллективный договор – это соглашение, устанавливающее дополнительные гарантии для работников предприятия, а также обязательства с их стороны перед администрацией этого предприятия. Другими словами, коллективный договор прежде всего защищает интересы работников предприятия.

Опыт показывает, что мало кто из физических лиц – работников предприятий знает об этом. Работники даже не предполагают, что они сами могут принимать активное участие в разработке проекта коллективного договора, в формулировании принципов взаимодействия сторон. Не в этом ли причина самоуправства некоторых работодателей? В связи с этим данный документ может существенным образом повлиять не только на морально-психологический климат в коллективе, но и на величину заработков.

Если на вашем предприятии такой документ отсутствует, то при проведении ближайшего общего собрания вы можете обсудить содержание коллективного договора, в том числе обязательства работодателя по следующим вопросам:

  • формы, системы и размеры оплаты труда;
  • размеры пособий, компенсаций;
  • механизм регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором;
  • занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
  • гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
  • оздоровление и отдых работников и членов их семей и т.д.

Коллективный договор необходим и работодателю, так как именно в нем устанавливаются рабочее время и время отдыха, отражаются вопросы предоставления и продолжительности отпусков, фиксируется факт отказа от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора и другие вопросы, определенные сторонами.

Согласно Трудовому кодексу РФ оплата труда таких работников устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. Минимальные размеры повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, и условия указанного повышения устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Конкретные размеры повышения оплаты труда должны быть определены работодателем с учетом мнения представительного органа.

Пример 1

В коллективном договоре организации зафиксировано, что оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными особыми условиями труда, устанавливается в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками (окладами), установленными для различных видов работ с нормальными условиями труда. При этом размер надбавки не должен быть ниже размеров, установленных законами и иными нормативными правовыми актами (ст. 146 ТК РФ). Такие надбавки направлены на повышение размера оплаты труда работников, занятых на работах с вредными условиями труда.

Выдержка из коллективного договора организации в отношении надбавок может выглядеть следующим образом:

«Для работников Общества, работающих в тяжелых, вредных и особо вредных условиях труда, предусмотрен повышенный размер оплаты труда.

Размер надбавки определяется с учетом мнения представителей трудового коллектива, но не менее 10% ежемесячного оклада работника».

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Правила уничтожения персональных данных

В каких ситуациях и в какие сроки необходимо уничтожать персональные данные? Каков порядок их уничтожения? Что будет за нарушения в этой сфере? Какие документы составить, чтобы соблюсти установленные действующими нормативными правовыми актами требования? Отвечаем на эти и связанные с ними вопросы. Даем готовые образцы приказа о создании постоянно действующей комиссии по уничтожению документов, акта об уничтожении персданных, уведомления работника об уничтожении неправомерно использованных персональных данных. Предлагаем формулировки для локального нормативного акта компании (о порядке уничтожения таких конфиденциальных сведений) и договоров с контрагентами (с обязательством уничтожить передаваемые по договору персданные в установленных случаях).

Отвечаем на запросы о предоставлении персональных данных

В организацию время от времени приходят запросы от сторонних лиц. Это могут быть как государственные (муниципальные) органы и организации, так и коммерческие компании. В каком случае у работодателя есть обязанность ответить на запрос о представлении персональных данных, а когда он должен (или может) отказать? Какие сроки установлены для ответа на запросы суда, прокуратуры, ОВД, судебных приставов и пр.? Показываем, как организовать процесс ответов на внешние запросы (с образцами оформления ответов на различные запросы, в т.ч. об отказе предоставить сведения, а также примерами исчисления сроков исполнения запросов).

Документы по персональным данным, которые проверит Роскомнадзор

Любым организациям и ИП так или иначе приходится обрабатывать персональные данные граждан. Показываем на конкретных примерах, какие документы работодателям необходимо иметь в наличии для успешного прохождения проверки соблюдения законодательства о персональных данных и как правильно их оформить, чтобы снизить риски возникновения споров.

10 важных дел кадровика накануне Нового года

Наступил декабрь, а это значит, что у кадровика есть определенные дела, которые обязательно надо закончить до начала Нового года. Напомним, какие основные задачи стоят перед службой персонала (приведем необходимый минимум), чтобы в предновогодней суете о них не забыть и уйти на праздники со спокойной совестью.

Штатное расписание в вопросах и ответах

Столь важный кадровый документ, как штатное расписание, на практике вызывает немало вопросов. Обязательно ли оно для организации? Как утвердить новое штатное расписание и как часто оно должно составляться? Как правильно заполнить унифицированную форму № Т-3 и можно ли внести в нее дополнительные реквизиты? Как оформить изменение штатного расписания и каковы особенности этой процедуры при сокращении штата? Что такое штатная расстановка и чем она отличается от штатного расписания? На эти и другие актуальные вопросы вы найдете ответ в данной статье.

Меняем режим рабочего времени

Режим рабочего времени может быть изменен двумя способами: либо по соглашению с работником, либо работодателем в одностороннем порядке при наличии соответствующих оснований. Процедура смены режима рабочего времени зависит от того, каким образом в компании изначально зафиксирован режим. В статье рассмотрены возможные варианты оформления изменения режима с заполненными образцами документов.

Как избавиться от накопленных отпусков

Что делать, если сотрудники отказываются идти в отпуск, а «задолженность» по отпускам у них накопилась значительная? Можно ли направить людей в отпуск в одностороннем порядке? Какая ответственность грозит работодателю, если проверяющие обнаружат «недобор» по отпускам? «Сгорают» ли неиспользованные отпуска, если сотрудник отказывается уходить в отпуск два года и более?

Работник в случае конфликта уходит на «больничный»: методы борьбы

Каждый работодатель сталкивался с работниками, которые при возникновении конфликта, опасности опалы руководства и риска несения наказания за невыполнение своих обязанностей вдруг пропадали, а позже оказывалось, что у них на руках есть листки нетрудоспособности. Работодатели используют различные средства, чтобы вывести мнимых больных на чистую воду, однако далеко не все они законны. О том, какую стратегию выбрать, читайте в статье нашего автора.