Top.Mail.Ru

Правовое регулирование товарных знаков

Прежде чем начать использовать некое обозначение в качестве товарного знака, предприниматель должен четко определить его правовой статус, а именно: можно ли применять данное обозначение в качестве товарного знака, обязательно ли его регистрировать, нет ли у него законного владельца и т.д.? В статье даются подробные ответы на эти вопросы.
Словосочетание «товарный знак» прочно вошло в оборот, а их использование стало неотъемлемой частью предпринимательской деятельности. Так, раскрученный товарный знак стимулирует интерес среди потребителей к товарам, отмеченным таким знаком, провоцирует их на покупки, а значит, и увеличивает доходы предпринимателей. О масштабах использования товарных знаков красноречиво говорят следующие цифры: только за 2008 год в нашей стране было зарегистрировано 36 617 товарных знаков. Успешный товарный знак, как правило, обладает различительной способностью, хорошо запоминается и вызывает у потенциального потребителя положительные ассоциации с тем товаром, который он индивидуализирует (маркирует). Эффективное продвижение товарного знака на рынке во многом определяется грамотной рекламной стратегией его владельца. Однако прежде чем начать использование какого-либо обозначения, предприниматель должен знать ответы на целый ряд вопросов, например, какие обозначения могут быть использованы в качестве товарных знаков, обязательна ли их регистрация, кто является законным владельцем товарного знака, какие права ему принадлежат и как ими грамотно распорядиться. Попробуем на них ответить.

Общие положения

ГК РФ выделяет следующие виды средств индивидуализации юридических лиц, товаров, работ, услуг и предприятий:

  • фирменное наименование,
  • товарный знак (знак обслуживания),
  • коммерческое обозначение1,
  • наименование места происхождения товара.

За исключением фирменного наименования все остальные средства индивидуализации (в том числе и товарные знаки) вправе использовать в своей деятельности не только юридические лица, но и индивидуальные предприниматели. Обратите внимание, что физические лица, не зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, не могут обладать правами на тот или иной товарный знак.

Правовому регулированию отношений, связанных с использованием товарного знака, посвящен параграф 2 гл. 76 четвертой части ГК РФ. В значительной части нормы ГК РФ вобрали в себя положения действовавшего ранее Закона РФ от 23.09.1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров». Кроме того, наша страна участвует в ряде международных договоров, многие положения которых в той или иной степени также получили отражение в российском законодательстве2.

Определение товарного знака дано в статье 1477 ГК РФ, согласно которой это обозначение, используемое для индивидуализации товаров. Обозначение, используемое для индивидуализации работ и услуг, получило название знак обслуживания. Учитывая схожесть этих средств индивидуализации, правила о товарных знаках применяются и к знакам обслуживания. Поэтому все, что далее будет сказано о товарных знаках, относится также и к знакам обслуживания.

Как следует из приведенного определения, товарный знак – это обозначение, с помощью которого потребитель может отличить товары и услуги одного производителя от товаров и услуг другого. Товарный знак приравнивается к результатам интеллектуальной деятельности и является объектом интеллектуальной собственности.

В повседневной жизни распространены различные наименования товарного знака. Вот лишь некоторые из них: «товарная марка», «логотип», «торговый знак», «бренд», «фирменная символика». По своей сути все эти наименования являются синонимами, однако товарный знак – юридически более точное понятие. Из всего перечисленного только товарный знак официально отнесен ГК РФ к средствам индивидуализации и является объектом правовой охраны.

Так, словосочетание «торговая марка» – не что иное, как перевод с англ. «trademark». Именно этот термин используется, например, в документах ВОИС (Всемирной организации интеллектуальной собственности). Бренд представляет собой не столько юридическое понятие, сколько маркетинговое, и рассматривается, как правило, намного шире, чем товарный знак. Иногда понятие «бренд» применяют к общеизвестным товарным знакам. Логотип – это оригинальное изображение словесного обозначения, часто с использованием необычных шрифтов.

Разработать товарный знак для индивидуализации своих товаров, работ или услуг можно самостоятельно или обратившись в компанию, которая занимается этим профессионально. При создании товарного знака, как правило, учитываются различные факторы, начиная от способности обозначения сформировать у потребителя положительные ассоциаций с производимым (продаваемым) товаром до возможности введения дополнительной защиты от фальсификаций.

К сожалению, не всегда учитывается еще один весьма существенный фактор – наличие уже зарегистрированных товарных знаков, аналогичных или схожих с теми обозначениями, что находятся в стадии разработки. Особенно это характерно для случаев самостоятельного «придумывания» товарного знака. И может получиться так, что в результате большой творческой работы создан интересный товарный знак, который ранее уже был кем-то зарегистрирован. Печально, если в разработку такого товарного знака были вложены существенные средства (например, проведен социологический опрос потенциальных потребителей). Для того чтобы этого не произошло, рекомендуем в процессе создания нового обозначения отслеживать уже зарегистрированные товарные знаки, например, через информационные базы, представленные на сайте федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности – Роспатенте3.

Следует ли регистрировать используемое обозначение как товарный знак?

Безусловно, регистрация обозначения в качестве товарного знака – это право предпринимателя, действующее законодательство такой обязанности не содержит. Однако следует знать, что только обозначение, зарегистрированное в установленном законом порядке, подлежит правовой охране. При этом оно должно пройти проверку на соответствие критериям охраноспособности, которая осуществляется в...

Вы видите начало этой статьи. Выберите свой вариант доступа

Купить эту статью
за 500 руб.
Подписаться на
журнал сейчас
Получать бесплатные
статьи на e-mail

Читайте все накопления сайта по своему профилю, начиная с 2010 г.
Для этого оформите комплексную подписку на выбранный журнал на полугодие или год, тогда:

  • его свежий номер будет ежемесячно приходить к вам по почте в печатном виде;
  • все публикации на сайте этого направления начиная с 2010 г. будут доступны в течение действия комплексной подписки.

А удобный поиск и другая навигация на сайте помогут вам быстро находить ответы на свои рабочие вопросы. Повышайте свой профессионализм, статус и зарплату с нашей помощью!

Рекомендовано для вас

Законные проценты: практика применения

В середине прошлого года в ГК РФ появилась новая статья 317.1 «Проценты по денежному обязательству». Ее применение сразу вызвало множество вопросов у представителей юридического сообщества. Например, можно ли одновременно применить данную статью и ст. 395 ГК РФ о процентах за пользование чужими денежными средствами? Мы проанализировали практику применения новой статьи и нашли ответы на самые актуальные вопросы.

Как быть с валютными кредитами?

В связи с существенной девальвацией рубля многие граждане, которые брали кредиты в иностранной валюте, оказались в сложной экономической ситуации. Некоторые из них пытаются уменьшить долговое бремя, договариваясь с ­банками на добровольных началах. Другие обращаются в суд, пытаясь оспорить кредитный договор или установить валютный курс. Узнаем, в каких случаях валютные ­заемщики имеют шансы на успех в суде, а в каких подача иска окажется ­безрезультатной.

Подводные камни договоров с инкассаторами

Предпринимателям, которые пользуются услугами инкассаторов важно знать, что организации, занимающиеся инкассацией, обычно предлагают заключить договор по своей типовой форме. Однако она, чаще всего, содержит немало невыгодных для клиента условий. Это и ограничение ответственности инкассаторской организации, и установление платы за отказ клиента от договора, и упрощенное подтверждение факта оказания услуг. А между тем сама инкассаторская организация может не иметь достаточную оснащенность средствами охраны, что ведет к риску утраты ценностей клиента. Выясним, какие нюансы необходимо ­учитывать, ­подписывая договор на инкассацию.

Какие из банковских комиссий являются незаконными?

Не секрет, что некоторые банки взимают со своих клиентов различные комиссии, как говорится, за каждый чих. Практика показывает, что жадность отдельных банков переходит все границы, и недовольные клиенты идут в суд, чтобы оспорить незаконные комиссии. Но за что на самом деле банк вправе взимать плату с клиентов, а за что – нет? Из статьи вы узнаете ответ на этот вопрос.

Как поступить, если арендатор оставил имущество?

Бизнесмены, у которых основной вид деятельности связан со сдачей в аренду недвижимости, нередко сталкиваются с ситуацией, когда у арендатора возникают финансовые сложности и он не в силах оплачивать арендную плату. Поговорим о том, как коммерсанту в этом случае лучше себя вести, и постараемся дать несколько советов, позволяющих снизить риски для арендодателя от обращения оставленного арендатором имущества в свою пользу.

Некоторые практические вопросы отправки претензий

Представляем вашему вниманию статью победителя конкурса «Профессиональное братство в действии», посвященную вопросам, которые могут возникнуть у предпринимателей при отправке претензии контрагенту, не выполняющему обязательства по договору.

Особенности договора аренды торговых площадей

Зачастую договор аренды по своему объему может сравниться с небольшой книгой. Немудрено, что предпринимателю трудно сориентироваться в таком количестве страниц, когда нужно не только прочитать информацию, но и проанализировать ее. Бывает, что предприниматель просто наудачу ставит свою подпись под соглашением. Вот тут и начинаются сюрпризы. Арендодатель, как опытный охотник, расставляет по тексту немало хитрых ловушек для арендатора. Например, вы решили кардинально поменять сферу деятельности, потому что в данный момент работаете в убыток. Однако оказывается, что подписанный вами договор запрещает «самоуправство». Таким образом вы попали в зависимость от мнения собственника торгового центра. Кроме того, вы должны понимать, что приложения к договору тоже являются его частью, поэтому их нужно внимательно изучать. Автор поможет разобраться в условиях договора, предупредит о возможных ловушках и посоветует формулировки, выгодные вам.

Протокол разногласий к гражданско-правовому договору

В статье рассмотрены случаи, когда необходимо составлять протокол разногласий, его отличия от дополнительного соглашения и приложения к договору, приведен образец протокола разногласий и протокола согласования разногласии. Кроме того, мы поговорим о последствиях, к которым приводит оставление протокола разногласий без внимания.