Мы продолжаем публиковать статьи об особенностях трудовых отношений с работниками различных профессий. Сегодня поговорим о работниках гражданской авиации, а точнее – о правилах оформления таких сотрудников на работу. Воздушный кодекс выделяет две категории работников гражданской авиации: сотрудники кабинного и летного состава. Разумеется, условия приема на работу летчиков гораздо жестче, чем бортпроводников. Поскольку автор статьи – сотрудник кадровой службы крупной авиакомпании, она не только рассказала о законодательных требованиях приема на работу персонала, но и поделилась собственным опытом проведения конкурсов при отборе кандидатов на соответствующие должности.
Рубрику «Профессия» продолжает статья, посвященная трудовым отношениям работников гражданской авиации. В ней мы расскажем о требованиях, предъявляемых к таким сотрудникам при приеме на работу, и о нюансах оформления «приемных» документов.
Правовая база
Основными нормативными правовыми актами, регулирующими трудовые отношения работников гражданской авиации, являются:
- Трудовой кодекс Российской Федерации (а именно – статьи 328–330 и 413 ТК РФ);
- Воздушный кодекс Российской Федерации;
- приказ Минтранса РФ от 21.11.2005 г. № 139 «Об утверждении положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха членов экипажей воздушных судов гражданской авиации Российской Федерации»;
- постановление Правительства РФ от 13.08.1996 г. № 996 «Об утверждении Временного положения об авиации общего назначения Российской Федерации»;
- Федеральные авиационные правила «Медицинское освидетельствование летного, диспетчерского состава, бортпроводников, конкурсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», введенные в действие приказом Минтранса России от 22.04.2002 г. № 50 (далее – приказ № 50);
- постановление Министерства труда и социального развития РФ от 05.03.2004 г. № 29 «Об утверждении квалификационного справочника должностей руководителей и специалистов организаций гражданской авиации» (в ред. приказа Минздравсоцразвития от 12.04.2007 г. № 261) (далее – приказ № 29).
Конечно, существует и много других документов, о которых мы будем упоминать по ходу статьи.
Требования к работникам при приеме на работу
В соответствии со статьей 56 Воздушного кодекса Российской Федерации работников гражданской авиации условно можно разделить на две категории:
- работников летного экипажа (командир воздушного судна, второй пилот, бортштурман, бортовой инженер, бортовой механик, включая инструкторов);
- работников кабинного экипажа (бортпроводники и бортоператоры).
Требования, предъявляемые при приеме на работу, и условия труда работников этих категорий различаются между собой. И неудивительно: нагрузка и обязанности этих работников тоже очень разнятся.
Для наглядности приведем обязанности главного штурмана и бортпроводника (см. Пример 1).
Обязанности главного штурмана:
- организация инспекции деятельности штурманской службы и штурманского обеспечения полетов авиационного предприятия, обеспечение экипажей воздушных судов аэронавигационной информацией, обучение руководящего, командно-летного и инструкторского состава авиационного предприятия всем видам применения авиации;
- проверка уровня штурманской подготовки по самолетовождению командно-летного состава авиационного предприятия;
- осуществление надзора за состоянием учета, хранения и обеспечения авиационного предприятия топографическими картами и штурманским снаряжением;
- организация проведения мероприятий по совершенствованию штурманского обеспечения полетов, перелетов и специальных авиационных работ;
- осуществление надзора за проведением штурманской подготовки к полетам, разборов полетов, анализа полетной документации;
- осуществление инспекторских проверок служб обеспечения полетов авиационного предприятия по штурманскому направлению;
- раздача предписаний по устранению вскрытых недостатков, контроль их исполнения;
- расследование случаев потери экипажем ориентировки и отклонения маршрута воздушного судна от воздушных трасс; анализ этих нарушений и разработка мероприятий по их предотвращению и т.д.
В обязанности бортпроводников входит:
- знание и выполнение требований Положения о службе бортпроводников, должностной инструкции и нормативных документов в части, его касающейся;
- контроль состояния аварийно-спасательного и бытового оборудования воздушного судна и эксплуатация его в соответствии с Руководством по летной эксплуатации воздушного судна;
- взаимодействие членов экипажа при аварийной посадке воздушного судна на воду, на сушу;
- контроль количества, состояния упаковки и порядок размещения коммерческой загрузки на борту воздушного судна;
- обеспечение соблюдения пассажирами правил поведения на борту воздушного судна, своевременное информирование командира воздушного судна обо всех нарушениях этих правил и др.
Квалификационные требования к кандидатам при приеме на работу установлены в приказе № 29.
Одно из основных требований, предъявляемых к работникам гражданской авиации, – наличие специального образования. Работники летного состава должны иметь высшее или среднее специальное образование (Бугурусланское летное училище ГА, Академия гражданской авиации г. Санкт-Петербурга, Омское летное училище и т.п.). К бортпроводникам не столь жесткие требования. Как правило, работники кабинного состава (бортпроводники) имеют разнопрофильное образование, но предпочтение при поступлении на работу отдается лицам с медицинским образованием, владеющим иностранными языками.
Второе требование – наличие стажа работы. Такого требования нет только к кандидатам на должность:
- начальника группы перронного контроля и досмотра...