Top.Mail.Ru
Первая статья рубрики посвящена расчету отпускных. Но остается еще одна немаловажная часть «проводов» работника в отпуск – документальное оформление законного отдыха. Каков состав и сроки подготовки необходимых бумаг? Как их правильно оформить? Ответы на эти вопросы, а также образцы заполнения документов вы найдете в нашей статье.
Наступает пора отпусков, поэтому самое время разобраться, как правильно оформить предоставление работнику отпуска и избежать при этом рисков нарушения трудового законодательства.

Правильное оформление документов при предоставлении работнику того или иного вида отпуска поможет организации избежать как споров с работниками, которые при неблагоприятном развитии событий могут окончиться и судебным разбирательством, так и претензий проверяющих органов, в том числе государственных инспекций труда.

Регламентация предоставления отпуска внутренними документами организации

Отпускам посвящена глава 19 ТК РФ (ст.ст. 114–128). Но условия предоставления отпусков регламентируются не только трудовым законодательством. Более подробные положения об отпусках могут быть закреплены в коллективном договоре, локальных нормативных актах организации, в том числе в ПВТР, Положении о персонале и др. Приведем только некоторые из вопросов, которые можно закрепить в коллективном договоре и / или в иных внутренних документах организации:

  • конкретная продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска, предоставляемого отдельным категориям работников в случаях, когда обязанность предоставить отпуск установлена федеральным законом. При этом законом, как правило, предусматривается минимальная продолжительность отпуска, которая может быть увеличена работодателем, например, для работников с ненормированным рабочим днем (ст. 119 ТК РФ);
  • установление видов дополнительных отпусков кроме тех, что уже предусмотрены федеральными законами. При этом необходимо прописать условия, продолжительность и порядок предоставления таких отпусков;
  • случаи продления или перенесения отпуска, помимо прямо предусмотренных в ст. 124 ТК РФ;
  • формы документов, которые составляются при предоставлении работнику отпуска, помимо тех форм, которые являются унифицированными и утверждены постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 г. № 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты» (например, формы заявления о предоставлении отпуска, о перенесении отпуска, извещения об отпуске и т.п.);
  • порядок составления проекта и согласования графика отпусков;
  • другие вопросы, обусловленные спецификой труда в конкретной организации.

Учитывая, что ПВТР является обязательным документом для каждой организации, которая нанимает работников по трудовым договорам, он обязательно запрашивается государственными инспекциями труда при проведении проверок. Поэтому большим компаниям рекомендуем воспользоваться следующим советом:

  • все основные правила и условия предоставления отпусков закрепите в Правилах внутреннего трудового распорядка, а
  • процедурные вопросы оформления документов (порядок составления графика отпусков, оформления заявления о предоставлении каждого конкретного вида отпуска, необходимость получения виз согласования на данном заявлении, порядок извещения работника о предстоящем согласно графику отпусков ежегодном отпуске и т.п.) закрепите в отдельном документе, например, в Положении о персонале. В данное Положение можно включить и регулирование других...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Порядок ознакомления с приказами

Когда и кого из работников надо знакомить с приказами по основной деятельности? Можно ли вместо проставления подписи разослать копию приказа? Будет ли этого достаточно, чтобы доказать, что сотрудник в курсе порученного? Зачем устанавливать срок ознакомления с приказами? Нужно ли прописывать в ЛНА обязанность работника знакомиться с приказами? Поводом для написания статьи стал вопрос читателя.

Проблемная трудовая книжка при трудоустройстве

Рассматриваем проблемные вопросы, связанные с трудовыми книжками при приеме на работу. Например, когда у кандидата оказываются на руках две и более трудовые книжки или совсем нет книжки, хотя она должна у него быть; если при приеме на работу сотруднику завели новую трудовую книжку в связи с утерей старой, а спустя месяц он нашел прежнюю. Даем образцы документов, которые понадобятся, чтобы выправить ситуацию: заявлений от работника с информацией, какую из своих нескольких трудовых книжек он просит работодателя вести, какой страховой стаж учитывать и где будет храниться другая трудовая книжка, об оформлении новой трудовой книжки взамен утерянной, о нахождении им трудовой книжки с просьбой принять ее к ведению и хранению, а также приказа о приеме работодателем найденной работником трудовой книжки, фрагмента книги (журнала) по учету движения трудовых книжек с записью о замене сведений о трудовой книжке, уничтожении ранее оформленной новой трудовой книжки.

Оформляем копии и выписки из документов

Рассказываем, в чем разница между подлинником документа, его дубликатом, копией (бумажной, электронной, заверенной), выпиской. Показываем на примерах разницу в оформлении и юридической силе перечисленных вариантов.

Как составить справку для работника

Рассказываем о справках, которые могут составляться в организации (как внутренние, так и внешние). Разбираем порядок оформления информационных справок и справок по личному составу. Показываем обязательные и факультативные реквизиты. Приводим образцы справок, в том числе о факте работы, среднем ежемесячном доходе работника, факте предоставления отпуска.

Внутренние переводы: оформляем правильно

Любое предприятие время от времени сталкивается с ситуацией, когда работнику требуется изменить его трудовую функцию либо структурное подразделение. Причины этого различны: как собственная просьба сотрудников, так и состояние здоровья гражданина, сокращение штата, чрезвычайные обстоятельства и т. Д. Вместе с тем в наше время не является редкостью переезд работника вместе с работодателем в другую местность. Как правило, указанные операции проводят посредством перевода сотрудников на другую работу. Переводы могут быть как временные, так и постоянные, по инициативе работника и работодателя, с согласия работника и без. При этом в зависимости от вида и причины перевода различается порядок их оформления.

Как вносить изменения в приказы и приложения к ним: инструкция для кадровика

На практике нередко возникает необходимость внести изменения в действующий документ организации – приказ или утвержденный им документ. На примерах покажем, как это лучше сделать, какие формулировки использовать, когда целесообразнее утвердить правки, а когда документ в новой редакции.

Как оформить приказ по новому ГОСТ

Новый ГОСТ Р 7.0.97-2016 немного скорректировал правила оформления приказов – ​в этой статье мы предлагаем их полное актуальное изложение. Даны примеры оформления каждого реквизита (с тонкостями для различных ситуаций). Особо детально рассмотрено документирование согласования в бумажном и электронном виде. Объясняем, как визуализировать электронную подпись, если невозможно воспользоваться единственным вариантом, предусмотренным в ГОСТ. Показываем, где ГОСТ расходится с методическими рекомендациями для федеральных органов исполнительной власти.

Особенности работы лиц, имеющих детей до трех лет

Одно из направлений социальной политики нашего государства – разработка мер не только по повышению рождаемости, но и по увеличению занятости лиц, осуществляющих уход за детьми. Приветствуя инициативы предприятий по улучшению условий труда работающих мам, законодатель, не рассчитывая на всеобщую сознательность, устанавливает обязательный для всех работодателей минимум льгот и гарантий, предоставляемых данной категории работников. Из нашей статьи вы узнаете об особенностях режима работы и времени отдыха сотрудниц, имеющих детей до трех лет, о том, к каким работам они не могут привлекаться и как должны быть организованы и оплачены перерывы для кормления ребенка, о том, какие документы следует оформлять в этих и других ситуациях.