Эта статья заинтересует многих кадровиков. Ведь практически в любом коллективе найдется нерадивый и некомпетентный работник, только тормозящий рабочий процесс. Но при этом других прегрешений за ним не водится: он исправно просиживает штаны на рабочем месте «от звонка до звонка», не прогуливает, не приходит на работу в нетрезвом виде… Что же делать в такой ситуации? Автор статьи советует провести аттестацию. И если работник действительно не соответствует своей должности, он ее не пройдет и вы сможете смело уволить непрофессионала по данному основанию. Однако провести и оформить всю процедуру нужно грамотно, чтобы суд не возвратил вам ваше «сокровище» обратно.
Пожалуй, ни одно основание для увольнения не вызывает у работодателей так много вопросов, как несоответствие занимаемой должности (пункт 3 части 1 статьи 81 ТК РФ). Часто руководители понимают под такой формулировкой совсем не то, что подразумевает под ней закон. Если работник постоянно срывает задания, проявляет некомпетентность, руководителю кажется, что профессиональная несостоятельность сотрудника доказана и в особом подтверждении не нуждается. Эта позиция окажется неразумной, когда уволенный работник обратится в суд. Свидетельскими показаниями факт несоответствия занимаемой должности подтвердить нельзя, на то необходимы документы. И только результаты аттестации работника могут служить основанием для такого увольнения.
Цели и задачи аттестации
Теоретически аттестация кадров – это процедура определения квалификации, практических навыков, деловых качеств работника и установления их соответствия или несоответствия занимаемой должности. Аттестация проводится с целью рациональной расстановки кадров и их эффективного использования. По результатам аттестации принимается решение, изменяющее или сохраняющее аттестуемому работнику занимаемую должность.
Но такая процедура с соблюдением всех норм и требований российского законодательства применяется в основном в государственных учреждениях. Например, при введении Единой тарифной сетки по решению Правительства России через аттестацию (то есть через деловую оценку работника для присвоения ему квалификационного разряда) прошли все работники бюджетных организаций.
На деле же в большинстве компаний проводится регулярная оценка сотрудников, которая и называется аттестацией. Считается, что эта процедура необходима для эффективного управления персоналом компании. Причем цели у каждой организации могут быть абсолютно разные: от определения потребности в обучении, улучшения текущей деятельности и определения целей и задач на последующие периоды до подбора кандидатов для перемещений внутри организации и сбора информации, необходимой для принятия решения о продвижениях по службе.
Тремя наиболее важными целями оценки деятельности персонала специалисты считают:
- улучшение текущей деятельности организации;
- определение производственных целей и задач;
- определение потребности в обучении персонала.
Аттестация сотрудников неуправленческих должностей обычно проводится по следующим основным параметрам:
- отношение к работе;
- работа в команде;
- умение решать проблемы;
- навыки общения;
- уровень квалификации.
А вот специалистов-управленцев оценивают еще и по следующим критериям:
- ответственность;
- инициатива;
- лидерство;
- управление персоналом;
- навыки планирования и организации.
Профессиональное поведение каждого сотрудника, проявленное во время определенного...