Как известно, не ошибается лишь тот, кто не работает. Однако даже самые, казалось бы, безобидные оплошности могут повлечь очень серьезные последствия. Например, забыл кадровик про последние изменения в законодательстве, не внес нужный пункт в текст трудового договора – и работника уже так просто не уволишь! Автор статьи – юрист-практик, которая принимала участие в судебных делах, касающихся трудовых отношений. Она поделилась с нами самыми «показательными» ошибками кадровиков на примере оформления трудовых отношений с руководителями федерального государственного унитарного предприятия.
Особый правовой статус руководителя федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) состоит в том, что он, с одной стороны, – физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ осуществляет руководство организацией и выполняет функции ее единоличного исполнительного органа (статья 273 ТК РФ), а с другой – наемный работник, состоящий в трудовых отношениях с работодателем (статья 20 ТК РФ).Кроме того, специфика статуса такого руководителя заключается в том, что он является единоличным исполнительным органом организации, собственник имущества которой – Российская Федерация. Это обстоятельство определяет и его основную задачу: эффективное использование федерального имущества, переданного предприятию на праве хозяйственного ведения. Другими задачами являются:
- выполнение установленных показателей экономической деятельности предприятия,
- обеспечение использования имущества предприятия, в том числе недвижимого, по целевому назначению в соответствии с видами деятельности предприятия, установленными Уставом предприятия и т.п.
В связи с этим вопросы кадрового обеспечения ФГУП являются исключительной прерогативой государства в лице федеральных органов исполнительной власти 1, осуществляющих полномочия собственника имущества ФГУП и являющихся, по сути, работодателями для руководителей таких предприятий.
Принятие кадровых решений федеральными органами – собственниками имущества федеральных государственных унитарных предприятий регулируется достаточным количеством нормативных правовых актов. Перечислим основные:
- Трудовой кодекс Российской Федерации;
- Указ Президента Российской Федерации от 10.06.1994 г. № 1200 «О некоторых мерах по обеспечению государственного управления экономикой»;
- постановления Правительства Российской Федерации от 03.12.2004 г. № 739 «О полномочиях федеральных органов исполнительной власти по осуществлению прав собственника имущества федерального государственного унитарного предприятия» и от 16.03.2000 г. № 234 «О порядке заключения трудовых договоров и аттестации руководителей федеральных государственных унитарных предприятий» (далее – Постановление № 234).
Большинство вопросов, связанных с заключением и прекращением трудовых договоров с руководителями предприятий по различным основаниям, подробно описаны в нормах указанных актов. Но, к сожалению, детальное законодательное регулирование тех или иных процедур решения кадровых вопросов не всегда является гарантией законности принятого решения. Об этом говорит многолетний опыт работы автора статьи в отделе по судебным делам одного из федеральных органов исполнительной власти (в ведении которого находится большое количество...